Упражнение 11

Прочитайте об искусстве икебаны из книги Г.Е. Крейдлина «Семиотика, или Азбука общения» (Крейдлин, Г.Е. «Семиотика, или Азбука общения»: учеб. пособие / Г.Е. Крейдлин, М.А. Кронгауз. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 240 с.). Познакомьтесь с особенностями составления икебаны с точки зрения знаковой системы:

Икебана - это японское слово, обозначающее искусство составления букета, причем букета не простого, а говорящего. Букет для японцев - это не только украшение, а всегда что-то значимое, символическое. Причем значение букета создается очень разными способами: тем, какие цветы в него включают­ся и насколько они распустились, длиной стебля и другими вещами.

Можно считать, что икебана как «искусство говорить цве­тами» зародилось в Японии в VI веке. В это время в буддийс­ких храмах по обеим сторонам алтаря стали появляться не­обычные букеты. Они состояли из огромных, негнущихся ве­ток деревьев и цветов, поставленных в специальных узорчатых бронзовых вазах из Китая, и назывались «рикка», что означает «стоящие цветы». Концы веток и цветы устрем­лялись вверх к небу, как бы взывая к богам. В центре вазы обязательно устанавливалась сосна высотой в 1,5 метра. Кро­ме сосны, из деревьев использовали кедр, кипарис и бамбук, а из цветов, прежде всего, - белые хризантемы.

На протяжении веков изменялись принципы и условия составления букетов. Современные букеты предназначены для современных домов, поэтому цветы ставятся в низких и плоских вазах. Для установки букетов используется кэндзан, специальная металлическая подставка с игольчатыми стерж­нями, на которые накалываются стебли цветов и ветки. Буке­ты обычно украшают гостиную, кабинет и спальню.

Букет имеет свою композицию, то есть структуру и прин­ципы, или правила, по которым он составлен. Букет - это сложный самостоятельный знак. Если сравнивать икебану с естественным языком, то букет - это целый текст, который можно прочесть, если знать отдельные знаки, его составля­ющие, и композицию, правила комбинирования простых знаков.

В основе композиции букета три линии, три стебля, сим­волизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия - это стебель, обозначающий Небо. Именно этот стебель, называе­мый «сип», образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным. Рядом с ним помещается второй сте­бель, символизирующий человека и называемый «соэ». По длине он должен быть равен примерно двум третям стебля син и наклонен в ту же сторону. Третий стебель, называемый «тай», символизирует Землю. Он самый короткий и наклонен в противоположную от двух других стеблей сторону. Все стеб­ли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатле­ние кроны одного дерева. К трем основным стеблям добавля­ют цветы, ветки, стебли трав, листья и различную зелень, ко­торые и передают значение букета.

Так, букет всегда передает идею времени вообще и време­ни года в частности. Прошлое выражается с помощью полнос­тью распустившихся цветов, стручков и засохших листьев, на­стоящее - с помощью наполовину распустившихся цветов или зеленых листьев, а будущее - с помощью бутонов или на­бухших почек.

Особыми формами передаются и различные времена года: весна - это энергичные изгибы веток; лето - распустившиеся лепестки, листья, стебли; осень - редко поставленные тонкие ветки; зима - оголенные ветки.

Значим также выбор цветов и деревьев, входящих в букет. Причем очень важны и их комбинации. Сосна и роза означают вечную молодость и долгую жизнь; сосна и омото (или родея, малоизвестное у нас растение) - молодость и вечность; сосна и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процве­тание и мир, хаботан (цветы капусты), хризантем, орхидей - радость.

Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука, хризантемы и орхидеи.

Правила определяют не только то, как составлять букет, но и то, как его рассматривать. Это специальный ритуал. Что­бы полюбоваться на букет в гостях, надо стать на колени в метре от вазы и переводить взгляд снизу вверх. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается непри­личным. О названии букета следует спрашивать хозяина. В то время, когда гость разглядывает букет, хозяева должны молча сидеть к нему лицом. После того, как гость выскажет восхи­щение, хозяева должны с поклоном ответить: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».

Букеты должны быть естественными и как бы самопро­извольными. Для них характерна простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. То есть, все должно быть «как в природе».

Таким образом, разглядывание букета и любование им - это сложный ритуал японской культуры, а само составление букета (икебана) - особое искусство, мастера которого в Японии чрезвычайно ценятся. Мастера икебаны передают свое семиотическое искусство из поколения в поколение. Чтобы овладеть этим искусством требуются годы терпели­вой учебы. Икебана, с одной стороны, отражает особеннос­ти характера японцев, а с другой стороны, сама формирует этот характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: