Будут ли нераскаявшиеся грешники вечно мучиться в аду

Понравилось бы Вам, если бы во дворе Вашего дома день и ночь непрерывно горела куча мусора? Скорее всего, Вы не допустили бы этого. Господь никогда не думал о наказании беззаконников в пламени адского огня, горящего вечно, чтобы время от времени подбрасывать туда очередную партию грешников. Подобное представление об аде - это изобретение превратного человеческого разума, возникшее при содействии самого первого обманщика и убийцы. Когда он уговорил Еву сорвать запретный плод, то успокоил ее словами: «Нет, не умрете» (Бытие 3:4).

Идея жизни после смерти, в том числе в вечных муках ада, владела умами людей на протяжении всей земной истории. Но Бог не может допустить увековечивания греха ни в каком виде. Он изгнал согрешившего Адама из Едемского сада, чтобы «не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22).

Что происходит с человеком после смерти? Из предыдущего урока мы узнали, что умерший спит смертным сном вплоть до дня своего воскресения. «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Книга Иова 14:12).

Что же такое ад в библейском понимании?

Упоминание о нем мы находим как в Ветхом, так и в Новом Заветах:

«Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде» (Псалтирь 30:18);

«Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу» (Псалтирь 29:4);

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть

и ад повержены в озеро огненное» (Откровение 20:13,14);

«Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”.

“Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”» (1 Послание к Коринфянам 15:54,55).

Слова «ад» и «преисподняя» в Ветхом Завете переведены с еврейского слова «шеол» и в Новом Завете с греческого «гадес» и означают на языках оригиналов «тьма», «пустота», «место под землей», «могила», «царство молчания и мрака», «место для мертвых». Основываясь на этих значениях, мы видим, что библейское понятие «ад» никак не вяжется с представлением о нем как о месте мучения грешных душ, истязуемых бесами и непрестанно поджариваемых на раскаленных сковородках.

Кроме слова «ад», в Библии часто встречается слово «геенна». «Геенной» древние евреи называли долину Еннома, или Тофет, куда с окрестностей Иерусалима сваливали весь мусор и где в целях санитарии постоянно поддерживался огонь. Слово «геенна», ставшее затем именем нарицательным, означало место проклятия и ассоциировалось с мрачной страницей в истории Божьего народа. Именно здесь отступившие от Господа иудеи приносили в жертву языческим богам своих детей: «Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь… устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места… И дома Иерусалима, и дома царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми» (Книга пророка Иеремии 7:30-32; 19:13).

Иисус, давая наставление Своим ученикам, использовал образ геенны, чтобы показать опасность, подстерегающую каждого грешника: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Евангелие от Матфея 10:28);

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” (в переводе с арамейского - «пустой», «безмозглый»), подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Евангелие от Матфея 5:22);

«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Евангелие от Марка 9:43,44).

Что значит «огонь не угасает»? Можно ли использовать этот текст для подтверждения теории о вечных мучениях грешников в аду? Так же, как выражение «если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее», так и слова «где червь их не умирает и огонь не угасает», нельзя понимать буквально. Неумирающий червь и неугасимый огонь символизируют полноту и неизбежность уничтожения, которая постигнет всех нераскаявшихся в своих грехах людей. Аналогичен по значению текст из Книги Откровение:

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное… и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откровение 20:10). «Во веки веков», то есть до полного исчезновения. У пророка Иезекииля сказано о полном уничтожении главного мятежника Вселенной:

«…ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» (Книга пророка Иезекииля 28:19). Так же, как города Содом и Гоморра, подвергшиеся, по словам Библии, «казни огня вечного» (Послание Иуды 1:7), давным давно полностью уничтожены и превращены в пепел, так и «все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день… так что не оставит у них ни корня, ни ветвей… ибо они будут прахом под стопами ног» праведников (Книга пророка Малахии 4:1,3).

Во время лесных пожаров у деревьев часто обгорают только ветви. Малахия говорит, что огонь, ниспосланный Богом, уничтожит и корни зла.

Ничто не спасет грешников от законного правосудия, и никому не удастся его избежать. Неутолимое пламя, не знающее пощады, прекратится лишь после уничтожения всякого греха. Во все времена находились люди, верившие в существование страшного ада и вечных мучений в нем. Но их представления основывались на неверном понимании истинного характера Божьего. Только испорченное злом человеческое сердце может чувствовать удов-летворение от созерцания пыток и страданий. Неужели мы можем себе представить милосердного и любящего Творца Вселенной, который всю вечность будет наблюдать мучения наказываемых Им грешников?

Однажды Христос, обличая фарисеев, рассказал им поучительную притчу о богаче и Лазаре. В этой вымышленной истории использованы характерные для слушателей того времени представления об аде и рае. Параллельно с важной духовной истиной, ради которой приведена притча, можно увидеть и несостоятельность теории о загробной жизни:

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: “отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем”...» (Евангелие от Луки 16:22-24).

Можете ли Вы себе представить место обитания святых, которое хоть и отделено от ада великой пропастью, но все же достаточно близко к нему, чтобы праведники могли видеть и слышать все, что происходит с мучающимися в неугасающем пламени грешниками? Будет ли такой рай действительно раем? Как капля воды может угасить неутолимую жажду?

Многие современные христиане пытаются оправдать свои заблуждения, основываясь на буквальном понимании аллегорических текстов Священного Писания и образного языка притчей. При этом они закрывают глаза на прямые утверждения Библии, которые не вписываются в их учение.

О том, какая судьба ожидает нераскаявшихся грешников, Слово Божье говорит ясно и однозначно, не допуская никаких двусмысленных толкований:

«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откровение 20:9);

«Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится, ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенн о, как сухая солома » (Книга пророка Наума 1:9,10);

«Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом» (Книга пророка Исаии 66:16);

«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и

поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Книга пророка Малахии 4:1-3).

Люди, избравшие путь беззакония, будут полностью уничтожены. Они упустят драгоценную возможность обрести оправдание во Христе. Будучи крайне трагичным событием, истребление грешников будет в то же время проявлением Божественной милости. Милости к ним самим, ибо оно произойдет мгновенно. Милости и ко всей Вселенной, поскольку неискорененный грех не может принести ни его обладателю, ни тем, кто его окружает, ничего, кроме постоянно умножающихся беззаконий и страданий.

Когда придет конец скорбному периоду вселенского богоотступничества, осуществится первоначальный замысел Божий и наша планета навсегда будет заселена счастливыми людьми. Славою небесной сотрется память о совершенных злодеяниях.

«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Книга пророка Исаии 65:17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: