Семиотические особенности Интернет-радио как нового типа медиа

Интернет, завоевав особое положение как средство коммуникации и превратившись в одно из важнейших СМИ, обеспечивает, с одной стороны, дополни­тельный канал для распространения информации, а с другой поступление ранообразных данных для дру­гих СМИ. Развитие Интернета привело к организации сайтов радиостанций. Техническая возможность ис­пользования радиовещания в Интернете появилась в преддверии нового тысячелетия, и с каждым годом растёт число не только интернет-сайтов, но и интернет-радиостанций. Как и в ситуации с другими видами се­тевых СМИ, точно установить «дату рождения» интер­нет-радио и радиостанцию, на которой впервые оно было реализовано, по замечаниям исследователей в области журналистики, достаточно сложно, но с уве­ренностью заявляется, что в России это произошло в Москве в 1996 г. Истоки современною нитернет-радио восходят к «Internet Talk Radio» (США. 1993 г.). Среди первых российских интернет-радиостанций называют «Европу Плюс». «Серебряный дождь». «Радио 101».

Сегодня интернет-радио как сетевой сервис может быть открыто и известно радиослушателями и интер­нет-сообществами, объединившимися на основе интере­са к определённой теме общения. Отмеченное положе­ние дел является свидетельством изменений в таком значимом факторе радио, как институциональность.

В качестве важнейшей особенности современного радио отмечается возможность выходить в эфир из лю­бой точки мира: интернет-радио значительно расши­ряет аудиторию.

Теоретиками и практиками журналистики исследу­ется своеобразие сайтов разных радиостанций. Так, на примере радиостанции «Эхо Москвы» анализируется устройство «навигации» сайтов, которое формируется с учётом целевой аудитории, т.е. с учётом возраста ад­ресата и его владения современными технологиями. В числе важных ставится задача «не утратить, а подчерк­нуть «радийность» сайта».

Попробуем рассмотреть семиотиче­ские особенности традиционных СМИ в Интернете, в частности, Интернет-радио. Одни из них осуществляемые посредством типографских техноло­гий, в основе имеют печатное слово, текст восприни­мается адресатом зрительно. Другие осуществляются благодаря технологии передачи радиоволн, текст вос­принимается адресатом как звук. В реализации телевидения задействованы два информационных канала, текст вос­принимается как изображение и звук. Интернет же совмещает все возможности традиционных СМИ. Результат этого сопоставления подводит к зна­чимому научному заключению о том, что интернет-радио демонстрирует совмещение возможностей раз­ных семиотических систем.

Важным является типологическая дифференциация радиостанций по типу их вещания в Интернете. Выделяется три типа радиостанций:

I) станции, на сайтах которых пред­ставлены лишь аудиофайлы эфирных программ;

2) станции, которые ведут трансляции и в традицион­ной форме, т.е. в эфире и в Интернете;

3) станции, существующие только в Интернете.

Наряду с этими основными типами радио в Интернете отмечаются сайты, выполняющие лишь функцию самопрезентации.

К числу заметных плюсов организации веб-сайтов следует отнести возможность, которую используют рекламодатели, когда они размешают «рекламу на страницах сайтов, визуализируя её». Тем самым в какой-то мере освобождают эфир от рекламы. В плюсе оказываются как рекламодатели (обеспечивая больше возможностей привлечь потенциальных клиен­тов, так как клик по рекламной картинке (даже случай­ный) переводит пользователя на сайт рекламируемого продукта), так и большинство радиослушателей, кото­рые включают радио не ради рекламы. При этом в большом количестве используются как вербальные, так и визуальные знаки.

Попробуем рассмотреть семиотические особенности Интернет-радио через понятие мультмедийности.

Мультимедийность на Интернет-радио видится во взаимодействии современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в «одном цифровом пред­ставлении. На порталах сегодня часто представлены видео­материалы, размещаются фотографии, рисунки, предлагаются музыкальные новинки, т.е. используются разнообразные средства воздействия на слушателя через использование разных семиотических знаков.

В осуществлении этих составляющих современ­ного радио задействовано много специалистов, рабо­тающих на радио: тексты пишут как диджеи. так и редакторы. Фото и видео, а также теле­фонная связь, интернет-порталы, странички в Ин­тернете, сайты - все это помогает работе радио. Отмечается фактор универсальности современного журналиста, работающего в системе Интернет-радио. Журналист одновременно готовит ма­териал и для Интернета, и радийный, и делает видеоматериал.

Расширилась интеграция студийного радио с социальными сетями. Включённость со­временного человека в социальные сети расширяет возможности ннтерактивности радио: моментальное включение в жить соцсетей - тут же, во время пря­мого эфира (т.е. в режиме онлайн). Интернет предоставляет возможность ведущим общаться со слушателями, идет взаимодействие ведущих с радиослуша­телями. Открытая вербальность позволяет использовать интерактивность как важный параметр современного Интернет-радио.

Мультимслнйность на радио нацелена не только на взаимодействие, но и воздействие: Есть многообразное использование шумов, что оживляет человеческое восприятие. Плюс к этому ещё и использование речи как инстру­мента воздействия на слушателя, музыка, текст. Интернет-радио сегодня – это диджейское, развлекательное, музы­кальное радио.

Видеовозможностн радио совмещают промоушн и контактоустанавливаюшую функцию. Многие радиостан­ции вещают в Интернете, где могут размещать видеозаписи новостей, программ. Например, на «Рус­ском радио» установили веб-камеру. На сайте можно посмотреть на диджеев непосредственно за работой, что делает радио популярнее, но только для «продвинутых» слуша­телей.

Интернет-радио расширяет возможности восприя­тия текста радиослушателем. Можно послушать текст, а можно его прочитать.

Также к мультимедийности относятся фоновые заставки, рекламные блоки, фоновая музыка. Всем, особенно молодым ребятам, прият­но слушать в радиоэфирах любимую, популярную музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: