В случае разработки собственной системы последующие этапы являются традиционными: по спецификациям технического проекта осуществляется программирование модулей, их тестирование и отладка.
Настройка существующей системы осуществляется по следующим этапам:
- наполнение системы фактическими данными;
- построение процедур их обработки;
- интеграция процедур внутри автоматизированных рабочих мест;
- интеграция автоматизированных рабочих мест в систему.
50. CASE-технологии – методологическая и инструментальная база консалтинга.
За последние два десятилетия сформировалось новое направление в программотехнике – CASE (C omputer- A ided S oftware/ S ystem E ngineering). Не существует общепринятого определения CASE. Содержание этого понятия обычно определяется перечнем задач, решаемых с помощью CASE-технологий. Очень грубо, CASE-технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения, поддержанную комплексом взаимоувязываемых средств автоматизации. CASE – это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, который позволяет описывать бизнес-процессы на компьютере, используя полученные схемы при разработке или настройке системы.
В большинстве современных CASE-систем применяются методологии структурного анализа и проектирования, основанные на наглядных диаграммных техниках, при этом для описания модели проектируемой системы используются графы, диаграммы, таблицы и схемы. Такие методологии обеспечивают строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней.
Помимо автоматизации структурных методологий и. Как следствие, возможности применения современных методов системной и программной инженерии, CASE обладают следующими достоинствами:
- улучшают качество создаваемого ПО за счет средств автоматического контроля (прежде всего, контроля проекта);
- позволяют за короткое время создать прототип будущей системы, что позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат;
- ускоряют процесс проектирования и разработки;
- поддерживают развитие и сопровождение разработки;
- поддерживают технологии повторного использования компонент разработки.
Большинство CASE-средств основано на парадигме методология/метод/нотация/средство. Методология определяет руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемого ПО, шаги работы и их последовательность, а также правила распределения и назначения методов. Метод – это систематическая процедура или техника генерации описаний компонент ПО (например, проектирование потоков и структур данных). Нотации предназначены для описания структуры системы, элементов данных, этапов обработки и включает графы, диаграммы, таблицы, блок-схемы, формальные и естественные языки. Средства – инструментарий для поддержки и усиления методов. Эти инструменты поддерживают работу пользователей при создании и редактировании графического проекта в интерактивном режиме, они способствуют организации проекта в виде иерархии уровней абстракции, выполняют проверки соответствия компонент.
51. Понятие статистических информационных систем.
Статистическая информационная система (СИС) представляет собой межотраслевую многоуровневую систему сбора и обработки учетно-статистической информации, необходимой для управления экономикой страны. Она призвана на основе единой научной методологии значительно расширить возможности использования статистической информации для анализа социально-экономических процессов и явлений, происходящих в экономике, выявления закономерностей, тенденций и прогнозирования развития производства.
Основной целью разработки и внедрения СИС является реализация тех возможностей, которые возникают в связи с развитием экономико-математических методов и современной электронно-вычислительной техники для полного и качественного удовлетворения потребностей управления экономикой в статистической информации на федеральном, отраслевом и региональном уровнях с минимальными трудовыми и материальными затратами.
52. Структура СИС рассматривается в следующих аспектах:
- территориальном;
- функциональном (с распределением на функциональные подсистемы);
- с разделением на обеспечивающие подсистемы.
В территориальном аспекте структура СИС соответствует организационной структуре государственной статистики, состоящей из трех уровней: федерального, регионального, районного (городского). При этом на каждом уровне СИС должны достигаться наилучшие условия для обеспечения статистическими данными как отраслевых, так и территориальных органов управления, а также других потребителей.
Составными частями федерального уровня СИС являются ее региональные и районные уровни. На каждом их них обработка информации осуществляется для решения задач данного уровня. Так, например, на региональном уровне СИС решаются задачи обеспечения статистической информацией местных руководящих органов и предварительно обрабатываются данные для задач, решаемых на федеральном уровне.
Под функциональной подсистемой понимается комплекс статистических работ, объединенных общим объектом статистического наблюдения и представленных системой взаимосвязанных показателей, всесторонне характеризующих состояние и развитие данного объекта.
Статистическое наблюдение на этих объектах организовано по проблемам, определяемым экономическими, социально-политическими, экологическими и другими процессами и явлениями.
Обеспечивающие подсистемы СИС представляют собой комплекс взаимосвязанных средств определенного вида (методологических, технических, организационных), которые обеспечивают функционирование системы в, целом или отдельных ее функциональных подсистем. Как правило, обеспечивающие подсистемы обслуживают СИС в целом, что объединяет все функциональные подсистемы в организационном, методологическом и техническом отношениях.
В составе СИС предусмотрены информационное, программное, техническое, математическое и организацонно-правовое обеспечение.
53. Основные принципы построения статистических информационных систем.
Определяющими принципами создания и функционирования СИС являются:
1. системность разработки ее элементов;
2. единство организационной структуры;
3. единство информационной базы;
4. единство технической базы;
5. интегрированная обработка данных;
6. типизация проектных решений;
7. постановка новых задач;
8. развитие системы и ее преемственность.
1. В основе всех принципов создания СИС как единой информационно-вычислительной системы лежит системный подход, заключающийся в рассмотрении всех ее элементов в единстве и взаимодействии.
2. Принцип единства организационной структуры состоит в общем подходе к построению территориальных и функциональных звеньев СИС и обеспечивающих подсистем. Использование его обеспечивает возможность типизации проектных решений, технологических процессов обработки данных, программного обеспечения и т.д.
3. Единство информационной базы обеспечивает полноту информационного отображения статистических объектов на разных уровнях СИС, однократный ввод исходных данных в систему обработки и их многократное использование для решения различных задач, что существенно повышает эффективность функционирования СИС.
4. Единство технической базы предполагает применение однотипных или совместимых ЭВМ и других технических средств и проведение единой технической политики по развитию технической базы. Этот принцип проявляется в технической, информационной и программной совместимости используемых технических средств и служит основой для разработки проектных решений и применения типовых технологических процессов обработки информации.
5. Интегрированная обработка данных предполагает единство информационной базы, независимость используемых данных от их принадлежности к различным формам отчетности, исключение дублирования данных, взаимную увязку данных различных территориальных уровней в процессе их обработки.
6. Типизация проектных решений состоит в разработке проектов, адекватных для различных уровней и подсистем СИС. Такие проекты ориентированы обычно на стандартную технологию обработки данных, единые форматы сообщений, типовые способы их подготовки и передачи. Применительно к технологическим процессам обработки данных типизация позволяет многократно использовать универсальные эффективные технологии разных уровней системы и сокращать проектные и эксплуатационные затраты. Ориентация при этом делается на применение типовых процедур и пакетов прикладных программ для решения статистических задач.
7. Постановка новых задач предполагает широкое включение задач, практическая реализация которых была ранее затруднена или невозможна из-за технических или технологических трудностей. Как правило, их решение основано на применении экономико-математических методов и принципов интегрированной обработки данных и связано с обработкой больших объемов информации по сложным алгоритмам.
8. Принципы развития и преемственности определяют стратегию поэтапного создания системы, ориентируют разработчиков на ее последовательное развитие и совершенствование и тем самым закладывают определенные требования к решению организационных, методологических, информационных, программных и технических вопросов проектирования и внедрения системы в направлении ее дальнейшего развития и качественного совершенствования.
54. Особенности функционирования статистических информационных систем.
В настоящее время при решении задач связанных со статистикой стали широко применяться автоматизированные рабочие места (АРМ) экономиста-статистика, обеспечивающих более эффективную организацию труда экономистов за счет автоматизации многообразных функций и непосредственного доступа к информационным ресурсам ПЭВМ, установленным непосредственно на рабочем месте экономиста.
АРМ экономиста-статистика автоматизирует различные аспекты деятельности работников статистики и обеспечивает:
- снижение трудоемкости процесса обработки информации;
- повышение оперативности использования получаемой статистической информации;
- повышение персональной ответственности исполнителей за качество и достоверность информации, получаемой на рабочем месте.
Наиболее массовое распространение на региональном и районном уровне системы Госкомстата РФ получил АРМ «Пермстат».
Рассматриваемое АРМ предназначено для обработки первичной отчетности различной периодичности как в монопольном, так и в сетевом режимах. В отличие от других программных средств, используемых для решения регламентных задач, первичные отчеты в АРМ «Пермстат» представляются в виде электронных таблиц, а результатная информация может быть получена в форме сводных, аналитических материалов и графиков.
В АРМ «Пермстат» реализованы следующие функции:
- ввод данных в ПЭВМ с первичных отчетов;
- арифметический и логический контроль вводимых данных;
- корректировка информации;
- расчет данных по задаваемым формулам;
- накопление данных и их хранение по годам и периодам;
- логико-математическая обработка информации для получения;
- статистических материалов по запросам;
- формирование сводных отчетов с выдачей на экран дисплея, на печать, а также на магнитные носители;
- группировка данных по характеристикам предприятий (организаций) и по показателям; подведение итогов как за текущий год, так и во временном разрезе;
- построение графиков и диаграмм по показателям сводных отчетов;
- создание и редактирование образа формы, идентичного первичному отчету, а также образа сводных отчетов по запросу пользователей;
- передача выходных материалов пользователям по каналам связи.
Организация работы АРМ «Пермстат» базируется на применении системной технологии обработки информации, включающей следующие этапы:
- формирование электронных таблиц на основе документов первичной отчетности с использованием необходимых расчетов и методов контроля информации;
- создание сводных отчетов в необходимых разрезах, используя данные электронных таблиц;
- формирование локальных баз данных;
- передача подготовленных сводных отчетов, справок, аналитических записок и других материалов в вышестоящие и другие инстанции;
- получение указаний и запросов на выполнение указанных выше видов работ с учетом изменений и дополнений, выработанных на основе анализа переданных материалов.
Диалог пользователей с ПЭВМ в АРМ «Пермстат» организован по принципу «меню», в состав которого включаются следующие режимы (программы): настройка, классификаторы, отчеты, своды, редактирование, сервис, помощь.
В режиме «Настройка» пользователь определяет нужный ему раздел из перечня классов учетной документации (подкласс отрасли статистики, отдел статистики), а также год для работы с данными соответствующего года.
Режим «Классификаторы» представлен списком классификаторов, используемых для формирования сводных отчетов в виде группировок по значениям кодов этих классификаторов (ОКПО, СООГУ, СОАТО, ОКОНХ и др.). В режиме предусмотрены два вида поиска классификаторов: по ключу (быстрый поиск) и по контексту.
С помощью режима «Отчеты» осуществляется ввод, контроль и запись данных первичной отчетности, поступающих от предприятий и организаций. Меню режима работы с отчетами приведено на рис. 1.
Рис. 1. Меню режима работы с отчетами
При входе в данный режим на экране дисплея высвечивается перечень отчетов, подлежащих вводу для заданного класса (подкласса) отрасли статистики. Затем данные за отчетный период вводятся в электронные таблицы в соответствии с определенным списком предприятий и организаций, отчитывающихся по данной форме.
В процессе ввода производиться проверка правильности введения информации с использованием арифметического и логического контроля по формулам, задаваемыми экономистами. В результате контроля образуется файл протокола, содержащий информацию об обнаруженных ошибках, который можно просмотреть на экране или распечатать. После анализа ошибок отчеты могут быть откорректированы.
В данном режиме работы можно также рассчитать итоговые или средние значения для каждого показателя формы по заданной группе отчетов. Введенные отчеты можно поместить в файл, предназначенный для передачи на вышестоящий уровень системы Госкомстата России.
Режим «Сводки» предназначен для формирования сводных отчетов за соответствующий период времени из первичных отчетов. В сводные отчеты могут быть выбраны любые показатели по усмотрению пользователей, а также с ними могут быть совершены самые разнообразные расчеты.
АРМ «Пермстат» предусматривает графические отображения полученных сводок.
Графики можно строить по любым выбранным показателям сводки, используя различные виды диаграмм.
В режиме «Редактирование» создаются справочники классов отчетности, форм первичной отчетности, а также выполняется проектирование электронных образов форм первичных и сводных отчетов.
В режиме «Сервис» предусмотрены следующие функции: индексирование, копирование, восстановление и сжатие информации, а также выборка данных из классификаторов.
Наконец, режим «Помощь» служит для разъяснения выполнения различных операций в АРМ.
В результате работы АРМ «Пермстат» получаемая сводная информация может быть выведена на печать, записана на магнитные носители, а также передана в виде файла по каналам связи на вышестоящие уровни системы Госкомстата России и в органы управления.
В целом применение АРМ «Пермстат» обеспечивает повышение эффективности решения регламентных задач по обработке первичной отчетности, а применение системной технологии обеспечивает высокое качество и своевременность представления результатных данных, а также типизацию технологического процесса обработки информации на региональном и районном уровне системы Госкомстата России.
55. Автоматизация коммерческой деятельности в области распространения статистической информации.
Статистическая информация широко представлена на зарубежном информационном рынке. Существует несколько сотен АБД, хранящих статистическую информацию, которая используется в различных сферах экономики.
В некоторых зарубежных АБД содержится статистическая информация по России, полученная как из официальных, так и из неофициальных источников, однако ее доля в общем объеме информации, хранящейся в АБД, весьма незначительна.
Расширение гласности статистики, рост интереса к России во всем мире создают возможность построения отечественных коммерческих автоматизированных банков статистических данных (КАБСД). В органах государственной статистики имеются необходимые объективные предпосылки для создания и эксплуатации КАБСД – информационная база, развитая вычислительная сеть, достаточно высокий уровень подготовки кадров.
Создание статистического АБД для коммерческой деятельности направлено на решение следующих основных задач:
- обеспечение информационного обслуживания российских и зарубежных пользователей путем предоставления им доступа к проблемно-ориентированным и специализированным базам данных, содержащим динамические ряды показателей, аналитические текстовые и библиографические материалы российской государственной статистики;
- обеспечение комплексного информационно-справочного обслуживания пользователей путем предоставления им информации о составе баз данных АБД, регламенте их актуализации и пополнения новыми статистическими показателями и материалами, комментариев по методологии исчисления и сопоставления данных, хранимых в АБД;
- обучение пользователей работе с банком данных через автоматизированную обучающую подсистему КАБСД;
- предоставление пользователям консультаций через автоматизированную систему электронной почты.
КАБСД обеспечивает следующие основные режимы информационного обслуживания пользователей: «on-line», «off-line».
Режим «on-line» наиболее распространен и используется в информационном обслуживании пользователей в большинстве коммерческих АБД. ОН обеспечивает непосредственное взаимодействие пользователей с АБД в процессе поиска и обработки информации, которая передается на терминальное устройство (дисплей или персональную ЭВМ) в ходе сеанса работы с АБД.
Режим «off-line» отличается от «on-line» тем, что информация, выдаваемая АБД по запросу пользователя, не направляется на терминальное устройство, а в виде бумажного документа посылается пользователю по почте. Этот режим также достаточно распространен в коммерческих АБД. Он удовлетворяет многих пользователей, которые не нуждаются в особой оперативности получения информации из АБД. Распространенность режима «off-line» обусловлена и достаточно низкой по сравнению с режимом «on-line» стоимостью услуг.
56. Информационные статистические системы на предприятиях и в организациях.
Информационная технологическая поддержка статистической составляющей становится центральным звеном в обеспечении эффективного управления в условиях динамичной рыночной среды.
Статистический учет на предприятии и технология его машинной реализации ориентируется в настоящее время, прежде всего, на внутренние потребности руководства для выполнения им функций управления в новых экономических условиях на базе внутренних и внешних статистических данных. Поставленная задача выдвигает проблему создания статистической информационной системы предприятия (СИСП).
Создание СИСП должно базироваться на двух основополагающих принципах:
1. интеграции в информационную систему управления предприятием,
2. интеграции с внешним информационным пространством.
В качестве наиболее важных отличительных черт СИСП выделим:
- высокая оперативность;
- альтернативность расчетов (вариантность);
- расширенная аналитичность и использование математико-статистических методов (основной акцент делается не на получение исходной информации, а на ее многостороннее исследование с получением вариантных выводов);
- прогнозная ориентация.
В качестве пакетов прикладных программ (ППП), получивших, на сегодняшний день, наибольшее распространение и прошедших многолетнюю апробацию, можно назвать пакеты «Форма» и «Пермстат» в части подготовки и обработки статистических отчетов для решения регламентных задач. А также пакеты «Олимп», «Мезозавр», SPSS и др. в части проведения аналитических исследований при решении задач информационного обслуживания пользователей.
Пакет «ОЛИМП» предназначен для автоматизации обработки данных статистическими методами. Он работает на персональных ЭВМ под управлением операционной системы MS-DOS. Данный пакет может быть использован разнообразными пользователями - от новичков до экспертов в области статистики. В настоящее время пакет «ОЛИМП» является одним из лучших отечественных пакетов в области статистического анализа и прогнозирования данных.
Пакет «ОЛИМП» позволяет организовать полный цикл исследований по статистическому анализу и прогнозированию данных, начиная с ввода исходных данных, их проверке и заканчивая проведением расчетов и анализом результатов на основе широкого набора современных методов прикладной статистики.
Основное предназначение пакета «МЕЗОЗАВР» - это проведение разведочного анализа временных рядов. Имеются в виду ситуации, когда необходимо «пощупать» имеющуюся числовую информацию, по усмотрению исследователя применяя различные методы обработки и анализируя получающиеся при этом результаты и их адекватность. Пакет позволяет осуществлять подобные исследования весьма оперативно и эффективно.
Пакет «МЕЗОЗАВР» используется для анализа временных рядов умеренной (не более нескольких тысяч наблюдений) длины. Диалог происходит по желанию пользователя на русском или английском языке. Управление осуществляется с помощью меню, клавиш быстрого доступа.
Пакет реализует следующие основные процедуры по анализу временных рядов: сглаживание, прогнозирование, фильтрация, а также построение различных регрессионных зависимостей. Все процедуры снабжены мощной графической поддержкой с большим числом интерактивных возможностей, таких, как возможности установки различных шкал, увеличения любого куска графика и т.д.
Пакет «SPSS» является одним из самых мощных универсальных и удобных в эксплуатации статистических пакетов.
Он реализует следующие возможности:
- включает в себя около 100 процедур статистической обработки в базовом модуле, а семейство дополнительных модулей представляет собой фактически все статистические инструментарии;
- осуществляет доступ к данным, находящимся практически в любом месте, включая возможность легко и быстро соединять несколько баз данных;
- предоставляет возможность по-новому взглянуть на данные и увидеть их интересные свойства, обычно остающиеся скрытыми в стандартных отчетах;
- дает возможность при помощи встроенного языка скриптов изменять как интерфейс, так и различные процедуры.