Проверка исправности подшипников

Для того чтобы измерять радиальный зазор подшипников электродвигателей с короткозамкнутыми и фазными роторами, существует специальное приспособление.

Приспособление (рис.9 а) состоит из основания 2, вертикальной стойки 3, ползуна 4 с зажимом фиксации горизонтальной стойки 5, индикатора часового типа 6 и устройства для крепления приспособления на валах элек­тродвигателей с фазным ротором, состоящего из призмы 7, регулируемого зажима 8 и винта крепления 9.

Крепление приспособления на роторе электродвига­теля с короткозамкнутым ротором показано на рисунке (9 б)

Для измерения зазора индикатор устанавливают та­ким образом, чтобы его ножка упиралась в наружное кольцо подшипника и была перпендикулярна к его обра­зующей. Подшипник перемещают в направлении оси ин­дикатора вверх и вниз до упора. Разность показаний ин­дикатора при нижнем и верхнем положении наружного кольца подшипника соответствует зазору в подшипнике.

Подлежащие замене подшипники снимают с вала, ис­пользуя специальные съемники. Наиболее удобен уни­версальный съемник со сменной вставкой.

На рисунке 10 показаны конструкции съемников для съема подшипников с валов электродвигателей.

Рисунок 9 Приспособление для измерения радиального зазора в подшипниках электрических машин без съёма свала

а—конструкция приспособления: 1—захват; 2— основание; 3—вертикальная стойка;

4 —ползун, 5—горизонтальная стойка; 6—индикатор; 7—призма;8 — регулируемый зажим; 9 — винт крепления;

б — крепление приспособления на роторе короткоэамкнутого электродвигателя; 1— ротор,

2 — ползун;3—стойка индикатора; 4 — контролируемый подшипник.

Рисунок 10 Съёмники для съёма подшипников с валов электрических машин:

а—универсальный съемник со сменной вставки!: 1—вставка; 2—тяга; 3—поперечина;

4— ходовой винт с рукояткой; 5— упорная планка;

б—съемник с разъемным захватом;

в—съем подшипника с вала универсальным съемником.

После съема подшипника посадочное место на валу ротора протирают обтирочным материалом, смоченным в бензине, и микрометром измеряют диаметр вала в месте посадки подшипника

Рисунок 11 Приспособление для нагревания подшипников ка­чения.

1—плита; 2—подшипник; 3—сердечник; 4—вставка сердечника;

5—шарнир; в—зажимы; 7—обмотка.

Если посадочное место не из­ношено, на вал напрессовывают новый подшипник.

Подшипник, предназначенный для установки на место выбракованного, промывают в бензине с добавкой 10% автола или дизельного масла до полного удаления консервационной смазки. Затем подшипник нагревают в масляной ванне или с помощью специального приспособ­ления до температуры 80° С и напрессовывают на вал.

При нагреве в масляной ванне следят, чтобы подшип­ники не касались стенок или днища ванны.

Нагрев подшипников в масляной ванне имеет ряд не­удобств, поэтому целесообразно пользоваться приспособлением для индукционного нагрева подшипников.

Приспособление (рис 11) состоит из плиты 1и коль­цевого сердечника 3, на нижнюю часть которого намо­тана первичная обмотка с выводами через 100, 150 и 200 витков. Кольцевой сердечник набран из листов элек­тротехнической стали. В верхней части сердечник имеет вставку 4, закрепленную на латунном шарнире, так чтобы ее можно было отбрасывать при надевании под­шипника на сердечник.

Для изготовления сердечника приспособления обычно используют сердечники выбракованных высоковольтных трансформаторов тока. Его можно изготовить и прямо­угольной формы, используя при этом железо магнитопровода осветительных трансформаторов.

Вторичной обмоткой приспособления служат внешнее и внутреннее кольца подшипника, которые фактически являются короткозамкнутыми витками и при подаче на первичную обмотку напряжения 12—36 В быстро на­греваются. Первичную обмотку приспособления обычно подключают к переносному понижающему трансформа­тору.

Индукционным способом подшипник нагревается примерно в три раза быстрее, чем в масляной ванне. Температуру нагрева подшипника измеряют термомет­ром со шкалой 0—100°С. Шарик термометра при изме­рении температуры подшипника оборачивают фольгой, прикладывают к кольцу подшипника, а сверху для уменьшения рассеивания тепла покрывают слоем ваты. Температура подшипника при нагреве не должна превы­шать 80° С.

Нагретый подшипник напрессовывают на вал легки­ми ударами молотка по цилиндрической наставке, упи­рающейся во внутреннюю обойму подшипника. После напрессовки проверяют легкость вращения наружного кольца подшипника. Кольцо должно вращаться без за­метного торможения и заедания.

Вал ротора при износе посадочных мест под подшип­ники, посадочного места под шкив или соединительную муфту, а также боковых стенок шпоночной канавки ре­комендуется ремонтировать в мастерской хозяйства, так как при ремонте требуется специальное обору­дование.

При износе посадочные места под подшипники, шкив и соединительную муфту очищают от масла обтирочным материалом, смоченным в бензине, а следы коррозии удаляют стальной щеткой.

Ротор устанавливают в центры наплавочной уста­новки и наплавляют поверхность изношенных посадоч­ных мест вибродуговым способом проволокой из стали У7 или У8.

Чтобы не допустить сильного нагрева вала и, как следствие, его изгиба, режимы наплавки должны обес­печивать наименьшую толщину наплавляемого слоя ме­талла (0,75—1,5 мм).

При наплавке посадочного места под шкив или со­единительную муфту, чтобы исключить возможность пре­рывания дуги при переходе мундштука наплавочной головки через шпоночную канавку, канавку закрывают графитовой вставкой.

После наплавки ротор устанавливают на токарный станок, протачивают наплавленную поверхность до но­минального размера и шлифуют шлифовальной шкуркой до чистоты обработанной по­верхности, соответствующей 7-му классу.

Шпоночную канавку в зависимости от вида повреж­дения ремонтируют двумя способами.

При износе боковые поверхности шпоночной канавки зачищают трехгранным шабером до удаления следов износа. Затем изготавливают ступенчатую шпонку с раз­мерами, обеспечивающими нормальную посадку шпонки в шпоночном пазу. Зазор между шпонкой и боковой поверхностью шпоночной канавки для электродвигате­лей I—3-го габаритов допускается 0,1 мм, а 4—9-го га­баритов — 0,15 мм.

Поврежденные боковые стенки шпоночной канавки зачищают стальной щеткой до удаления следов корро­зии и наплавляют вручную от сварочного трансформато­ра, генератора или выпрямителя электродами типа Э42 диаметром 3 мм при токе 90—120 А. После наплавки вал устанавливают на столе фрезерного станка и фре­зеруют наплавленные поверхности до получения номи­нальных размеров шпоночной канавки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: