ТОРГИ (проведение конкурса, тендер)

применяются при крупных поставках сырья, машин, оборудования либо сооружении разных объектов.

Торги — способ закупки, размещения заказов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков и заключение контрактов с теми, которые предложат наиболее выгодные коммерческие условия. это торговля на основе конкурса, проводимого покупателем между несколькими поставщиками. В Республике Беларусь так может происходить формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд, которые завершаются заключением Государственного контракта между государственным заказчиком и выигравшим конкурс поставщиком.

Торги могут быть внутренними и международными.

Заказчики для проведения торгов создают тендерные комитеты, в которых работают тех. и эк. эксперты. Комитеты объявляют о проведении торгов, публикуют их условия, проводят анализ поступающих предложений и принимают решение о передаче заказа.

В зависимости от способа проведения различают торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные или не­гласные).

Открытые объявляются через средства массовой инфо, в них участвуют все желающие.

К участию в открытых торгах привлекаются все же­лающие фирмы и организации: как местные, так и иност­ранные. Путем открытых торгов в основном размещаются заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.

Торги в особых случаях могут быть закрытыми. Для участия в них приглашаются отдельные предприятия, наиболее известные в данной области производства.

К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. В основном это престижные, известные в дан­ной области производства фирмы, имеющие большой опыт и хорошо технически вооруженные. Через закрытые торги размещаются заказы на уникальное, сложное и специаль­ное оборудование, комплектные изделия и пр.

Тендерные комитеты осуществляют всю организацион­ную работу по проведению торгов. (Технические и коммерческие эксперты, представители администрации, тендерных комитетов, как правило, назначаются руководи­тели организаций, производящих закупки).

Они публикуют объяв­ления о торгах, распространяют их условия между участ­никами, анализируют представленные предложения и вы­носят решения о победителе конкурсного торга, которому и передается заказ. Условия торгов, как правило, представ­ляют собой отпечатанные типографским способом докумен­ты, содержащие порядок представления предложений, рас­смотрения их тендерным комитетом и принятия решений о передаче заказов. Они включают технические и коммерческие условия контрактов, которые будут подписаны между заказчиками и выигравшими торги поставщиками, а также перечни специальных гарантий, которые должны предста­вить участники торгов.

Пример 1

Концерн «Беллегпром» приглашает фирмы и компании, имеющие соответствующие права, принять участие в продаже тонковолокнистого и средневолокнистого хлопка на тендерной основе. Закупка осуществляется с отсрочкой оплаты не менее 30 (тридцати) календарных дней с момента получения.

Волокно хлопковое закупается на основании котировок Ливерпульской хлопковой биржи

на узбекский хлопок Middling 1-3/32" и среднеазиатский тонковолокнистый хлопок.

Коммерческие предложения принимаются только в запечатанном виде с пометкой «Тендер».

Предложение должно содержать

· обоснованные цены, объемы, условия и сроки поставки волокна хлопкового;

· качественные характеристики товара (ассортимент и страна происхождения);

· реквизиты участника конкурса (юридический адрес, контактный телефон, телефакс, банковские реквизиты);

· информацию о фирме и структуре внешнеторгового оборота за последние три года;

· копии уставных и регистрационных документов (нотариально заверенные);

· фамилии лиц, уполномоченных действовать от имени участника.

Вся информация должна быть представлена на русском языке или сопровождаться переводом Срок представления коммерческих предложений в комиссию - 1 месяц со дня опубликования Дата проведения тендера - с 22 марта.

