I квалификационная категория

Конспект урока

Общая характеристика цветковых растений. Ботаника 6 класс

Учитель биологии МБОУ ПГО «СОШ № 20»

Мокерова Надежда Алексеевна,

I квалификационная категория


Пояснительная записка

Обоснование выбора: подготовка к внедрению ФГОС в среднем звене школы, работа на результат, а результатом являются универсальные учебные действия.

Цель проекта: на основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы составить конструкт урока биологии по теме «Общая характеристика цветковых растений» для 6-го класса с учетом требований ФГОС.

Задачи проекта:

1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание фундаментального ядра ФГОС

2. Использовать технологию дифференцированного обучения и проблемный метод для формирования универсальных учебных действий

3. Создать конструкт урока.

Объект исследования: процесс обучения биологии в 6 классе.

Предмет исследования: развитие универсальных учебных действий на уроках биологии в 6 классе.

Перечень методов, использованных для реализации данного проекта: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.


Основная часть

Конструкт урока

Тема урока: Общая характеристика цветковых растений

Класс: 6

Тип: Технология дифференцированного обучения с применением проблемного метода

Когнитивные цели:

Ø Предполагается, что к концу урока ученики будут уметь давать общую характеристику цветковых растений;

Ø Планируется, что к концу урока ученики будут уметь выделять ароморфозы, приведшие к господству цветковых растений на Земле.

Цели личностного развития учащихся (воспитательные и развивающие):

Ø Способствовать развитию умения выдвижения гипотез и аргументированию своего предположения;

Ø Способствовать развитию способностей получать информацию из учебного текста;

Ø Организовывать на уроке ситуации, требующие от ученика рефлексии.

Оборудование: рисунки, таблицы, живые цветковые растения.

Планируемые результаты:

личностные метапредметные предметные
Умение проводить самооценку своей деятельности на уроке, продолжать формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы). Умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Умение работать с источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение различать на таблицах органы цветкового растения, выявлять изменчивость организмов, обнаруживать приспособления организмов к среде, выявлять ароморфозы и идиоадаптаций.
Этапы урока Цель этапа и необходимое время Деятельность учителя Деятельность ученика, УУД
познавательные коммуникативные регуляторные
1. Этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности на уроке. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».1-2 минуты; Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);      
  2.Этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. 4-5 минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. самопроверка домашнего задания по образцу. На доске расположено изображение цветкового растения (гороха) ü Проблемная ситуация: Можно ли отнести данное растение к изученным отделам? ü Как бы вы назвали данный отдел растений? (ответ: цветковые, покрытосеменные) ü Как вы можете сформулировать тему урока? (общая характеристика цветковых растений) Самопроверка Высказывают предположения, аргументируют свое предположение Высказывают предположения   взаимопроверка по образцу, выставление оценок в лист самооценки
  3.Этап Выявление мест и причин затруднения. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин Способы: работа фронтально • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи Проблема: ü Какова общая характеристика изучаемого отдела растений? (ответ: внешнее строение - общие черты, время возникновения, численность современных видов, жизненный цикл, многообразие)     Формулируют план общей характеристики растений отдела Высказывают предположения. (нахождение способа действия. Спросить Зверькова, Устюжанова)  
4.Этап Построение проекта выхода из затруднения. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: ü Где можно получить информацию об особенностях цветковых растений? (ответ: в учебнике)   Самостоятельная работа с учебником: (поиск информации) Найти ответ на пункт плана характеристики отдела (работа с текстом – нахождение ответа в учебном тексте).    
5.Этап Реализация построенного проекта. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи   Формулирование ответов на поставленные вопросы (Умение кратко выражать свои мысли)  
6.Этап Первичное закрепление На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ. Заполнение таблицы в тетради с проговариванием заполняемого текста Самостоятельна работа: Заполнение таблицы в тетради с проговариванием заполняемого текста (Структурирование знаний (способ контроля)    
7.Этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; Небольшой объем самостоятельной работы. • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. Лабораторная работа: Работа с карточкой «Признаки цветковых растений»    
8.Этап Включение в систему знаний и повторение На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний. • 7-8 минут; Предлагается ученикам из набора заданий выбрать задания того уровня, с которым ученик может справиться. Самооценка своих знаний (применение знаний в новой ситуации):
  • Определить принадлежность растения к отделу, аргументировать свой выбор
  • Рассказ Незнайки (найти ошибки в рассказе, исправить)
  • Установить последовательность
  • Выбор правильного высказывания (+/-).
   
9.Этап рефлексии Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности • 2-3 минуты; Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Какие получили результаты? Самоанализ учащимися работы на уроке    
10.Этап Домашнее задание (дифференцированное задание) Параграф 43, вопросы после параграфа.   Составить сиквейн на темы «Цветковые растения», составить вопрос с ответом по параграфу.    
               

Рабочий лист

Приложение 1

Задание: отметьте знаком «+» наличие органа у отдела растений Образец ответа

Отдел\орган Лист Стебель корень Семя Цветок Плод
водоросли            
мохообразные            
папоротникообразные            
голосеменные            
Отдел\орган Лист Стебель корень Семя Цветок Плод
водоросли - - - - - -
мохообразные + + - - - -
папоротникообразные + + + - - -
голосеменные + + + + - -

Приложение 2

Образец заполнения таблица «Общая характеристика цветковых растений»

Отдел Время возникновения Современное количество видов Органы Жизненный цикл Среда, приспособленность к среде Многообразие  
Лист Стебель Корень Семя Цветок Плод  
Цветковые 130 млн лет назад 250 000 видов + + + + + +   Водная, наземно-воздушная. · Образование цветка, приспособление к разному способу опыления · Образование плода (приспособление к разному способу распространения) · Различное строение вегетативных органов приспосабливающих растение к среде Класс двудольных, класс однодольных

Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: