1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;
2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей
Человек — сложная "открытая" систему, в иерархической организации которой выделяются следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт.
Два уровня мотивационно-потребностной сферы:
- мотивы нужды ® принцип гомеостазиса – устранения напряжения
- мотивы развития ® поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию
Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.
Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу.
Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Иными словами, объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.
Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.
Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности. Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.
Стадии в развитии единства личности:
1) детская стадия: ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего";
2) стадия относительной дифференциации: динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов
3) стадия интегрированного единства: в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.