Конспект урока
Общая характеристика цветковых растений. Ботаника 6 класс
Учитель биологии МБОУ ПГО «СОШ № 20»
Мокерова Надежда Алексеевна,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Обоснование выбора: подготовка к внедрению ФГОС в среднем звене школы, работа на результат, а результатом являются универсальные учебные действия.
Цель проекта: на основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы составить конструкт урока биологии по теме «Общая характеристика цветковых растений» для 6-го класса с учетом требований ФГОС.
Задачи проекта:
1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание фундаментального ядра ФГОС
2. Использовать технологию дифференцированного обучения и проблемный метод для формирования универсальных учебных действий
3. Создать конструкт урока.
Объект исследования: процесс обучения биологии в 6 классе.
Предмет исследования: развитие универсальных учебных действий на уроках биологии в 6 классе.
|
|
Перечень методов, использованных для реализации данного проекта: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
Основная часть
Конструкт урока
Тема урока: Общая характеристика цветковых растений
Класс: 6
Тип: Технология дифференцированного обучения с применением проблемного метода
Когнитивные цели:
Ø Предполагается, что к концу урока ученики будут уметь давать общую характеристику цветковых растений;
Ø Планируется, что к концу урока ученики будут уметь выделять ароморфозы, приведшие к господству цветковых растений на Земле.
Цели личностного развития учащихся (воспитательные и развивающие):
Ø Способствовать развитию умения выдвижения гипотез и аргументированию своего предположения;
Ø Способствовать развитию способностей получать информацию из учебного текста;
Ø Организовывать на уроке ситуации, требующие от ученика рефлексии.
Оборудование: рисунки, таблицы, живые цветковые растения.
Планируемые результаты:
личностные | метапредметные | предметные |
Умение проводить самооценку своей деятельности на уроке, продолжать формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы). | Умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Умение работать с источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Умение различать на таблицах органы цветкового растения, выявлять изменчивость организмов, обнаруживать приспособления организмов к среде, выявлять ароморфозы и идиоадаптаций. |
Этапы урока | Цель этапа и необходимое время | Деятельность учителя | Деятельность ученика, УУД | ||||
познавательные | коммуникативные | регуляторные | |||||
1. Этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности на уроке. | Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу». • 1-2 минуты; | Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); | |||||
2.Этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. 4-5 минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. | самопроверка домашнего задания по образцу. На доске расположено изображение цветкового растения (гороха) ü Проблемная ситуация: Можно ли отнести данное растение к изученным отделам? ü Как бы вы назвали данный отдел растений? (ответ: цветковые, покрытосеменные) ü Как вы можете сформулировать тему урока? (общая характеристика цветковых растений) | Самопроверка Высказывают предположения, аргументируют свое предположение Высказывают предположения | взаимопроверка по образцу, выставление оценок в лист самооценки | |||
3.Этап Выявление мест и причин затруднения. | Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин | Способы: работа фронтально • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи Проблема: ü Какова общая характеристика изучаемого отдела растений? (ответ: внешнее строение - общие черты, время возникновения, численность современных видов, жизненный цикл, многообразие) | Формулируют план общей характеристики растений отдела Высказывают предположения. (нахождение способа действия. Спросить Зверькова, Устюжанова) | ||||
4.Этап Построение проекта выхода из затруднения. | Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; | Методы постановки учебной задачи: ü Где можно получить информацию об особенностях цветковых растений? (ответ: в учебнике) | Самостоятельная работа с учебником: (поиск информации) Найти ответ на пункт плана характеристики отдела (работа с текстом – нахождение ответа в учебном тексте). | ||||
5.Этап Реализация построенного проекта. | Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; | Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи | Формулирование ответов на поставленные вопросы (Умение кратко выражать свои мысли) | ||||
6.Этап Первичное закрепление | На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ. | Заполнение таблицы в тетради с проговариванием заполняемого текста | Самостоятельна работа: Заполнение таблицы в тетради с проговариванием заполняемого текста (Структурирование знаний (способ контроля) | ||||
7.Этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; | Небольшой объем самостоятельной работы. • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. | Лабораторная работа: Работа с карточкой «Признаки цветковых растений» | ||||
8.Этап Включение в систему знаний и повторение | На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний. • 7-8 минут; | Предлагается ученикам из набора заданий выбрать задания того уровня, с которым ученик может справиться. | Самооценка своих знаний (применение знаний в новой ситуации):
| ||||
9.Этап рефлексии | Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности • 2-3 минуты; | Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Какие получили результаты? | Самоанализ учащимися работы на уроке | ||||
10.Этап Домашнее задание (дифференцированное задание) | Параграф 43, вопросы после параграфа. | Составить сиквейн на темы «Цветковые растения», составить вопрос с ответом по параграфу. | |||||
Рабочий лист
|
|
|
|
Приложение 1
Задание: отметьте знаком «+» наличие органа у отдела растений Образец ответа
Отдел\орган | Лист | Стебель | корень | Семя | Цветок | Плод |
водоросли | ||||||
мохообразные | ||||||
папоротникообразные | ||||||
голосеменные |
Отдел\орган | Лист | Стебель | корень | Семя | Цветок | Плод |
водоросли | - | - | - | - | - | - |
мохообразные | + | + | - | - | - | - |
папоротникообразные | + | + | + | - | - | - |
голосеменные | + | + | + | + | - | - |
Приложение 2
Образец заполнения таблица «Общая характеристика цветковых растений»
Отдел Время возникновения Современное количество видов | Органы | Жизненный цикл | Среда, приспособленность к среде | Многообразие | |||||
Лист | Стебель | Корень | Семя | Цветок | Плод | ||||
Цветковые 130 млн лет назад 250 000 видов | + | + | + | + | + | + | Водная, наземно-воздушная. · Образование цветка, приспособление к разному способу опыления · Образование плода (приспособление к разному способу распространения) · Различное строение вегетативных органов приспосабливающих растение к среде | Класс двудольных, класс однодольных |
Приложение 3
|
|