Санитарно-эпидемиологическое благополучие работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий

Организация и проведение федерального государственногосанитарно-эпидемиологического надзора

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется ФМБА России и его территориальными органами в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Основными задачами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях и в организациях, подлежащих обслуживанию ФМБА России.

Деятельность ФМБА России и территориальных органов ФМБА России, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные бюджетные учреждения здравоохранения центры гигиены и эпидемиологии ФМБА России и научно-исследовательские учреждения ФМБА России.

Количество территориальных органов ФМБА России (межрегиональных и региональных управлений) на 1 января 2015 г. – 38, федеральных государственных бюджетных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России – 56.

Организация и проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Общее количество проведенных в 2014 г. проверок за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия – 6 160. Общее количество проведенных проверок снизилось на 15 % по сравнению с 2013 г.

В 2014 году плановые проверки проводились по плану, согласованному с органами прокуратуры. Было запланировано 2 478 плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Плановых проверок проведено 2 377, по сравнению с 2013 г. количество плановых проверок уменьшилось на 17 %.

Выполнение утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок в 2014 г. составило 96 %, в 2013 г. – 96 %.

Внеплановых проверок в 2014 г. проведено 3783. Внеплановые проверки проводились на основании статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По сравнению с 2013 г. количество проверок снизилось на 13 %.

В органы прокуратуры в 2014 г. было направлено 396 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, из них согласовано с органами прокуратуры 305 (77 %), отказано органами прокуратуры в согласовании – 91 заявление (23 %) (в 2013–15 %).

Количество проверок, при которых привлекались экспертные организации, – 2854, что составляет 46 % к общему числу проверок.

Общее количество проверок по итогам проведения которых выявлены нарушения, – 2 384, из них при плановых проверках – 1 314, при внеплановых проверках – 1 070.

Плановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 55 %. По результатам указанных проверок с нарушениями выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. Удельный вес проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, к общему количеству плановых проверок с нарушениями – 79 %.

Внеплановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 28 %. По результатам таких проверок с нарушениями выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. Удельный вес проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, к количеству внеплановых проверок с нарушениями – 64 %.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, – 2274, в том числе при плановых проверках – 440, при внеплановых проверках – 834.

По итогам проверок в 13 случаях было применено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа вынесено в отношении граждан – 66 (3 %), должностных лиц – 1245 (61 %), индивидуальных предпринимателей – 357 (17 %), юридических лиц – 352 (17 %).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 7797 тыс. руб.

Основные результаты деятельности по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работающих и населения при эксплуатации объектов использования атомной энергии

К обслуживаемым ФМБА России объектам использования атомной энергии относятся предприятия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»), включая предприятия ядерного оружейного и атомного энергетического комплексов, предприятия атомного судостроения и судоремонта, объекты по обращению с радиационными отходами, научно-исследовательские институты, имеющие в своем составе площадки, на которых ведутся радиационно опасные работы, исследовательские реакторы и ядерные установки медицинского назначения.

В 2014 г. в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора территориальными органами ФМБА России в плановом порядке проверено 42 организации Госкорпорации «Росатом» (в 2013 г. – 46).

В 2014 году в два раза сократилось общее количество внеплановых мероприятий (с 540 в 2013 г. до 240 внеплановых мероприятий в 2014 г.). Необходимо отметить, что в структуре внеплановых мероприятий в 2014 г. преобладали мероприятия, связанные с выходом должностных лиц на предприятия по заявлениям организаций с целью получения санитарно-эпидемиологических заключений на условия труда (в 2013 г. преобладали внеплановые мероприятий по контролю выданных ранее предписаний). Также в 2014 г. значительно сократилось количество мероприятий, связанных с внеплановыми проверками организаций Госкорпорации «Росатом» по жалобам граждан, обращению общественных организаций.

Случаев превышений дозовых пределов, установленных санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», в 2014 г. на предприятиях Госкорпорации «Росатом» не зарегистрировано.

Вышеизложенное позволяет оценить радиационную обстановку
в 2014 г. в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, как достаточно благополучную.

Основные результаты деятельности по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работающих и населения при эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия и других химически опасных объектов

Федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор организован и осуществляется за семью объектами по уничтожению химического оружия в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На двух объектах (в поселке городского типа Горный Саратовской области и в г. Камбарка Удмуртской Республики) работы по уничтожению химического оружия завершены в 2005 и 2009 гг., но продолжаются работы по переработке продуктов, образовавшихся в процессе уничтожения отравляющих веществ. В 2014 г. начались работы по ликвидации последствий деятельности данных объектов.

Учитывая, что на объектах уничтожались высокотоксичные химические вещества, и не исключая факт возможного остаточного загрязнения отравляющими веществами строительных конструкций зданий и помещений, технологического оборудования, работы по ликвидации последствий деятельности объектов по уничтожению химического оружия по своему масштабу и потенциальной опасности сопоставимы с работами по уничтожению химического оружия. В этот период следует обеспечить дальнейшее медико-санитарное сопровождение работ.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют 6 межрегиональных управлений ФМБА России. Деятельность территориальных органов ФМБА России обеспечивают 6 центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России и их структурные подразделения – промышленно-санитарные лаборатории, размещенные непосредственно на территории объектов по уничтожению химического оружия.

ФМБА России продолжается ведение единой системы медицинского мониторинга (ЕСММ) при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия, которая представляет собой систему динамического наблюдения за состоянием здоровья как отдельных групп населения, так и индивидуально каждого человека и среды обитания с целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания, в том числе и химического фактора.

ЕСММ включает в себя две подсистемы: мониторинга здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала объектов по уничтожению химического оружия, населения, проживающего в зоне защитных мероприятий (подсистема «Мониторинг здоровья») и мониторинга санитарно-гигиенического состояния объектов по хранению и уничтожению химического оружия (подсистема «СанГиМо»).

По состоянию на 31 декабря 2014 г. сводная база данных ЕСММ содержит сведения о 4 531 979 исследованиях, проведенных с момента запуска объекта всеми лабораториями, размещенными на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, из них с превышением (в основном по общепромышленным загрязнителям) – 1 567 исследований (0,036 %).

Случаев превышения гигиенических нормативов содержания отравляющих веществ в окружающей среде не зарегистрировано.

Сотрудниками федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт гигиены, токсикологии и профпатологии» Федерального медико-биологического агентства в 2014 г. осуществлялись работы по проведению обследования, лечения и экспертизы по установлению причинной связи заболеваний работников объектов по уничтожению химического оружия и граждан, проживающих в зоне защитных мероприятий. Результаты исследований показали, что в целом выявленные отклонения в состоянии здоровья населения соответствуют средним показателям по России. Во всех регионах при обследовании населения не было выявлено заболеваний, развитие которых можно было связать с воздействием на организм отравляющих веществ.

В рамках выполнения федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации
(2009–2014 годы)» ФМБА России ведет работу по созданию медико-санитарных паспортов химических опасных объектов и территорий их расположения для получения полной информации об угрозах персоналу данных объектов, населению и окружающей среде.

В ходе подготовки медико-санитарных паспортов проводится изучение показателей здоровья персонала объектов и населения, состояния производственной и окружающей среды. Определяется комплексная характеристика степени напряженности медико-экологической ситуации в районе расположения химически опасного объекта с оценкой рисков для здоровья населения, проживающего в районе расположения химически опасного объекта.

Результаты исследований вносятся в базу данных созданной в ФМБА России автоматизированной информационно – аналитической системы обеспечения химической безопасности на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России. В настоящее время информационное и программное обеспечение автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения химической безопасности внедрено в 13 территориальных органах (межрегиональных управлениях ФМБА России и их территориальных отделах), 27 учреждениях здравоохранения Центра гигиены и эпидемиологии медико-санитарной части и охватывает 19 химических опасных объектов, подлежащих обслуживанию ФМБА России, включая территории их расположения.

Основные результаты деятельности по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия космонавтов при проведении работ по предстартовой подготовке космических аппаратов к запуску с космодрома «Байконур», при выполнении космических полетов по пилотируемым программам

В течение 2014 года был организован контроль за обеспечением санитарно-противоэпидемического режима, проведением ограничительно-обсервационных мероприятий, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний экипажей космонавтов, в местах их размещения, питания, отдыха и тренировок, за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при проведении работ с участием экипажей космонавтов на заключительных этапах предстартовой подготовки к запускам с космодрома «Байконур» 4 транспортных пилотируемых кораблей (ТПК): «Союз ТМА-12М», «Союз ТМА-13М», «Союз ТМА-14М», «Союз ТМА-15М» и 4 транспортных грузовых кораблей (ТГК): «Прогресс М-22М», «Прогресс М-23М», «Прогресс М-24М», «Прогресс М-25М», а также обеспечена готовность к выполнению мероприятий на случай возникновения аварий при пусках ракет с космодрома «Байконур» при запусках 21 космического аппарата.

