Пространственные и временные структуры профессионального опыта операторов

Пространственный опыт. Основными единицами пространственного опыта являются такие понятия как: схема, когнитивная карта, образ мира, образ города и т.д.

Если рассматривать подход Пиаже к определению схемы, то можно сказать, что это двустронняя конструкция (как медаль), на одной стороне которой жесткая последовательность движений, на другой – когнитивная структура. Схема ассимилирует объект, а также приспосабливается к объекту. Она развивается. По мере развития, она меняется – становиться все более дифференцированной, обобщенной, и она выстраивается в иерархическую структуру.

Когнитивная карта: карта путь(простр. относительно движения субъекта)+ карта обозрение(вид пространства как с высоты птичьего полета). Обычно заданы системы координат или положения ориентиров (ориентиры характеризуют пространство, делают его понятным для субъекта. Через выделение ориентиров становится возможным переход от невербального, чисто пространственного представления к вербальному описанию. Ориентир предполагает задачу, а также систему операций по его использованию, это – система отсчета. Ориентиры связаны между собой.).

Найссер рассм. когн. карту как схему. Когнитив. карта – это ориентировочная схема, активная, направленная на поиск info структура. Ориентировочные схемы – это не просто совокуп-ть схем отдел. объектов. Они включают info о пространственных отнош-х между объектами, об их положении в среде.

Леонтьев определяет образ мира как систему, состоящую из трех уровней. Первый – это чувственная основа, восприятие. Другой – это фундаментальные знания о мире, принципы, ценности. Между ними существует уровень амодальностей, свойств.

Он считает, что в образе мира откладываются следы прошлых деятельностей.

К. Линч дает понятие, немаловажное для определения пространственного опыта, - образ города. Есть три образующие образа города: пространство (места, дома, парки, аэродромы, памятники и тд.), время (движение, хранение памяти), смысл. Линч говорит, что настоящее, прошлое и будущее должно быть представлено в этом пространстве.

Исходя из теории поля К. Левина, можно рассмотреть пространство как систему связанных предметов, мест – поле. Он репрезентирует свои структурные представления пространства топологически, используя 4 основные понятия: место, район, граница, препятствие (барьер). Пространство включает субъекта с его задачей и его восприятием. Пространство становится пространством, когда оно воспринято человеком. Субъект воспринимает предметы в их множественности и порядке, воспринимает себя среди предметов. Предметы могут быть и неживыми и живыми и даже подобными субъекту – другими людьми.

Деятельность субъекта нужно рассматривать среди множества процессов в окружающем мире, которые должны быть представлены в гибких и подвижных структурах опыта. Пространственные структуры опыта – это когнитивные карты, схемы, схемы процессов. В структуре опыта очень важно пространство – знание границ, районов и мест расположения объектов, схемы путей и т.п.

Если взять в совокупности понятия когн. карты, схемы, мест (причем обозначаются наиболее значимые), а также процесс и его моменты (неравнозначность по смыслу этих моментов), то можно сказать, что действия привязываются к этим моментам, т.е. формируется карта действий человека! Т. е. процесс в мире или пространство предполагает действие человека, но они (процесс и пространство) не равнозначны по местам и моментам. Каждое место имеет свой особый смысл для человека и требует особых действий.

Временной опыт. Деятельность субъекта следует рассматривать среди множества процессов в окружающем мире, которые должны быть представлены в гибких и подвижных структурах опыта. Опыт – поток переживаний, впечатлений, движений и устойчивая структура, возникающая и сохраняющаяся, обеспечивающая повторение, воспроизведение исполненного и успех деятельности. Таким образом, опыт – образование живое, подвижное, он создается, возникает, функционирует и разрушается. Все эти процессы происходят во времени, т.е. имеют свою длительность. Длительность по Бергсону – слитное движение, а не просто ряд событий или моментов; это поток, общность и взаимоорганизация, а не жесткая неподвижная структура. Время дает возможность изучить длительность как слитность действий, перекрывающих друг друга и переходящих одно в другое, не забывая о динамической целостности контекста деятельности.

Время – форма процесса. Субъект может освоить и отслеживать его в процессе на основе маркеров, содержащихся в самом процессе и окружающем мире. Задача субъекта – обеспечить синхронизацию процесса с процессами в окружающем мире. Временная форма процесса характеризуется устойчивым существованием – продолжением прошлого в настоящем и будущем. Синтез временной формы требует постоянной работы субъекта (задействованы память, сознание, внимание, мышление и т.д.), которая ведется сразу на многих уровнях. Временная форма, как и сам процесс является изменчивой и подвижной. Временная форма не совпадает со структурой опыта: одна – на стороне процесса, содержит информацию о множестве процессов, другая на стороне субъекта, внутри действия, содержит информацию о возможности выполнения задач среди множества процессов.

Структура опыта – конструкт, стоящий за действием и позволяющий объяснить его временную связность. В структуре опыта представлена форма процесса. Время выражается через структуры: сроки, ритмы, последовательности ключевых моментов, и поэтому может быть представлено когнитивной картой. Но в структурах опыта есть и чисто временные конструкты – тягучесть, изменчивость, длительность, поток, ожидание, сопротивление, инерция, память, синхронизация, «затягивание» и др. Время позволяет рассмотреть опыт профессионала в процессе движения. Оно указывает на слитность процесса и позволяет увидеть механизм, содержащий совместно функционирующие компоненты, представляет нам процесс как смену содержаний сознания в ходе исполнения трудовой деятельности.

Часть временных задач, таких как синхронизация, выдерживание длительности в профессиональной деятельности человек может выполнить только накопив достаточно большой профессиональный опыт.

Опыт – подвижная структура, ориентированная не только на следы прошлых деятельностей, но и настоящее выполнение и на будущее. Структурам опыта соответствуют не только память и внимание, но такие временные конструкты, как ожидание, антиципация, прогноз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: