Лекционный курс знакомит студентов с теоретическими положениями педагогической психологии, представляет собой трансляцию интегрированного знания изучаемой дисциплины, приобретенного преподавателем на основе изучения научной литературы и включающего материалы собственных научных исследований, с целью реализации информационной, развивающей, ориентирующей, объясняющей и убеждающей функций.
Восприятие интересной лекции провоцирует проявление концентрации внимания каждым слушателем и, одновременно, его распределения и переключения, так как студент должен фиксировать в конспекте основные её положения. Последнее требует от студента умений вычленять главное и преобразовывать поступающую информацию в текст, что развивает оперативную память и вербально-логическое мышление. Грамотное проведение лекции определяет эмоциональное выделение преподавателем основных её положений с помощью изменения интонационного рисунка, примеров, иллюстраций, что определяет включённость студентов в процесс слушания. Диалогизации лекции может способствовать знакомство с кратким её изложением, представленным в настоящем пособии, обладая начальной информацией, студенту проще подготовить преподавателю вопросы, связанные с разъяснением того или иного момента содержания лекции. Подготовка к восприятию учебного материала – первый шаг к качественному его усвоению, первый шаг по пути «собственного образовательного маршрута» – обретения субъектности.
Структура лекционных занятий:
- вступление: преподаватель кратко формулирует тему, сообщает план и задачи, литературу к лекции, демонстрирует связь с предыдущим учебным материалом, обозначает теоретическую и практическую значимость лекции;
- основная часть: раскрывая содержание темы, преподаватель, излагает и конкретизирует ключевые идеи и положения, определяет связи и отношения между изучаемыми явлениями;
- заключение: преподаватель кратко повторяет и обобщает основные положения, формулирует выводы, даёт рекомендации по выполнению самостоятельной работы.