Проведены лабораторные исследования проб питьевой воды (237 проб), воздуха (154 пробы), смывов (2387 проб), взятых с поверхностей интерьера, оборудования и оснащения в местах предстартовой подготовки экипажей космонавтов на космодроме «Байконур», на территории площадки 17 «К» филиала «Байконур» федерального государственного бюджетного учреждения «Нучно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина», на территории отеля «Звездный» на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям по нормируемым гигиеническим показателям для среды обитания космонавтов в пилотируемом космическом аппарате. Нарушений требований санитарного законодательства в местах проведения работ, связанных с подготовкой космического аппарата к запуску, не выявлено.

Случаев инфекционных заболеваний, острых профессиональных заболеваний и отравлений космонавтов на этапах подготовки к запуску пилотируемого космического аппарата и при осуществлении космических полетов по пилотируемым программам, а также среди лиц, непосредственно контактирующих с членами экипажей на заключительном этапе предстартовой подготовки к запускам пилотируемых космических аппаратов, не зарегистрировано. В местах проведения работ по подготовке экипажей космонавтов использовался комплекс программ «Мониторинг санитарно-эпидемиологического обеспечения космических полетов», утвержденный приказом Федерального медико-биологического агентства от 31 июля 2012 г. № 216.

С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия экипажей космонавтов при выполнении космических полетов по пилотируемым программам проведена санитарно-эпидемиологическая оценка оборудования и технических средств бортовых систем жизнеобеспечения, научной аппаратуры, приборов, укладок, биоматериалов и химических реактивов для выполнения космических экспериментов, изделий снаряжения, медицинского обеспечения, питания, предметов психологической поддержки и личных вещей экипажей космонавтов, на соответствие требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, установленных для среды обитания космонавта в пилотируемом космическом аппарате.

Принято участие в рассмотрении и согласовании проекта концепции федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2016–2025 годов в обеспечении космической деятельности Российской Федерации» и одноименного проекта федеральной целевой программы, а также проектной документации «Космодром «Восточный».

Проблемные вопросы

На основании статей 42 и 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» финансовое обеспечение оказания медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований осуществляется за счет:

средств ОМС, выделяемых в рамках территориальных программ ОМС;

бюджетных ассигнований федерального бюджета (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе ОМС).

В целях реализации поэтапного перевода федеральных медицинских организаций на одноканальное финансирование с 2015 года за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания медицинскими организациями, подведомственными ФМБА России, осуществляется оказание медицинской помощи по отдельным мероприятиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1540 «Об особенностях организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи, в том числе предоставления дополнительных видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда».

Таким образом, оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС жителям отдельных территорий может осуществляться только за счет средств ОМС.

Актуальным остается вопрос с обеспечением населения обслуживаемых территорий и работников организаций реабилитационными методами лечения.

Задачи по сохранению трудоспособности квалифицированных работников, предупреждению и замедлению прогрессирования профессиональных заболеваний могут быть полноценно реализованы только при сохранении медицинской реабилитации, как одной из основных составляющих комплексного подхода медико-санитарного обеспечения работников предприятий с особо опасными факторами производства, включающего также амбулаторно-поликлинический этап, стационарный (ранний и поздний) этап и санаторно-курортное лечение.

Индивидуальные программы реабилитации прикрепленного контингента разрабатываются на основе данных изучения технологии производственного процесса и возможности его влияния на развитие производственных и производственно обусловленных заболеваний, что позволяет при разработке комплекса реабилитационных мероприятий обеспечить направленное воздействие на системы и органы-мишени с высоким риском развития патологических состояний и заболеваний при воздействии на них вредных производственных факторов.

Научными организациями, подведомственными ФМБА России, разработано более 100 методических рекомендаций по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению работников особо опасных производств.

Не менее актуально стоит вопрос о проведении медицинской реабилитации пациентам после перенесенного геморрагического острого нарушения мозгового кровообращения, травм с повреждением спинного мозга. Как правило, это молодые люди трудоспособного возраста с благоприятным реабилитационным прогнозом. Оказание высококвалифицированной помощи данной категории пациентов возможно в единичных медицинских организациях. Этот вид помощи является высокозатратным, что определяется длительностью пребывания пациента в специализированном отделении (в том числе в отделении интенсивной терапии и реанимации), применением индивидуальных программ (массажисты, рефлексотерапевты, инструкторы и т.д.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: