Семиотические механизмы воздействия в культуре

Процессы воздействия в коммуникативном процессе культуры носят многоплановый характер. В них присутствуют разного рода механизмы, которые носят взаимодополняющий характер. При этом адресат информации может и не ощущать в качестве воздействующих некоторые возможные коммуникативные цепочки, поскольку сообщения на этом уровне не воспринимаются в качестве таковых. Это особенно характерно для разного рода невербальных систем коммуникации, которые оперируют в большинстве своем на неосознаваемом уровне. Паника также достаточно часто проявляется на невербальном уровне, начиная с того, что толпа ведет себя по-иному, поскольку в этом случае нарушены законы соцальной дистанции: незнакомые люди располагаются настолько близко друг к другу, что это вызывает определенное возбуждение.

Семиотика в бывшем Советском Союзе развивалась под углом зрения изучения так называемых вторичных моделирующих систем. При этом естественный язык признавался первичной системой. Он считался наиболее сложным из имеющихся систем, откуда следовало два вывода. Во-первых, сложная структура продиктовывает правила своей организации единицам, построенным на ее базе. Это, например, объясняет переход структурности от языка к структурности литературных текстов, поскольку последние строятся на базе языка. Во-вторых, инструментарий, выработанный для работы с более сложными структурами, естественно сможет помочь при анализе более простых структур. Такова была точка зрения, принятая в первый период советской семиотики. Мы можем представить это соотношение следующим образом:

Структура 1 ——————> Структура 2

Однако данная ситуация может получить и другое объяснение. Это не язык диктует свою структурность, тем более, что это маловероятно для визуальных кодов культуры типа живописи и т.д., а человеческий мозг продуцирует структурность одного типа и для случая литературных, и для случая визуальных кодов. Так что данное представление приобретает следующий вид:

Структуры мозга ———> Структуры текста 1, 2, 3

В этом плане известна роль музыкальных ритмов, совпадение которых с ритмами мозга облегчает воздействие, что использует современная музыкальная культура.

Но не только ритмы способствуют входу в индивидуальное и массовое сознание. Необходимо учитывать соответствующие национально-ориентированные модели воздействия. Например, по поводу продвижения по ступеням иерархической лестницы генерала А. Николаева в программе «Зеркало» (РТР, 1998, 27 сент.) прозвучала фраза: «В России так не раскручивают - так хоронят». Имелся в виду акцент на «интеллигентских» характеристиках образа генерала (типа «мать - поэтесса» и т.д.), которые не соответствуют принятым в обществе. Более стандартен тип генерала А. Лебедя, где не возникает подобных несоответствий для массового сознания.

В качестве еще одного культурно-ориентированного примера можно вспомнить заговоры, проклятия и т.д., которые лучше всего действуют в ситуации, когда в них верят. Зомбирование в рамках африканской культуры покоится на беспрекословном выполнении слов шамана. В древнеисландской культуре словом «нид» обозначался такой тип сообщения, направленный на врага, который мог его полностью разрушить. Один из героев саги под видом пришельца стал читать стихотворное сообщение вождю противоположной стороны, чем полностью вывел его из строя. То есть в рамках прошлых культурных традиций роль словесного сообщения была достаточно серьезной. К примеру, сегодня в рамках «принудительной дипломатии», разрабатываемой корпорацией РЕНД, вербальный ультиматум требуется подтверждать невербальными действиями типа передвижения войск, что говорит уже о другом статусе слова в современной культуре.

Семиотически поведение в кризисной ситуации маркировано по-иному, чем в ситуации обычной. Общество разрешает здесь реакции в виде, например, плача, обычно запрещенного. Общество одновременно пытается ввести запреты на разного рода панические реакции. В качестве моделей поведения заранее вводятся запреты такого рода как, например, «мальчики не плачут» и т.д. Общество пытается заранее задать регулирование будущего поведения в кризисной ситуации.

Ю. Лотман также анализирует понятия «чести» и «славы» в качестве знаков, регулирующих взаимоотношения в прошлом. Он связывает понятие «чести» с вассальными отношениями: «честь воздается снизу вверх и оказывается сверху вниз». Слава передается через поколения, ее «гласят», «слышат». В другой своей работе он анализирует роль понятия «смерти». Все это с позиции рассматриваемой в данной работе темы является определенными социальными стабилизаторами, призванными удерживать поведение в рамках социально принятых моделей даже в случае кризисных ситуаций.

Общество выдвигает ряд предметов в особый список, задавая их сакральный характер. Их особая семиотичность также работает в роли конкретного социального стабилизатора. Оружие во все времена служило признаком мужского начала. «Присяга, приносимая на оружии, засвидетельствована в «Эдде», - отмечает Франко Кардини. Военная форма также требует от человека иных моделей поведения. Тем самым удается блокировать варианты асоциального поведения.

Знаковая маркировка храбрости/трусости характерна для любого общества. Общество несет в себе определенные идеологические доминанты, которые им управляют. Смена общественных систем вносит коррективы в эти приоритеты. Так, например, Ренессанс вызвал к жизни античные сюжеты и темы, интерес к светским темам. Как пишет Т. Парсонс:

«Даже когда сюжеты были религиозными, в них просматривались новые светские мотивы. Без преувеличения можно сказать, что место центрального символа в искусстве итальянского Ренессанса занимала мадонна с ребенком. В сугубо религиозном значении это был серьезный отход от таких сюжетов, как распятие Христа, мученичество святых и др. На первое место выходит и даже восславляется человеческая семья и особенно отношения матери и ребенка. Материнство стремились сделать всеобще привлекательным, изображая Марию красивой юной женщиной, несомненно любящей свое дитя».

Здесь особый интерес представляет амбивалентность идеологического сообщения, которое было обращено как к сакральному элементу, так и светскому. Оно могло при такой структуре давать гораздо больше потребителю информации, чем если бы было чисто религиозным сообщением.

Даже детская сказка несет несколько подобных пластов информации. Помимо чистого сюжета ребенок получает четкие ориентиры в том, что является храбростью, а что коварством. Его пытаются идентифицировать с правильным набором приоритетов. На следующем уровне развития те же функции в человеческой цивилизации начинают выполнять, например, художественные фильмы. Детективы, ведущие к победе полицейского, когда антигерой обязательно выигрывает все битвы, кроме последней, строятся по этой же модели.

2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

Форма текущего контроля – опрос

1. Кто из исследователей считает, что семиотика (семиология) рассматривает все явления культуры как знаковые системы?

2. Что называют языком в широком смысле?

3. Какой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическим?

4. Что представляет собой культура с информационно-семиотической точки зрения?

5. Как понимает культуру Ю.М. Лотман?

6. Дайте определение культуры.

7. Что составляет ось понятия культуры?

8. Что является первичной моделирующей системой?

9. Как понимается культура с точки зрения семиотики?

10. Что представляет собой культура как мир артефактов?

11. Что называется артефактами?

12. Что представляет собой культура как мир смыслов?

13. Что представляет собой культура как мир знаков?

14. Назовите основные типы знаковых систем культуры.

15. Что собой представляет семиотическое поле культуры?

16. Какие основные типы знаков и знаковых систем входят в состав семиотического поля культуры?

17. Что собой представляют естественные знаки?

18. Приведите примеры естественных знаков культуры.

19. Что собой представляют функциональные знаки культуры?

20. Приведите примеры функциональных знаков.

21. Что такое иконические знаки культуры?

22. Приведите примеры таких знаков

23. Дайте определение конвенциональных знаков.

24. Приведите примеры конвенциональных (условных) знаков.

25. Что собой представляют вербальные знаковые системы?

26. Какую систему знаков представляет язык?

27. Назовите основные структурные уровни языка.

28. Что представляют собой знаковые системы записи?

29. Назовите, что входит в понятие вторичных семиотических систем культуры.

30. Расскажите о соотношении семиотики и истории.

31. Расскажите о языке искусства. Приведите примеры

32. Расскажите о специфике семиотических механизмах воздействия в культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: