Региональное телевидение в аспекте знакового исследования

Неоспорим тот факт, что сегодня в основном телевизионные программы определяют содержание информационной картины мира современного человека. Ее полнота и содержание могут варьироваться в зависимости от возможностей принимающего средства, т.е. от количества телевизионных каналов, доступных для ежедневного просмотра. Так информационная картина мира у жителей центральных городов, имеющих доступ не только к семи-пятнадцати телевизионным каналам, но и к десяткам спутниковых, шире по охвату, чем у жителей маленькой далекой деревеньки, смотрящих порой только передачи общественного российского телевидения (ОРТ). Поэтому задачей телевидения является создание как можно более целостной картины мира. Каждый телевизионный канал, телевизионная программа, телевизионный сюжет, журналист, оператор, режиссер и другие сотрудники телевидения вносят свой вклад в формирование картины мира, свой кусочек в общую мозаику.

Еще недавно вклад региональных телекомпаний в информационную картину мира не был таким существенным, как сейчас. Еще в 80-е гг. ХХ в. все отечественное телевидение подчинялось Гостелерадио и сводилось к четырем всесоюзным программам и примерно сотне областных, краевых и республиканских студий. Добавленный в 1995 г. к Закону «О средствах массовой информации» федеральный документ «О рекламе» открыл новый источник финансирования для телевещателей и позволил развиваться частным телекомпаниям. Таким образом, возникла тенденция регионализации отечественного телевидения.

Совокупное время вещания провинциальных телекомпаний намного превышает время вещания федеральных телеканалов. По данным социологических исследований, программы регионального телевидения привлекают массовую аудиторию своим содержанием, в котором отражается местная специфика жизни. Люди желают знать, что происходит в том месте, где они живут. Подобную информацию можно почерпнуть в основном из программ местного телевидения. Соответственно, предполагается, что его сообщения отличаются от информационных материалов федерального уровня тем, что в них содержится больше элементов, отражающих региональную специфику. Критериями их выделения выступают локальность проживания и культура определенной социальной группы.

Жители одного региона, несмотря на различие возрастных, половых и прочих социальных характеристик, имеют общую понятийную основу для обозначения реалий действительности. Особенности проживания индивида в относительно замкнутом социуме накладывают отпечаток на его психологию и соответствующим образом вербализуются. Можно предположить, что в региональных телепрограммах транслируются материализованные признаки мировидения, миропонимания, характерные для жителей определенного региона. Информация кодируется на уровне таких детерминант, как:

- национально-культурная традиция и специфика быта;

-специфика деятельности, характерная для определенного этноса;

-географические особенности: специфика ландшафта, формирующая определенные культурные представления.

На основе этих детерминант можно выделить следующие коды, артикулирующие в сообщении отражение специфики региона и функционирующие в рамках соответствующего «социолекта»:

- ведущая отрасль;

- специфика экологии;

- политическая направленность;

- особенности ландшафта.

Именно местные телерадиокомпании способны более точно учитывать экономические, религиозные и иные особенности региона, национальный, образовательный, возрастной состав аудитории. Это связано с процессом локализации, децентрализации вещания, укрепления и развития регионального, местного, муниципального и коммерческого вещания, который происходит в мировой телекоммуникации. Но это с одной стороны.

На современном этапе развития средств массовой информации фиксируется тенденция глобализации, унификации пространственных координат. Безусловно, ведущая роль в этом процессе – у телевидения (в последнее время глобальная сеть «Интернет» теснит его позиции).

Тележурналист может заглянуть в любой уголок планеты и сообщить о происшествии, случившемся там, в эфир. Но фактором, определяющим появление в программе новостей информации о событии, является не место, где оно происходило, а значимость происходящего. Несмотря на отмеченную фрагментарность информационных материалов в телевизионных новостях, их сосуществование – не хаотический беспорядок знаков. Отсутствие в большинстве случаев описания места корреспондирует с единством мысли и сознания, подчинено определенному идеологическому замыслу, «потеря, т.е. исчезновение измерения времени и пространства запускает процессы, которые формируют единый «мир». Отказ от «привилегии места» сформировал ситуацию, в которой человечество в некоторых отношениях трансформировалось в «мы».

