Интернет, завоевав особое положение как средство коммуникации и превратившись в одно из важнейших СМИ, обеспечивает, с одной стороны, дополнительный канал для распространения информации, а с другой поступление ранообразных данных для других СМИ. Развитие Интернета привело к организации сайтов радиостанций. Техническая возможность использования радиовещания в Интернете появилась в преддверии нового тысячелетия, и с каждым годом растёт число не только интернет-сайтов, но и интернет-радиостанций. Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, точно установить «дату рождения» интернет-радио и радиостанцию, на которой впервые оно было реализовано, по замечаниям исследователей в области журналистики, достаточно сложно, но с уверенностью заявляется, что в России это произошло в Москве в 1996 г. Истоки современною нитернет-радио восходят к «Internet Talk Radio» (США. 1993 г.). Среди первых российских интернет-радиостанций называют «Европу Плюс». «Серебряный дождь». «Радио 101».
Сегодня интернет-радио как сетевой сервис может быть открыто и известно радиослушателями и интернет-сообществами, объединившимися на основе интереса к определённой теме общения. Отмеченное положение дел является свидетельством изменений в таком значимом факторе радио, как институциональность.
|
|
В качестве важнейшей особенности современного радио отмечается возможность выходить в эфир из любой точки мира: интернет-радио значительно расширяет аудиторию.
Теоретиками и практиками журналистики исследуется своеобразие сайтов разных радиостанций. Так, на примере радиостанции «Эхо Москвы» анализируется устройство «навигации» сайтов, которое формируется с учётом целевой аудитории, т.е. с учётом возраста адресата и его владения современными технологиями. В числе важных ставится задача «не утратить, а подчеркнуть «радийность» сайта».
Попробуем рассмотреть семиотические особенности традиционных СМИ в Интернете, в частности, Интернет-радио. Одни из них осуществляемые посредством типографских технологий, в основе имеют печатное слово, текст воспринимается адресатом зрительно. Другие осуществляются благодаря технологии передачи радиоволн, текст воспринимается адресатом как звук. В реализации телевидения задействованы два информационных канала, текст воспринимается как изображение и звук. Интернет же совмещает все возможности традиционных СМИ. Результат этого сопоставления подводит к значимому научному заключению о том, что интернет-радио демонстрирует совмещение возможностей разных семиотических систем.
Важным является типологическая дифференциация радиостанций по типу их вещания в Интернете. Выделяется три типа радиостанций:
|
|
I) станции, на сайтах которых представлены лишь аудиофайлы эфирных программ;
2) станции, которые ведут трансляции и в традиционной форме, т.е. в эфире и в Интернете;
3) станции, существующие только в Интернете.
Наряду с этими основными типами радио в Интернете отмечаются сайты, выполняющие лишь функцию самопрезентации.
К числу заметных плюсов организации веб-сайтов следует отнести возможность, которую используют рекламодатели, когда они размешают «рекламу на страницах сайтов, визуализируя её». Тем самым в какой-то мере освобождают эфир от рекламы. В плюсе оказываются как рекламодатели (обеспечивая больше возможностей привлечь потенциальных клиентов, так как клик по рекламной картинке (даже случайный) переводит пользователя на сайт рекламируемого продукта), так и большинство радиослушателей, которые включают радио не ради рекламы. При этом в большом количестве используются как вербальные, так и визуальные знаки.
Попробуем рассмотреть семиотические особенности Интернет-радио через понятие мультмедийности.
Мультимедийность на Интернет-радио видится во взаимодействии современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в «одном цифровом представлении. На порталах сегодня часто представлены видеоматериалы, размещаются фотографии, рисунки, предлагаются музыкальные новинки, т.е. используются разнообразные средства воздействия на слушателя через использование разных семиотических знаков.
В осуществлении этих составляющих современного радио задействовано много специалистов, работающих на радио: тексты пишут как диджеи. так и редакторы. Фото и видео, а также телефонная связь, интернет-порталы, странички в Интернете, сайты - все это помогает работе радио. Отмечается фактор универсальности современного журналиста, работающего в системе Интернет-радио. Журналист одновременно готовит материал и для Интернета, и радийный, и делает видеоматериал.
Расширилась интеграция студийного радио с социальными сетями. Включённость современного человека в социальные сети расширяет возможности ннтерактивности радио: моментальное включение в жить соцсетей - тут же, во время прямого эфира (т.е. в режиме онлайн). Интернет предоставляет возможность ведущим общаться со слушателями, идет взаимодействие ведущих с радиослушателями. Открытая вербальность позволяет использовать интерактивность как важный параметр современного Интернет-радио.
Мультимслнйность на радио нацелена не только на взаимодействие, но и воздействие: Есть многообразное использование шумов, что оживляет человеческое восприятие. Плюс к этому ещё и использование речи как инструмента воздействия на слушателя, музыка, текст. Интернет-радио сегодня – это диджейское, развлекательное, музыкальное радио.
Видеовозможностн радио совмещают промоушн и контактоустанавливаюшую функцию. Многие радиостанции вещают в Интернете, где могут размещать видеозаписи новостей, программ. Например, на «Русском радио» установили веб-камеру. На сайте можно посмотреть на диджеев непосредственно за работой, что делает радио популярнее, но только для «продвинутых» слушателей.
Интернет-радио расширяет возможности восприятия текста радиослушателем. Можно послушать текст, а можно его прочитать.
Также к мультимедийности относятся фоновые заставки, рекламные блоки, фоновая музыка. Всем, особенно молодым ребятам, приятно слушать в радиоэфирах любимую, популярную музыку.