Адрес: …

Информация о предстоящих торгах представляется по-разному, в зависимости от вида торгов. При проведении от­крытых торгов в официальных, в основном в правитель­ственных, органах печати (газетах, экономических журна­лах, специальных бюллетенях по торгам) помещаются объявления. В этих объявлениях содержатся лишь основ­ные сведения о торгах, в частности, наименование органи­зации, проводящей торги, номер торгов, наименование и количество товара или объем работ, на поставку и выпол­нение которых объявлены торги, порядок и срок представ­ления предложений и др. В объявлении указывается так­же, где могут быть получены подрядные условия, специ­фикации, чертежи и другие документы, в которых содер­жатся все необходимые сведения о торгах. Такие объявле­ния публикуются за один или полтора месяца до дня про­ведения торгов. Крупные торги объявляются за два — три месяца.

портерам своевременно подготовить необходимые предло­жения.

При проведении закрытых торгов порядок информации другой. Извещения о предстоящих торгах получают лишь отдельные фирмы, которые либо хорошо известны орга­низаторам торгов по ранее выполнявшимся заказам, либо являются широко известными и солидными фирмами в дан­ной отрасли.

К установленному тендерным комитетом сроку закры­тия торгов их участники готовят комиссионные, техничес­кие и коммерческие предложения. С целью сохранения ком­мерческой тайны участники торгов передают свои предло­жения в последние минуты перед закрытием торгов. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа выполнить его строго в соответствии с представленными предложениями. Чтобы исключить возможность отказа уча­стников от своих предложений, условия торгов предусмат­ривают обязанность претендентов предоставлять банковс­кие гарантии серьезности предложений (bid bond) в разме­ре 1—3% общей суммы предложения.

В день закрытия торгов тендерные комитеты организу­ют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех участников торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называются гласными.

При проведении негласных торгов тендерные комите­ты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий.

Выбор поставщика и присуждение заказа могут после­довать непосредственно после вскрытия и оглашения по­ступивших тендеров в тех случаях, когда речь идет о вы­боре предложения с самыми низкими ценами при аналогич­ных других условиях конкурентных предложений.

Однако чаще всего, в особенности при поставках обо­рудования, принятие окончательного решения о выборе поставщика и передаче заказа производится вышестоящей организацией через определенный период времени (иногда через несколько недель или месяцев). Это объясняется прежде всего тем, что сравнение предложений, опреде­ление выгодности каждого из них требует известного вре­мени: необходимо сравнить большое число технических показателей и учесть разнообразные коммерческие усло­вия, охватывающие не только цену и срок поставки, но и длительность кредита, форму расчета, условия поставки и приемки товаров и др. В конкурсном отборе решающую роль могут играть не только цена и другие коммерческие усло­вия, но и высокое качество производимых фирмой изде­лий (работ), наиболее приемлемые для заказчика сроки исполнения контракта, порядок выполнения работ, возмож­ности привлечения в случае необходимости квалифициро­ванных субпоставщиков или субподрядчиков.

Оферент (участник торгов), предложение которого при­нято, получает об этом соответствующее извещение. Ос­тальные же оференты, как правило, не оповещаются о результатах торгов, но, направив соответствующий запрос в тендерный комитет, они могут получить интересующую их информацию. В некоторых странах результаты торгов публикуются в специально выпускаемых бюллетенях или газетах. В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги на оборудование, обязан вне­сти залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки. Его величина, как правило, составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается поставщику, причем спо­соб этого возврата также может быть различным: либо це­ликом после поставки оборудования, либо частями по мере выполнения заказа (пропорционально поставкам). Органи­заторы торгов, выступающие после проведения торгов уже в роли заказчиков, имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий, возникающих в ходе выполнения заказа (в случае поставки некачественного обо­рудования, нарушения сроков поставки и т. п.).

Завершающим этапом проведения конкурсных торгов является подписание контракта с фирмой, выигравшей тор­ги. Содержание такого контракта в основном аналогично обычному контракту купли-продажи. Однако иногда он мо­жет содержать некоторые специфические условия, касаю­щиеся способов перевозки или использования торгового флота своей страны и др.

Заключение сделки по результатам торгов может про­изводиться также путем принятия (акцепта) предложения оферента без последующего подписания обеими сторонами контракта.

Размещение заказов через торги дает значительное пре­имущество покупателям. Проведение торгов обостряет кон­куренцию между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает ее на уровень состязания союзов крупнейших компаний. В результате такого обострения конкурентной борьбы заказы получают компании или кон­сорциумы фирм, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие возможность при

участии в торгах предлагать на свои товары и услуги боле низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыл] за счет государственного стимулирования экспорта.

Несмотря на все сложности, связанные с участием i международных торгах, российские внешнеторговые компании накопили значительный опыт участия в таких торгам и используют этот метод работы на внешнем рынке при борьбе за получение заказов на машины и оборудование и; промышленно развитых и развивающихся стран.

Участники конкурса представляют предложения об объемах поставки товаров, их ценах, технических характеристиках, других коммерческих условиях поставки, а также о своем финансовом положении. Предложения участников торгов, оформленные по установленным правилам, должны быть направлены организатору торгов. Одновременно с подачей предложения фирма вносит гарантийный залог в пользу заказчика в размер 1-5 (3) % общей суммы.

По истечении срока, предусмотренного условиями конкурса, экспертная комиссия рассматривает поступившие заявки. Заказчик в оговоренный срок заключает с поставщиком-победителем контракт на поставку товаров для государственных нужд.

Выигравшая торги фирма вносит второй залог в качестве гарантий выполнения заказа (5-10 % общей суммы с учетом первого залога).

Такая форма оптовых закупок является привлекательной, дает возможность заказчику сопоставить все возможные предложение и выбрать наиболее выгодный для него вариант закупки.

-2-

Аукцион - поочередная продажа товаров на основе конкурса покупателей.

Аукционная торговля — способ реализации товара, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких или многих покупателей, присутствующих при продаже.

А. спец-ся на продаже определенных товаров с индивидуальными свойствами, особенностями. А-ы по каждому товару имеют свою специфику и периодичность.

Товары: пушно-меховые товары, животные, произведения искусства, шерсть, табак, чай, цветы, ювелирные изделия.

.

Технология: все продавцы подают заявку на участие в аукционе, затем доставляют товар на склад организаторов аукциона. Специалисты (эксперты) аукционной компании проводят оценку, сортировку и подборку товаров по однородным качественным признакам. Формируют партии товаров с однородными признаками (лоты). Чем ценнее и индивидуальнее товар, тем его меньше в лоте (м/быть лот из одной единицы товара). В больших лотах однотипные товары формируют в зависимости качества в небольшие группы – стринги. Типичный образец лота или стринга называют стромбером. Лоты и стринги нумеруют, указывают количество единиц в каждом из них и заносят в каталог предлагаемых товаров. Каталог формируется заранее и рассылается потенциальным покупателям до аукциона.

Вместе с каталогом высылается информация: о месте и времени проведения аукциона, предварительного осмотра товара, о порядке оформления сделок и расчете.

Порядок проведения аукционов включает несколько этапов:

• подготовку аукциона;

• предварительный осмотр товаров покупателями;

• аукционный торг;

• оформление и исполнение аукционной сделки.

Особенности:

Посреднические фирмы на аукционах работают на комиссионных началах

заблаговременное сообщение поставщикам о сроках аукциона

Покупателю в обязательном порядке до начала аукциона должна быть предоставлена возможность детально ознакомиться с товаром, так как впоследствии претензии по качеству ни к продавцам, ни к устроителям аукциона не принимаются

Торги только публичные.

Цена формируется в условиях жесткой конкуренции В ходе торга аукционист называет начальную цену и затем добавляет определенную сумму (в %) при наличии нескольких желающих купить товар; если после трехкратного опроса "кто больше?" цена не повышается, лот продается тому, кто назвал последнюю цену; при понижении цены покупателем становится тот, кто первым предложит наиболее высокую цену

безличность покупателя

покупатель вносит задаток и указывает куда доставить товар за его счет



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: