Образовательные технологии

При проведении лекционных и семинарских занятиях в учебном процессе по освоению дисциплины «Криминология» применяются следующие образовательные технологии: применение компьютерных средств (электронные учебники, системы Консультант, Гарант, Кодекс,), глобальные компьютерные сети, разбор конкретных ситуаций, привлечение к занятиям практических работников следственнно-судебных органов, технология сотрудничества, деловые и ролевые игры, коллективная мыслительная деятельность, эвристическая беседа, самостоятельная работа с литературой, семинар-практикумы.

Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин и составляет 14 часов по данной дисциплине.

При проведении лекционных и семинарских занятиях в учебном процессе, по освоению дисциплины «Криминология», применяются следующие образовательные технологии: применение компьютерных средств (электронные учебники, системы Консультант, Гарант, Кодекс,), глобальные компьютерные сети, анализ конкретных ситуаций, развитие критического мышления, дисскуссии, мозговой штурм, привлечение к занятиям практических работников следственнно-судебных органов, коллективная мыслительная деятельность, эвристическая беседа, самостоятельная работа с литературой.

Все возрастающий поток информации требует внедрения таких методов

обучения, которые позволяют за достаточно короткий промежуток времени

передавать достаточно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень

овладения изучаемого материала и закрепления его на практике.

Студент юридического факультета должен быть наделен такими качествами, как: умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умение самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять эти знания на практике для решения разнообразных проблем.

Студент должен уметь самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща, в разных областях, в различных ситуациях.

Особенности интерактивных методов связаны с необходимостью моделировать координированные усилия групп людей с не полностью совпадающими интересами, решать проблемы, преодолевать содержательные и

межличностные конфликты. Общение – основа интерактивных методов, важнейшая потребность человека, оно возможно в диалоге. Участие в таком общении требует умения не только говорить, но и быть понятым.

В ходе учебного процесса по дисциплине «Криминология» мы применяем такие ииновационные методы как эвристическая беседа, развитие критического мышления, интерактивные методы обучения: коллективная мыслительная деятельность, анализ конкретных ситуаций, дисскуссии, мозговой штурм.

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения.

Сущность эвристической беседы состоит в том, что преподаватель путем постановки перед студентами определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления.

Критическое мышление — это использование методик, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений. Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем. Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование у обучающихся мнения и отношения;

формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, (англ.слово brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Мозговой штурм – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговую атаку необходимо рассматривать как быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которое может в дальнейшем послужить основой для серьезного поиска решений.

Дискуссия и полемика – виды спора, состоящие, в первом случае, в достижении определенной степени согласия, во втором – победы одной стороны над другой. Традиционно дискуссия рассматривается как критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления и столкновения различных точек зрения. Подчеркнем, что главная цель дискуссии заключается не в формировании общего мнения, а в предоставлении возможности каждому участнику представить собственную точку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать ее. Кроме этого, дискуссия является мощным средством соединения теории с практикой, методом формирования интегральных знаний и развития навыков творческого мышления, инструментом отшлифовки идей и выработки убеждений.

Учебный процесс должен организовываться таким образом, чтобы практически все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Цель обучаемых - проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Модуль - часть учебной дисциплины (совокупность тем, разделов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, по окончании изучения которой осуществляется рубежный контроль знаний студентов. Количество дисциплинарных модулей определяется в зависимости от содержания и трудоемкости дисциплины.

Текущий контроль – контроль, за всеми видами аудиторной и внеаудиторной работы студентов по данному дисциплинарному модулю, результаты которой оцениваются до рубежного контроля.

Рубежный контроль - проверка полноты знаний и умений по материалу модуля в целом. Итоговый контроль - форма контроля, проводимая по завершении изучения дисциплины в семестре.

Рейтинг - интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по дисциплинам.

Промежуточный рейтинг - сумма баллов, набранных студентом за всю работу в течение семестра (не включая итоговый контроль).

Итоговый рейтинг - сумма баллов, набранных студентом за всю работу в течение семестра (включая итоговый контроль).

Рейтинг-план дисциплины - методическая разработка процесса освоения дисциплины с разбивкой на модули

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Криминология: учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян – 2-е изд., перед. И доп. – М,: Издательство Юрайт, 2013. – 523 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

2. Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Г.А. Аванесова. – 5-е изд., перераб., и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 575 с.

3. Криминология: Учебник / под общей редакцией А.И.Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

4. Вопросы криминологии. Учебно-практическое пособие./ Хисматуллин Р.С. Уфа РИЦ БашГУ, 2009, 34 с.

Электронные учебники:

5. Криминология. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д., Насимов Г.А. Учебник для студентов вузов обучающихся по специальности "Юриспруденция"- 5-е изд., перераб. и доп. ББК: 67.51я73-1, ISBN 978-5238-01986, издат.ЮНИТИ-ДАНА, 2011 (режим доступа - Httр://www.bashlib.ru)

6. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник. в 2 т. Т. I. Общая часть, ББК:343.9я73, ISBN 978-5-9916-09, издат.Юрайт, 2011, 1004 с.

7. Журавлев Г.Т., Ковалевская Е.В. Криминология: Учебно-методический комплекс, ББК67.52, ISBN 978-5-374-00179-2. Издат.центр. ЕИАМ, 184 с.

Дополнительная литература:

8. Криминология: Учебник / под общей редакцией А.И.Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

9. Вопросы криминологии. Учебно-практическое пособие./ Хисматуллин Р.С. Уфа РИЦ БашГУ, 2009, 34 с.

6. Чуфаровский Ю.В. Криминология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство ПРОСПЕКТ 2007. – 144 С.

7. Криминология. / Под ред. Дж.Ф.Шели / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 864 с.: - (Серия «Мировая юриспруденция»)

10. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. / Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М.: БЕК, 1996. С. 460-464.

11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью- Йорк, 15.12.1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001.-№35.-Ст. 3513.

12. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 10.01.2000 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2003. — №5.-С. 10-23.

13. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12.12.2000 г.) // СЗ РФ. -2004. № 40. - Ст. 3882

14. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06.2001 г.) // СЗ РФ. 2003. - № 41. - Ст. 3947.

15. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 13.04.2005 г.)//СЗ РФ. 2008. -№ 33. - Ст. 3819.

16. Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27.01.1977 г.) // Совет Европы и Россия. 2002. - № 1.

17. Конституция Российской Федерации (с последними изменениями, внесенными Законом РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954; Российская газета. №267 от 31.12.2008.

18. Уголовный кодекс Российской Федерации (с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.03.2012 № 18-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954; 02.03.2012 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru)

19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.03.2012 № 18-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. №1 (часть 1); 2010, № 41 (2 ч.), ст. 5192., 02.03.2012 г. (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).

20. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.03.2012 № 18-ФЗ) // Российская газета. №249 от 22.01.2001(опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru)

21. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. №2. Ст. 198; 2010, N 27, ст. 3416.

22. Криминология.: Учебник под ред. Малкова В.Д., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

23. Криминология: Учебник / А.И.Долгова. – М.: Норма, 2002. – 272 с

24. Шнайдер Г.И. Криминология: Перевод с нем. / Под общ. ред. Л.О. Иванова. - М: Издательская группа «Прогресс» -«Универс», 1994. - 504 с.

25. Криминология:Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрист, 1995. - 512 с.

26. Криминология: Учебник. / Под ред. Б.В. Коробейников Н.Ф. Кузнецовой и др.. - М.: Юридическая литература, 1988. - 384 с.

27. Алексеев А.И. Криминология.: Курс лекций. М. 1999

28. Криминология.: Учебник / Под ред. Бурлакова В.Н., Сальникова В.П., Степашина С.В. – СПб.; Санк-Петеребургский университет МВД РФ, 1999, - 608 с

29. Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Криминология. Уголовное право. Судебное право. - М.: Институт государства и права РАН, 2001. - 312 с.

30. Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. - СПБ.: Питер, 2002.

31. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. — 734 с.

32. Криминология: учеб. пособие / Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 519 с.

33. Криминология. Курс лекций / Гладких В.И., Федотов П.В., Шумов Р.Н. М.: ЭКСМО, 2010. - 296 с.

34. Медков В.М. Демография: Учебник. -М.: Инфра-М, 2003.

35. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - 2-е изд., испр. и доп. - Саратов: Изд-во ГОУВПО «Сара­товская государственная академия права», 2004.

36. Проблемы борьбы с терроризмом: Материалы научно-практической кон­ференции 21 марта 2000 г. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2000.

37. Потоцкий Н.К. Международное сотрудничество в борьбе с преступно­стью: Конспект лекций. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2000.

38. Потоцкий Н.К, Кириков А.В. Научно-практические рекомендации по пра­вовому обеспечению предупреждения преступлений нормами уголовного, уго­ловно-исполнительного и уголовно-процессуального права. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.

39. Потоцкий К К., Сыроватко В.В. Сущность и содержание коррупционных отношений в современной России: Лекция. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.

40. Шикула И.Р. Уголовно-правовая характеристика потерпевшего в преступлениях против личности: автореф. дис.... канд. юр. наук: 12.00.08. - M, 2008.

41. Шаливский В.И. Уголовная ответственность за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (уголовно-правовой аспект): автореф. дис.... канд. юр. наук: 12.00.08. - M, 2008.

42. Гонтарь И.Я. Категория общественной опасности в российском уголовном праве: история становления и современное понимание // История государства и права. 2008. № 4. С. 29.

43. Гребенкин Ф. Общественная опасность преступления и ее характеристики // Уголовное право. 2006. № 1. С. 26.

44. Гонтарь И.Я. Категория общественной опасности в российском уголовном праве: история становления и современное понимание // История государства и права. 2008. № 4. С. 29.

45. Гребенкин Ф. Общественная опасность преступления и ее характеристики // Уголовное право. 2006. № 1. С. 26.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

44. Httр://www.bashlib.ru Научная библиотека Башкирского государственного университета. Электронная библиотека (доступ к электронным учебникам).

45. strbsu.ru/ официальный сайт Стерлитамакского филиала БашГУ: Ученый Совет, кафедры, библиотека, учебно-методический отдел (учебные программы, учебный план, расписание занятий), научные конференции и т.д.

46. CambridgeJornalDidgitalArchive по ссылке http://ioumals.cambridge.org/action/dislauSpecialPage?pageld=3092&arcive=3092 Архив научных журналов в том числе по юриспруденции.

47. http://www.pravo.gov.ru. - Официальное опубликование правовых актов осуществляется на портале в соответствии с Федеральным законом от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений вФедеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

48. www.consultant.ru/ Консультант Плюс - законодательство РФ, кодексы и законы в последней редакции. Удобный поиск законов, кодексов, приказов и других документов.

49. www.garant.ru/ Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации. Полные тексты документов в последней редакции.

50. www.gov.ru Сервер государственных органов власти Российской власти

51. www.pravo.ru Справочно-правовая система по федеральному и региональным законодательствам России. Аналитика законодательства. Поиск документов.

52. Сайт Министерства внутренних дел РФ Электронный ресурс. / Пресс-центр Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/ свободный. - Загл. с экрана.

53. Сайт Федеральной службы безопасности РФ Электронный ресурс. / Пресс служба - Режим доступа: http://www.fsb.ru/fsb/press.htm свободный. -Загл. с экрана.

54. Сайт Министерства обороны Российской Федерации Электронный ресурс. / Противодействие терроризму Режим доступа:http://structure.mil.ru/mission/flghtagainstterrorism.htm свободный. Загл. с экрана.

55. Сайт Национального Антитеррористического Комитета РФ Электронный ресурс. Режим доступа: www.nak.fsb.ru свободный. - Загл. с экрана.

56. Сайт Региональной Антитеррористической структуры Шанхайской Организации Сотрудничества Электронный ресурс. — Режим доступа: www.ecrats.com свободный. Загл. с экрана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: