Определите содержание «прямой» и «косвенной» юрисдикции Суда ЕС

Дела прямой юрисдикции - это разрешение споров из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС (прямая юрисдикция). Суд ЕС выносит решение по существу конфликта. Прямая юрисдикция Суда ЕС распространяется на все дела, которые, во-первых, установлены нормами учредительных договоров, а, во-вторых, установлены соглашениями между сторонами, наделившими Суд ЕС правом разрешить между ними спор. К последним относятся, например, иски в связи с контрактами, заключенными ЕС, которые содержат оговорку, наделяющую Суд ЕС компетенцией выносить решения по связанным с этими контрактами спорам. Е

Дела косвенной юрисдикции - это дела, которые Суд ЕС рассматривает по преюдициальным запросам национальных судов. Такого рода запросы судебных органов государств-членов называются преюдициальными (т.е. они направляются до момента вынесения окончательного постановления по делу), а полномочия Суда их рассматривать — преюдициальной (или косвенной) юрисдикцией.
В отличие от дел прямой юрисдикции Суд в данном случае не выносит решения по существу конфликта (это делает национальный суд на основании собственной оценки фактических обстоятельств дела). Роль Суда иного плана: он призван разрешить правовую коллизию или неясность, с которой сталкиваются органы правосудия государств-членов в ходе применения юридических норм ЕС.
Решение Суда обязательно для национального суда, направившего преюдициальный запрос. Оно также служит прецедентом для всех других судов, которые сталкиваются с аналогичными проблемами в своих странах. Тем самым благодаря прежде всего преюдициальным росам обеспечивается единообразие судебной практики на территории ЕС.

Задание 2.

Задание 2.

Определите статус и юрисдикцию специализированных Трибуналов Суда ЕС, приведите примеры споров, которые они могут рассматривать.

СПИ- суд первой инстанции

Трибунал (до редакции Лиссабонского договора – «Трибунал первой инстанции») был учрежден Единым европейским актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд Европейского Союза, передав в ведение Трибунала менее значимые дела. Трибунал первой инстанции приступил к работе в 1989 г. Его деятельность основывается на ст.254 ДЕС и соответствующих положениях Статута Суда.

Юрисдикцию Трибунала составляют:

Все трудовые споры;

Все дела по искам физических и юридических лиц;

Все споры из частно-правовых и публично-правовых контрактов, заключенных после 1 августа 1993 г.

Юрисдикция Трибунала определяется специальным решением Совета Европейского Союза 1, а вопросы внутренней организации и деятельности регулируются одним из разделов Статута Суда ЕС 2. Трибунал имеет собственный процессуальный регламент, правила которого не являются точной копией аналогичного документа Суда ЕС 3.

В последние годы наметилась тенденция к повышению роли и значения Трибунала в судебной системе ЕС в целом, которая нашла признание в ст. 51 Статута Суда ЕС редакции 2004г., согласно которой он был наделен юрисдикцией рассматривать некоторые иски, подаваемые к институтам Союза другими институтами или государствами членами1.

. В целях ускорения разрешения дел в структуре Суда ЕС могут быть образованы судебные палаты (специализированные трибуналы). Данные органы создаются для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке возможно обжаловать в Трибунал. На сегодняшний день создан и действует только одна судебная палата - Трибунал по делам публичной службы. В его юрисдикцию в соответствии с «Приложением 1» к Статуту Суда ЕС входит рассмотрение т.н. «служебных споров», споров между Европейским Союзом и его служащими или другими сотрудниками. Вместе с тем, сам Суд ЕС состоит из разных судов, обособленных организационно и процессуально – Суда, Общего суда (Трибунала), специализированного суда – Трибунала по делам публичной службы.

Уместно обратить внимание, что Общий суд с Трибуналом по делам публичной службы после лиссабонских изменений не получили статус институтов. Поэтому когда используется понятие «звена» судебной системы ЕС, то речь идет не об обособленных судебных системах, наподобие национальных судебных инстанций. Так, СПИ создавался как подчиненный орган, дополняющий Суд ЕС, а следовательно и Общий суд имеет такое же положение. При этом, резиденция Общего суда находится при Суде ЕС. Таким образом, Общий суд является органической составной частью судебной системы ЕС, но подчиняется Суду ЕС. То же можно сказать и о Трибунале по делам публичной службы, но с тем отличием, что он создавался при СПИ (теперь при Общем суде) и подчинен именно ему. Это подтверждается, в частности, и тем, что Суд ЕС выступает апелляционной инстанцией по отношению к Общему суду, а Общий суд является такой инстанцией относительно Трибунала. В отличие от решений Общего суда и Трибунала, решение Суда ЕС являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Примечательно, что первичная редакция ст. 177 Договора о Европейских сообществах (в настоящее время – ст. 267 Договора о ЕС) ориентировала на обеспечение сотрудничества между национальным судами государств-участников Договора и Судом Европейских сообществ. Она не предполагала разветвленной судебной системы сообществ и не подчиняла суды стран-участниц сообществ Суду ЕС.

Задание 3.

Составьте исковое заявление в Суд ЕС.

Задание 4.

При рассмотрении дела судебный орган одного из государств-членов столкнулся с противоречием между регламентом ЕС и внутригосударственным законом. Регламент издан Комиссией более 20 лет назад на основании полномочий, делегированных ей Советом, т.е. является актом делегированного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: