применяются при крупных поставках сырья, машин, оборудования либо сооружении разных объектов.
Торги — способ закупки, размещения заказов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков и заключение контрактов с теми, которые предложат наиболее выгодные коммерческие условия. это торговля на основе конкурса, проводимого покупателем между несколькими поставщиками. В Республике Беларусь так может происходить формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд, которые завершаются заключением Государственного контракта между государственным заказчиком и выигравшим конкурс поставщиком.
Торги могут быть внутренними и международными.
Заказчики для проведения торгов создают тендерные комитеты, в которых работают тех. и эк. эксперты. Комитеты объявляют о проведении торгов, публикуют их условия, проводят анализ поступающих предложений и принимают решение о передаче заказа.
|
|
В зависимости от способа проведения различают торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные или негласные).
Открытые объявляются через средства массовой инфо, в них участвуют все желающие.
К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации: как местные, так и иностранные. Путем открытых торгов в основном размещаются заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.
Торги в особых случаях могут быть закрытыми. Для участия в них приглашаются отдельные предприятия, наиболее известные в данной области производства.
К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. В основном это престижные, известные в данной области производства фирмы, имеющие большой опыт и хорошо технически вооруженные. Через закрытые торги размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование, комплектные изделия и пр.
Тендерные комитеты осуществляют всю организационную работу по проведению торгов. (Технические и коммерческие эксперты, представители администрации, тендерных комитетов, как правило, назначаются руководители организаций, производящих закупки).
Они публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решения о победителе конкурсного торга, которому и передается заказ. Условия торгов, как правило, представляют собой отпечатанные типографским способом документы, содержащие порядок представления предложений, рассмотрения их тендерным комитетом и принятия решений о передаче заказов. Они включают технические и коммерческие условия контрактов, которые будут подписаны между заказчиками и выигравшими торги поставщиками, а также перечни специальных гарантий, которые должны представить участники торгов.
|
|
Пример 1
Концерн «Беллегпром» приглашает фирмы и компании, имеющие соответствующие права, принять участие в продаже тонковолокнистого и средневолокнистого хлопка на тендерной основе. Закупка осуществляется с отсрочкой оплаты не менее 30 (тридцати) календарных дней с момента получения.
Волокно хлопковое закупается на основании котировок Ливерпульской хлопковой биржи
на узбекский хлопок Middling 1-3/32" и среднеазиатский тонковолокнистый хлопок.
Коммерческие предложения принимаются только в запечатанном виде с пометкой «Тендер».
Предложение должно содержать
· обоснованные цены, объемы, условия и сроки поставки волокна хлопкового;
· качественные характеристики товара (ассортимент и страна происхождения);
· реквизиты участника конкурса (юридический адрес, контактный телефон, телефакс, банковские реквизиты);
· информацию о фирме и структуре внешнеторгового оборота за последние три года;
· копии уставных и регистрационных документов (нотариально заверенные);
· фамилии лиц, уполномоченных действовать от имени участника.
Вся информация должна быть представлена на русском языке или сопровождаться переводом Срок представления коммерческих предложений в комиссию - 1 месяц со дня опубликования Дата проведения тендера - с 22 марта.
Адрес: …
Информация о предстоящих торгах представляется по-разному, в зависимости от вида торгов. При проведении открытых торгов в официальных, в основном в правительственных, органах печати (газетах, экономических журналах, специальных бюллетенях по торгам) помещаются объявления. В этих объявлениях содержатся лишь основные сведения о торгах, в частности, наименование организации, проводящей торги, номер торгов, наименование и количество товара или объем работ, на поставку и выполнение которых объявлены торги, порядок и срок представления предложений и др. В объявлении указывается также, где могут быть получены подрядные условия, спецификации, чертежи и другие документы, в которых содержатся все необходимые сведения о торгах. Такие объявления публикуются за один или полтора месяца до дня проведения торгов. Крупные торги объявляются за два — три месяца.
портерам своевременно подготовить необходимые предложения.
При проведении закрытых торгов порядок информации другой. Извещения о предстоящих торгах получают лишь отдельные фирмы, которые либо хорошо известны организаторам торгов по ранее выполнявшимся заказам, либо являются широко известными и солидными фирмами в данной отрасли.
К установленному тендерным комитетом сроку закрытия торгов их участники готовят комиссионные, технические и коммерческие предложения. С целью сохранения коммерческой тайны участники торгов передают свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа выполнить его строго в соответствии с представленными предложениями. Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений, условия торгов предусматривают обязанность претендентов предоставлять банковские гарантии серьезности предложений (bid bond) в размере 1—3% общей суммы предложения.
В день закрытия торгов тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех участников торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называются гласными.
|
|
При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий.
Выбор поставщика и присуждение заказа могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения поступивших тендеров в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самыми низкими ценами при аналогичных других условиях конкурентных предложений.
Однако чаще всего, в особенности при поставках оборудования, принятие окончательного решения о выборе поставщика и передаче заказа производится вышестоящей организацией через определенный период времени (иногда через несколько недель или месяцев). Это объясняется прежде всего тем, что сравнение предложений, определение выгодности каждого из них требует известного времени: необходимо сравнить большое число технических показателей и учесть разнообразные коммерческие условия, охватывающие не только цену и срок поставки, но и длительность кредита, форму расчета, условия поставки и приемки товаров и др. В конкурсном отборе решающую роль могут играть не только цена и другие коммерческие условия, но и высокое качество производимых фирмой изделий (работ), наиболее приемлемые для заказчика сроки исполнения контракта, порядок выполнения работ, возможности привлечения в случае необходимости квалифицированных субпоставщиков или субподрядчиков.
Оферент (участник торгов), предложение которого принято, получает об этом соответствующее извещение. Остальные же оференты, как правило, не оповещаются о результатах торгов, но, направив соответствующий запрос в тендерный комитет, они могут получить интересующую их информацию. В некоторых странах результаты торгов публикуются в специально выпускаемых бюллетенях или газетах. В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги на оборудование, обязан внести залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки. Его величина, как правило, составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается поставщику, причем способ этого возврата также может быть различным: либо целиком после поставки оборудования, либо частями по мере выполнения заказа (пропорционально поставкам). Организаторы торгов, выступающие после проведения торгов уже в роли заказчиков, имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий, возникающих в ходе выполнения заказа (в случае поставки некачественного оборудования, нарушения сроков поставки и т. п.).
|
|
Завершающим этапом проведения конкурсных торгов является подписание контракта с фирмой, выигравшей торги. Содержание такого контракта в основном аналогично обычному контракту купли-продажи. Однако иногда он может содержать некоторые специфические условия, касающиеся способов перевозки или использования торгового флота своей страны и др.
Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем принятия (акцепта) предложения оферента без последующего подписания обеими сторонами контракта.
Размещение заказов через торги дает значительное преимущество покупателям. Проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает ее на уровень состязания союзов крупнейших компаний. В результате такого обострения конкурентной борьбы заказы получают компании или консорциумы фирм, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие возможность при
участии в торгах предлагать на свои товары и услуги боле низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыл] за счет государственного стимулирования экспорта.
Несмотря на все сложности, связанные с участием i международных торгах, российские внешнеторговые компании накопили значительный опыт участия в таких торгам и используют этот метод работы на внешнем рынке при борьбе за получение заказов на машины и оборудование и; промышленно развитых и развивающихся стран.
Участники конкурса представляют предложения об объемах поставки товаров, их ценах, технических характеристиках, других коммерческих условиях поставки, а также о своем финансовом положении. Предложения участников торгов, оформленные по установленным правилам, должны быть направлены организатору торгов. Одновременно с подачей предложения фирма вносит гарантийный залог в пользу заказчика в размер 1-5 (3) % общей суммы.
По истечении срока, предусмотренного условиями конкурса, экспертная комиссия рассматривает поступившие заявки. Заказчик в оговоренный срок заключает с поставщиком-победителем контракт на поставку товаров для государственных нужд.
Выигравшая торги фирма вносит второй залог в качестве гарантий выполнения заказа (5-10 % общей суммы с учетом первого залога).
Такая форма оптовых закупок является привлекательной, дает возможность заказчику сопоставить все возможные предложение и выбрать наиболее выгодный для него вариант закупки.
-2-
Аукцион - поочередная продажа товаров на основе конкурса покупателей.
Аукционная торговля — способ реализации товара, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких или многих покупателей, присутствующих при продаже.
А. спец-ся на продаже определенных товаров с индивидуальными свойствами, особенностями. А-ы по каждому товару имеют свою специфику и периодичность.
Товары: пушно-меховые товары, животные, произведения искусства, шерсть, табак, чай, цветы, ювелирные изделия.
.
Технология: все продавцы подают заявку на участие в аукционе, затем доставляют товар на склад организаторов аукциона. Специалисты (эксперты) аукционной компании проводят оценку, сортировку и подборку товаров по однородным качественным признакам. Формируют партии товаров с однородными признаками (лоты). Чем ценнее и индивидуальнее товар, тем его меньше в лоте (м/быть лот из одной единицы товара). В больших лотах однотипные товары формируют в зависимости качества в небольшие группы – стринги. Типичный образец лота или стринга называют стромбером. Лоты и стринги нумеруют, указывают количество единиц в каждом из них и заносят в каталог предлагаемых товаров. Каталог формируется заранее и рассылается потенциальным покупателям до аукциона.
Вместе с каталогом высылается информация: о месте и времени проведения аукциона, предварительного осмотра товара, о порядке оформления сделок и расчете.
Порядок проведения аукционов включает несколько этапов:
• подготовку аукциона;
• предварительный осмотр товаров покупателями;
• аукционный торг;
• оформление и исполнение аукционной сделки.
Особенности:
Посреднические фирмы на аукционах работают на комиссионных началах
заблаговременное сообщение поставщикам о сроках аукциона
Покупателю в обязательном порядке до начала аукциона должна быть предоставлена возможность детально ознакомиться с товаром, так как впоследствии претензии по качеству ни к продавцам, ни к устроителям аукциона не принимаются
Торги только публичные.
Цена формируется в условиях жесткой конкуренции В ходе торга аукционист называет начальную цену и затем добавляет определенную сумму (в %) при наличии нескольких желающих купить товар; если после трехкратного опроса "кто больше?" цена не повышается, лот продается тому, кто назвал последнюю цену; при понижении цены покупателем становится тот, кто первым предложит наиболее высокую цену
безличность покупателя
покупатель вносит задаток и указывает куда доставить товар за его счет