Таким образом, в телевизионной сфере наряду с тенденцией регионализации, конкретизации наблюдается процесс глобализации, унификации. Можно предположить, что в региональных телепрограммах местная специфика должна быть более выражена, т.е. коды, отражающие региональный компонент, охватывают большие знаковые комплексы. Поскольку люди более или менее пассивно реализуют общеобязательные нормы, заложенные в языке, но зато активно и напряженно ориентируются среди социальных смыслов, которыми населены его знаки, можно утверждать, что национальный язык делится на «социолекты». В рамках «социолекта» интерпретация информации реципиентом более адекватна целям коммуникатора, так как используется одна кодифицирующая система, ограниченная рамками конкретного пространства. Поэтому будем считать, что в региональных телепрограммах информация, сообщаемая и воспринятая, имеет большее соответствие, а информационная картина мира приобретает региональный колорит.

Соответственно, мы допускаем, что в информационных материалах центрального телевидения уровень отражения региональной специфики ниже, в основном присутствуют унифицированные знаковые комплексы. Ведь национальные новости рассчитаны на всех и на каждого. Но это не означает, что они должны транслировать однородные форматы. Мы считаем, что и в сюжетах, показанных по каналам центрального телевидения, необходимо отражение специфики региона, о котором они сообщают. Категории пространства и времени являются основополагающими при формировании любой картины мира. Человек всегда мыслит себя в категориях времени и пространства. Он имеет темпоральный образ или картину течения времени и его места в ней, а также встраивает в свою картину мира пространственный образ. «Сообщение, не содержащее вербальных и визуальных маркеров этих универсалий, скорее всего, утрачивает для субъекта смысл». «В условиях фрагментарности, когда события существуют сами по себе вне какой-либо связи с прошлым, будущим или с другими событиями, все предположения о формировании когерентной картины мира напрасны». Таким образом, привычная беспорядочность сообщаемого, «мозаичность» становятся содержанием информационной картины мира и латентно навязывают определенные идеологические установки.

Основным жанровым звеном в программах современных телекомпаний являются новости. Попробуем проанализировать с помощью семиотического анализа данный жанр журналистики.

Новостиобщезначимы по определению: это то, что надо знать всем, это необходимый элемент того повседневного запаса знаний, которым располагает любой член современного общества. Более того, новости можно назвать главным вкладом массовой коммуникаций в копилку культурных форм и практик. Социальная значимость новостей для современного человека самоочевидна и не нуждается в специальных доказательствах. Новости являются основным жанровым звеном в программах современных телекомпаний, «ибо в них, как в клетке организма, фиксируются генетические и морфологические особенности телевещательных процессов в целом - их содержание, назначение, функции, характер, эволюция, структурная специфика».

На заре телевидения сводки новостей читались диктором с экрана и не сопровождались еще никакими потоками образных иллюстраций, характерных для сегодняшних телевизионных информационных программ. Темп жизни индивидов в современный период, называемый «эрой информации», обусловил усложнение системы сбора, сортировки и обработки «новостных» сюжетов и потребовал слаженной работы от аппарата сотрудников информационных программ – корреспондентов, продюсеров, редакторов, операторов. «Информационная эпоха» меняет даже систему восприятия человеком новых данных, что проявляется в устойчивом увеличении скорости телевизионных изображений.

Исследователи и теоретики в области массовой коммуникации рассматривают новости как нарратив, характеризующийся наличием главных и второстепенных действующих лиц, «героев» и «злодеев», последовательно развивающегося действия, которое имеет начало, середину, конец, маркированные драматические повороты в сюжете, и которое соответствует привычным для аудитории сценариям.

Например, Алан Белл определяет основную структуру освещения новостных событий как состоящую из Атрибута (источник, место и время), Абстракта (заголовок и повод) и Истории (с эпизодами, содержащими события). Каждое событие включает в себя описаниє атрибута (источники), актеров, игру, декорации, действие (последствия и реакция), комментарий (контекст, оценка и ожидания), и фон (предыдущие эпизоды и история). Изложение новостей постоянно следуют этой структуре, хотя телевизионные новости часто опускают развитие событий, комментарий и фон. Новостная программа неизбежно интерпретативна, и даже не по злому умыслу ее продюсеров, а потому, что из двух форматов презентации - констатации (фактов) и повествования (истории) - в выигрыше всегда будет последний - в силу свойств, присущих, с одной стороны, жанру повествования, а с другой - телеаудитории.

А. Белл отмечает, что спецификой новостного нарратива является нехронологический порядок его элементов, что связано с необходимостью медиа-организаций следовать не только нарративным формам, но и новостным схемам - фрагменты информации собираются журналистами и продюсерами в единое целое в соответствии с определенными жанровыми стандартами. Думается, однако, что в процессе реконструкции событий зрителем, происходит их когнитивная «развертка» в хронологическую последовательность и восстановление естественного (линейного) хода событий. Таким образом, новости, как «кирпичи», из которых выстраивается телевизионная реальность, создаются по определенным условным правилам. К ним можно добавить некоторые социокультурные ограничения: так, телевизионное сообщение не должно быть провокативным или оскорбительным для кого-либо (во всяком случае, открыто); ему следует быть правдоподобным.

Анализируя характерные признаки телесобытия, исследователи выделяют некоторые повторяющиеся черты, которым желательно присутствовать в сообщении. У «хорошо сделанной» новости есть главный герой, что позволяет зрителю соотносить себя с ним, лучше воспринимать увиденное. Событию следует быть драматичным, отражать конфликты, борьбу интересов, взглядов или рассказывать о насилии. В нем должна содержаться некая «зацепка», действие или сцена, приковывающая внимание аудитории. Сенсационность, необычность (ведь большинство новостей связано с ожидаемыми, запланированными встречами, речами, визитами и т. п.) и отклонение от общепризнанной нормы также способствуют тому, чтобы произошедшее стало достойным внимания. Производителей новостей интересуют нарушения порядка, конфликты, скандалы, аномальные явления, но парадоксально то, что темы и места происхождения данных аномалий заранее известны, то есть, существует некоторый заданный порядок поиска и конструирования конфликта.

Основная функция новости - помочь аудитории осмыслить сообщение о том или ином событии. Эта функция осуществляется двумя основными способами:

- связыванием действий и событий в логическую последовательность или каузальную связь;

- структурированием действий в терминах мест и людей, имеющих фиксированный и легко узнаваемый (реалистичный) характер.

Структура новостей позволяет аудитории атрибутировать действующим лицам сообщаемого события те или иные мотивы, облегчающие придание смысла изначально фрагментированным и случайным наблюдениям. «В соответствии с требованием релевантности новостей той ситуации, в которой находится зритель, новостная программа очерчивает контекст, в котором первоначально окказиональные события приобретают социальный и культурный смысл. Теперь актеры действуют в социальном поле и репрезентируют социальные и политические силы; сюжетные конфликты привязаны к социальной структуре и носят характер взаимодействия сил социального хаоса и порядка».

Кроме того, телевизионные новости превращаются в бесконечный преходящий поток сюжетов. Читая книгу, индивид выбирает свой темп и, если возникает желание, может возвращаться к предложению несколько раз: оно всегда будет на той самой странице. Это способствует возникновению ощущения правдивости и стабильности содержания в книге. Информация, предлагаемая телевидением, фрагментарна и не имеет строгой последовательности, начала и конца. Соединение информационных блоков в программах телевизионных новостей осуществляется с помощью рекламы и музыкальных заставок, что размывает временные границы передач, а также нейтрализует влияние новостей, трансформировав их в банальность. Таким образом, разрушается представление о мире, как области серьезного.

Информационным программам не удается избежать охватившей все телевизионные каналы тенденции развлекательности. Информационным программам также важно удерживать высокие рейтинговые показатели, овладевая чувствами и временем зрителей. Телевизионные новости начинают превращаться в театрализованный жанр для досугового времяпрепровождения. Программы новостей в структуре телевизионных передач занимают важное место еще и потому, что они актуализируют взгляд на мир у реципиентов, удовлетворяющих свой информационный голод. И они оправдывают ожидания зрителей, поскольку в основе их концепции лежит цель наиболее полно отразить события в мире. В этом утверждении изначально заложена ошибка, которую зарубежные исследователи (например, Фиск) именуют «ошибкой проницаемости», так как очевидно, что новости не могут освещать все происходящие в мире события. Несмотря на это, фрагмент информационной картины мира реципиентов, создаваемой материалами средств массовой информации, в большинстве случаев формируется на основе телевизионных сюжетов информационных программ. Именно поэтому, для апробации разработанной нами схемы семиотического анализа телевизионных сюжетов, мы выбрали жанр информационных программ.

Проанализируем программу «Губернские новости», выходящую в эфир по будням на втором телевизионном канале. Она состоит из «новостных» сюжетов, которые подготавливают четыре телекомпании, входящие в холдинг ВГТРК. Цель программы заключается в отражении основных актуальных событий, происшедших в течение дня на территории (Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтая) региона Сибири. На наш взгляд, информационная программа «Губернские новости» имеет достаточно высокий профессиональный уровень, так как создается командой опытных сотрудников государственных телерадиокомпаний, обладающих мощным техническим оснащением.

Телевизионные программы являются своеобразным миром знаковых коммуникаций. Поскольку «Губернские новости» состоят из сюжетов разных телевизионных компаний, теоретически, в них должна наглядно отражаться местная специфика, что корреспондирует с задачами нашего исследования. Телевизионные информационные сюжеты государственных телерадиокомпаний Новосибирска, Омска, Томска и Алтая объединены в системы, которые должны отличаться друг от друга особенностями содержательных моментов кодификации действительности. Ведь специфика ментальности определяется принадлежностью индивида к определенной социокультурной группе, регионально ограниченному социуму. На основе этого можно предположить, что журналист, оператор, телережиссер выступают носителями определенного национально-культурного стереотипа, обусловленного спецификой региона, в котором они живут.

Коды, отражающие региональный компонент, охватывают большие знаковые комплексы в программах провинциального телевидения. В соответствии с этим утверждением, выделенные выше семиотические коды региональной специфики были объединены с техническими кодами, детерминирующими уровень представления события в телевизионном сюжете, и получили следующий, соответствующий поставленной задаче вариант схемы семиотического анализа:

1. Выявление социальных кодов:

а) выделение синтагм (кадров) сообщения;

б) описание основных сем, их составляющих.

2. Анализ технических кодов:

а) монтажный код:

- размер плана;

- тип монтажа.

б) средства, кодирующие пространственное изображение:

- перспектива;

- внутрикадровое движение;

- ракурс.

в) средства, кодирующие временные характеристики визуального сообщения: скорость съемки.

г) графические средства.

3. Выявление кодов региона (фильтрационный уровень):

а) ведущая отрасль:

- Алтай – сельское хозяйство;

- Кузбасс – угольная промышленность;

- Томск – научный центр;

- Новосибирск – культурно-деловой центр, промышленность;

б) специфика экологии:

- Алтай – близость к Семипалатинску;

- Кузбасс – загрязнение воздуха;

- Томск – загрязнение воздуха, воды;

- Новосибирск – загрязнение воздуха, воды.

в) политическая направленность:

- Алтай – «красный пояс»;

- Кузбасс – прокоммунистическая направленность;

- Томск – демократия;

- Новосибирск – демократия.

г) особенности ландшафта:

- Алтай – ленточный бор;

- Кузбасс – предгорье;

- Томск – обширные северные территории;

- Новосибирск – равнина, Обское водохранилище.

Используя данную схему, был проанализирован цикл из двенадцати выпусков программы «Губернские новости», выходивших в эфир с апреля 2000 г. по май 2001 г. В ходе семиотического анализа годового цикла выпусков информационной программы «Губернские новости» было выявлено, что на уровне социальных и технических кодов содержится очень малое количество иконических сем, отражающих региональную специфику (в среднем 27%).

На основе анализа социальных и технических кодов было сделано заключение, что в проанализированных информационных сюжетах программы «Губернские новости» ни одна подготавливающая их провинциальная телекомпания (Томска, Кузбасса, Новосибирска, Алтая) не создает специфической информационной картины мира, в которой отразились бы особенности региона. Механизм моделирования информационной картины мира включает в себя ограниченный репертуар выразительных средств телевизионного языка.

Образ регионов создается с помощью унифицированных иконических сем. На уровне электронного способа кодирования используются стереотипные технические коды: формально-описательный монтаж, панорамирование, «буквопечать», не имеющие и не вызывающие коннотаций. Информационная картина мира, создаваемая телекомпаниями Юго-Западной Сибири, не отражает региональной специфики, а формируется унифицированными иконическими знаками и семами.

Более детальный семиотический анализ отдельных сюжетов, объединенных темой и местом события, но вышедших в эфире разных информационных программ – «Время» (ОРТ) и «Губернские новости» (Кузбасс, Алтай, Кемерово, Томск) – также показал превалирование унифицированных знаковых комплексов (средства, кодирующие пространственное изображение и время, система графических знаков, символика цветов, система вербальных, иконических знаков), не отражающих региональной специфики события. Вследствие чего идеологический подтекст данных информационных сообщений распространяется не на конкретный регион, а на пространство страны в целом.

Анализ парадигматических структур сообщений выявил, что в сюжетах присутствует легкая ирония (показывается несостоятельность российских военных), возникающая путем столкновения вербального текста и видеоряда. «Образная упаковка» и попытка (лучше удавшаяся журналистам ОРТ) форматировать «новостные» сюжеты под развлечение приводит к тому, что моделируемая в сюжетах информационная картина мира разрушает представления о реальности как области серьезного.

Представленный семиотический подход проиллюстрировал тенденцию унификации информационной картины мира, создаваемой провинциальным телевидением, но при этом показал эффективность применения методики семиотического анализа в изучении информационных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: