Орг. Момент
1мин
| Здравствуйте, ребята, садитесь.
Дежурный назовите отсутствующих на уроке.
|
Введение
1мин
| На прошлом уроке мы изучили состав и функции опорно-двигательной системы, свойства костей, строение скелета от простейших до млекопитающих. Сейчас повторим материалы прошлого урока.
|
Проверка домашнего задания
11мин
| Индивидуальный опрос
Вопрос 1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы?
В основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы лежит, прежде всего, переход животных из водной среды обитания в наземно-воздушную. Новая среда требовала от опорно-двигательного аппарата большей прочности и возможности осуществлять более сложные и разнообразные движения. В качестве примера можно привести появление составных парных конечностей с подвижными (суставными) соединениями частей и усложненной мускулатуры у представителей класса земноводных — первых наземных позвоночных.
Вопрос 2. У каких животных наружный скелет?
Наружный скелет имеется у всех представителей типа Членистоногие: у насекомых — хитиновый панцирь, у паукообразных и ракообразных — покровы, пропитанные известью.
Вопрос 3. О чем говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?
Общий план строения скелетов разных позвоночных животных говорит об общности происхождения, эволюционном родстве. А наличие сходных частных образований — о том, что животные ведут сходный образ жизни в сходных условиях среды. Например, костный гребень (киль) на грудной кости имеется и у летающих птиц, и у летучих мышей.
Вопрос 4. Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?
Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.
Выставление оценок(комментирование)
|
Вывод по домашнему заданию
| Итак, мы повторили тему прошлого занятия опорно двигательная система. Предназначение скелета в жизни животных: опора тела, защита внутренних органов, перемещения тела в пространстве.
|
Сообщение темы и цели урока
2мин
| Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и
газообмен»
|
Изучение нового материала
19мин
| Учитель. Давайте прочитаем, как же двигаются животные.
Внимательно прочитайте текст учебной статьи на с. 199-200 «Способы передвижения животных»
Учитель. Что такое движение?
Ученик. Движение – главное свойство живых организмов. (1слайд)
Учитель. Назовите 3 основные группы способов передвижения животных.
Ученик. Способы передвижения животных делятся на три группы:
1. Амебоидное движение присуще корненожкам (амебам), а также клеткам крови лейкоцитам. Это движение происходит благодаря выростам цитоплазмы.(2слайд)
2. Движение с помощью жгутиков и ресничек наблюдается у простейших животных.(3слайд)
3. Движение с помощью мышц у большинства животных.(4слайд)
Учитель. Сейчас мы рассмотрим движение различных животных.
Продольные и поперечные мышцы у кольчатых червей.(6слайд)
Средиземноморский ресничный червь простецераэус — очень красив. (7слайд)Когда червь плавно скользит по дну, мышцы в его движении не участвуют. Оно совершается лишь в результате работы ресничек. Но может червь и плавать, как его сородичи.
Речной рак может ползать по дну, плавать вперед с помощью ножек и плавать назад с помощью хвоста (сверху вниз). (8слайд)
Насекомое парит, используя восходящие потоки воздуха. Для этого нужны большие и широкие крылья, как у некоторых дневных бабочек.
У кобылки есть мощные длинные прыгательные задние ноги с сильными утолщенными бедрами, наполненными крепкими мышцами. Выпрямляя их, кобылка подбрасывает себя в воздух и прыгает на расстояние 50-80 см. Так же прыгают другие прямокрылые и жуки-блошки. (Слайд 9)
Карп проталкивает тело вперед, двигая хвостовым плавником вправо-влево. Спинной и анальный плавники не позволяют телу заваливаться на бок и рыскать из стороны в сторону. Подвижные парные плавники управляют движением. (Слайд 10)
Прыгая, лягушка одновременно отталкивается от земли обеими длинными задними конечностями, последовательно разгибая их в каждом суставе. (Слайд 11,12) Змеи двигаются четырьмя способами: змеящимся,, пружинным, прямолинейным и боковым. Все это они могут делать благодаря гибкому телу, основу которого составляет позвоночник из нескольких сотен позвонков. (Слайд 13)
У млекопитающих ноги подпирают тело снизу, это позволяет долго стоять и быстро бегать. (Слайд 14)
У ластоногих обе пары конечностей превратились в ласты. В воде они плавают очень хорошо, но на суше передвигаются с трудом.
У китов и дельфинов передняя пара конечностей превратилась в ласты, задняя исчезла, а хвост приобрел плавник. На сушу они вообще не выходят.(Слайд 15)
Вместо того, что бы выбрасывать назад струю воды, медузы создают в воде кольцевые вихревые потоки весьма сложной формы. с помощью которых они продвигают вперед свое тело.(Слайд 16)
Выводы (говорят ученики)
1. Движения характерны для всех живых организмов. Движения осуществляются с помощью приспособлений: жгутиков, ресничек и мышц.
2. Различают движения активные: перемещение в пространстве и пассивные
3. Движения в различных средах обитания:
наземной, водной, воздушной делятся на виды: хождение, ползание, плавание, бег, прыжки.
4. Каждый организм приспособлен к определенному типу движения.
Что такое полость тела?
Полость тела – пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.(запись в тетрадь)
Полости тела делятся на 2 вида:
Первичная полость тела – пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы, не имеющее собственной оболочки.
Ученик приводит пример: круглые черви
Вторичная полость тела – пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкостью.
Примет ученика: У всех хордовых полость тела вторичная.
В процессе развития одноклеточные и многоклеточные организмы меняли среду обитания, образ жизни. Вместе с этим происходили не только внешние изменения – покров тела, способы передвижения, но также изменялись органы дыхания и газообмен.
Давайте рассмотрим, как же происходило изменение органов дыхания и газообмен у разных животных.
Растения, грибы и примитивные животные дышат всей поверхностью тела. По дыханию все живое делится на две группы: анаэробы и аэробы. Первые органы дыхания появляются у многощетинковых кольчатых червей –нереиды и пескожила- жабры на особых выростах тела-параподиях.
Запись в тетрадь
Дыхание - это процесс, сопровождающийся поглощением кислорода и выделением углекислого газа.(слайд 18)
Дыхательная система выполняет важнейшую функцию - газообмен, без которого невозможна жизнь, ибо превращение энергии в организме происходит в результате окислительного распада питательных веществ с участием кислорода.
Функции дыхательной системы
• Снабжение организма кислородом
• Удаление углекислого газа
• Обеспечение организма энергией (Слайд 19)
В зависимости от среды обитания органы дыхания жабры, жаберные щели, лёгкие.
Учитель. Назовите основной орган дыхания в водной среде.(слайд 20)
Ученик. жабры.
Органами дыхания ракообразных тоже являются жабры. Они находятся под головогрудным щитом и представляют собой тонкостенные выросты кожных покровов.
Наиболее сложно устроены жабры у рыб. Они состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, проглатываемая животными, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки, омывает их и снабжает кровь кислородом. (Слайд 23)
В наземной среде обитания появляются иные органы дыхания
Легочные мешки – имеют брюхоногие моллюски (Слайд 24)
Трахеи(у насекомых и паукообразных) (Слайд 25)
Дыхательная система земноводных Земноводные дышат: (Слайд 27)
51%- всей поверхностью тела
49%- легкие
Пресмыкающиеся Дышат 100% (Слайд 28)
легкими
Дыхательная система млекопитающих (Слайд 29)
Вентиляцию легких обеспечивает диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной.
Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути:
1)увеличения площади легочных перегородок
2) совершенствования транспортных систем, доставка кислорода клеткам
3) развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
Учебник стр 204-207 (Слайд 30)
|
Домашнее задание
1мин
|
Открываем дневники, записываем §38, 39, доделать таблицу и уметь, пользуясь ей рассказать, как происходило изменение органов дыхания и газообмен.
|
Закрепление
5мин
| Тест (устно)
Вопрос № 1
Газообмен – это процесс, в результате которого:
1.В организм поступает кислород
2.Организм насыщается газами и освобождается от их излишков
3.В организм поступает кислород и удаляется углекислый газ
4.Из организма удаляется углекислый газ
Вопрос № 2
Газообмен у одноклеточных животных происходит:
1.Благодаря специальным органам
2.Благодаря цитоплазме
3.Благодаря ядру
4.Через всю поверхность тела
Вопрос № 4
Двойное дыхание характерно для:
1.Земноводных
2.Пресмыкающихся
3.Птиц
4.Млекопитающих
Вопрос № 5
Найдите правильное высказывание:
1.Движение с помощью мышц осуществляется у одноклеточных животных
2.Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, осуществляется с помощью мышц
3.Пиявки освоили шагающие движения и передвигаются благодаря волнообразным сокращениям, пробегающим по подошве ноги
Вопрос №6
Реактивный способ передвижения характерен для:
1.Головоногих моллюсков и некоторых членистоногих
2.Членистоногих и хордовых
3.Брюхоногих моллюсков и иглокожих
4.Ракообразных и губок
|