Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.
Кто: Анохин –интегративно-защитная роль эмоций, Вилюнас, Аболин, Вартанян (Эмоции и поведение), Ильин (Эмоции и чувства), Якобсон (Псих чувств и мотивация), Изард, а также некоторые ученые, которые будут названы далее.
Функции: 1. Мотивационно-регулирующая – Э учавствуют в мотивации поведения, могут заменять мышление в критической ситуации – помогают найти быстрый способвыхода из сложившейся ситуации. 2. Коммуникативная – обмен информацией о псих и физ состоянии человека. 3. Сигнальная функция – Э устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения потребностей. Мимика, жесты, пантомимика выполняют функцию сигналом о том, в каком состоянии находитсмя система потребностей человека. 4. Защитная – эмоция, возникшая как моментальная, может защитить человека от опасности. Благодаря возникшей эмоции человек может быстро и выгодно приспособиться к окружающим условиям.
Виды эмоций (несколько классификаций):
1. По знаку эмоции делятся на: Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.
2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. По К. Э. Изард: выделяются фундаментальные эмоции:
радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные(эмоциональный тон ощущений, эмоции, аффект) и устойчивые (Настроение, Чувства, Страсть (увлечение)). В каждой выделяются эмоциональные состояния (разный уровень интенсивности).
Качества эмоций: 1. Интенсивность эмоций - зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. 2. Дифференциация эмоций - Теория Джеймса-Ланге предполагает наличие определенного Паттерна (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. 3. Когнитивная оценка - заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций.