Ход урока

Орг. Момент 1мин Здравствуйте, ребята, садитесь. Дежурный назовите отсутствующих на уроке.
Введение 1мин На прошлом уроке мы изучили состав и функции опорно-двигательной системы, свойства костей, строение скелета от простейших до млекопитающих. Сейчас повторим материалы прошлого урока.
Проверка домашнего задания 11мин Индивидуальный опрос Вопрос 1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы? В основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы лежит, прежде всего, переход животных из водной среды обитания в наземно-воздушную. Новая среда требовала от опорно-двигательного аппарата большей прочности и возможности осуществлять более сложные и разнообразные движения. В качестве примера можно привести появление составных парных конечностей с подвижными (суставными) соединениями частей и усложненной мускулатуры у представителей класса земноводных — первых наземных позвоночных. Вопрос 2. У каких животных наружный скелет? Наружный скелет имеется у всех представителей типа Членистоногие: у насекомых — хитиновый панцирь, у паукообразных и ракообразных — покровы, пропитанные известью. Вопрос 3. О чем говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных? Общий план строения скелетов разных позвоночных животных говорит об общности происхождения, эволюционном родстве. А наличие сходных частных образований — о том, что животные ведут сходный образ жизни в сходных условиях среды. Например, костный гребень (киль) на грудной кости имеется и у летающих птиц, и у летучих мышей. Вопрос 4. Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов? Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве. Выставление оценок(комментирование)
Вывод по домашнему заданию Итак, мы повторили тему прошлого занятия опорно двигательная система. Предназначение скелета в жизни животных: опора тела, защита внутренних органов, перемещения тела в пространстве.
Сообщение темы и цели урока 2мин Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен»
Изучение нового материала 19мин Учитель. Давайте прочитаем, как же двигаются животные. Внимательно прочитайте текст учебной статьи на с. 199-200 «Способы передвижения животных» Учитель. Что такое движение? Ученик. Движение – главное свойство живых организмов. (1слайд) Учитель. Назовите 3 основные группы способов передвижения животных. Ученик. Способы передвижения животных делятся на три группы: 1. Амебоидное движение присуще корненожкам (амебам), а также клеткам крови лейкоцитам. Это движение происходит благодаря выростам цитоплазмы.(2слайд) 2. Движение с помощью жгутиков и ресничек наблюдается у простейших животных.(3слайд) 3. Движение с помощью мышц у большинства животных.(4слайд) Учитель. Сейчас мы рассмотрим движение различных животных. Продольные и поперечные мышцы у кольчатых червей.(6слайд) Средиземноморский ресничный червь простецераэус — очень красив. (7слайд)Когда червь плавно скользит по дну, мышцы в его движении не участвуют. Оно совершается лишь в результате работы ресничек. Но может червь и плавать, как его сородичи. Речной рак может ползать по дну, плавать вперед с помощью ножек и плавать назад с помощью хвоста (сверху вниз). (8слайд) Насекомое парит, используя восходящие потоки воздуха. Для этого нужны большие и широкие крылья, как у некоторых дневных бабочек. У кобылки есть мощные длинные прыгательные задние ноги с сильными утолщенными бедрами, наполненными крепкими мышцами. Выпрямляя их, кобылка подбрасывает себя в воздух и прыгает на расстояние 50-80 см. Так же прыгают другие прямокрылые и жуки-блошки. (Слайд 9) Карп проталкивает тело вперед, двигая хвостовым плавником вправо-влево. Спинной и анальный плавники не позволяют телу заваливаться на бок и рыскать из стороны в сторону. Подвижные парные плавники управляют движением. (Слайд 10) Прыгая, лягушка одновременно отталкивается от земли обеими длинными задними конечностями, последовательно разгибая их в каждом суставе. (Слайд 11,12) Змеи двигаются четырьмя способами: змеящимся,, пружинным, прямолинейным и боковым. Все это они могут делать благодаря гибкому телу, основу которого составляет позвоночник из нескольких сотен позвонков. (Слайд 13) У млекопитающих ноги подпирают тело снизу, это позволяет долго стоять и быстро бегать. (Слайд 14) У ластоногих обе пары конечностей превратились в ласты. В воде они плавают очень хорошо, но на суше передвигаются с трудом. У китов и дельфинов передняя пара конечностей превратилась в ласты, задняя исчезла, а хвост приобрел плавник. На сушу они вообще не выходят.(Слайд 15) Вместо того, что бы выбрасывать назад струю воды, медузы создают в воде кольцевые вихревые потоки весьма сложной формы. с помощью которых они продвигают вперед свое тело.(Слайд 16) Выводы (говорят ученики) 1. Движения характерны для всех живых организмов. Движения осуществляются с помощью приспособлений: жгутиков, ресничек и мышц. 2. Различают движения активные: перемещение в пространстве и пассивные 3. Движения в различных средах обитания: наземной, водной, воздушной делятся на виды: хождение, ползание, плавание, бег, прыжки. 4. Каждый организм приспособлен к определенному типу движения. Что такое полость тела? Полость тела – пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.(запись в тетрадь) Полости тела делятся на 2 вида: Первичная полость тела – пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы, не имеющее собственной оболочки. Ученик приводит пример: круглые черви Вторичная полость тела – пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкостью. Примет ученика: У всех хордовых полость тела вторичная. В процессе развития одноклеточные и многоклеточные организмы меняли среду обитания, образ жизни. Вместе с этим происходили не только внешние изменения – покров тела, способы передвижения, но также изменялись органы дыхания и газообмен. Давайте рассмотрим, как же происходило изменение органов дыхания и газообмен у разных животных. Растения, грибы и примитивные животные дышат всей поверхностью тела. По дыханию все живое делится на две группы: анаэробы и аэробы. Первые органы дыхания появляются у многощетинковых кольчатых червей –нереиды и пескожила- жабры на особых выростах тела-параподиях. Запись в тетрадь Дыхание - это процесс, сопровождающийся поглощением кислорода и выделением углекислого газа.(слайд 18) Дыхательная система выполняет важнейшую функцию - газообмен, без которого невозможна жизнь, ибо превращение энергии в организме происходит в результате окислительного распада питательных веществ с участием кислорода. Функции дыхательной системы • Снабжение организма кислородом • Удаление углекислого газа • Обеспечение организма энергией (Слайд 19) В зависимости от среды обитания органы дыхания жабры, жаберные щели, лёгкие. Учитель. Назовите основной орган дыхания в водной среде.(слайд 20) Ученик. жабры. Органами дыхания ракообразных тоже являются жабры. Они находятся под головогрудным щитом и представляют собой тонкостенные выросты кожных покровов. Наиболее сложно устроены жабры у рыб. Они состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, проглатываемая животными, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки, омывает их и снабжает кровь кислородом. (Слайд 23) В наземной среде обитания появляются иные органы дыхания Легочные мешки – имеют брюхоногие моллюски (Слайд 24) Трахеи(у насекомых и паукообразных) (Слайд 25) Дыхательная система земноводных Земноводные дышат: (Слайд 27) 51%- всей поверхностью тела 49%- легкие Пресмыкающиеся Дышат 100% (Слайд 28) легкими Дыхательная система млекопитающих (Слайд 29) Вентиляцию легких обеспечивает диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной. Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути: 1)увеличения площади легочных перегородок 2) совершенствования транспортных систем, доставка кислорода клеткам 3) развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания. Учебник стр 204-207 (Слайд 30)
Домашнее задание 1мин   Открываем дневники, записываем §38, 39, доделать таблицу и уметь, пользуясь ей рассказать, как происходило изменение органов дыхания и газообмен.
Закрепление 5мин Тест (устно) Вопрос № 1 Газообмен – это процесс, в результате которого: 1.В организм поступает кислород 2.Организм насыщается газами и освобождается от их излишков 3.В организм поступает кислород и удаляется углекислый газ 4.Из организма удаляется углекислый газ Вопрос № 2 Газообмен у одноклеточных животных происходит: 1.Благодаря специальным органам 2.Благодаря цитоплазме 3.Благодаря ядру 4.Через всю поверхность тела Вопрос № 4 Двойное дыхание характерно для: 1.Земноводных 2.Пресмыкающихся 3.Птиц 4.Млекопитающих Вопрос № 5 Найдите правильное высказывание: 1.Движение с помощью мышц осуществляется у одноклеточных животных 2.Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, осуществляется с помощью мышц 3.Пиявки освоили шагающие движения и передвигаются благодаря волнообразным сокращениям, пробегающим по подошве ноги Вопрос №6 Реактивный способ передвижения характерен для: 1.Головоногих моллюсков и некоторых членистоногих 2.Членистоногих и хордовых 3.Брюхоногих моллюсков и иглокожих 4.Ракообразных и губок

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: