Подготовка материалов для назначения судебной экспертизы по исследованию обстоятельств ДТП имеет ряд особенностей.
В постановлении или определении о назначении экспертизы должны быть указаны следующие основные исходные данные: состояние проезжей части (ее ширина, тип покрытия, наличие и величина уклонов); тип и техническое состояние транспортного средства, его загруженность; скорость и направление движения пешехода, расстояние, пройденное им до места наезда по проезжей части дороги и в поле видимости водителя; скорость и направление движения транспортного средства или величина его тормозного следа; какой частью и на каком расстоянии от начала тормозного следа транспортного средства сбит потерпевший; радиус поворота дороги, координаты места происшествия (наезда, столкновения и т.п.); место расположения осколков стекол, осыпавшейся грязи и т.п.; видимость и обзорность дороги с места водителя; момент, когда водитель должен был и мог предвидеть препятствие (если этот момент установлен следствием, судом).
|
|
На разрешение судебной экспертизы не должны ставиться вопросы о том, какие требования Правил дорожного движения нарушил водитель или пешеход, о непосредственной (основной, главной) причине дорожно-транспортного происшествия, о моменте, когда водитель должен был и мог предвидеть препятствие, а также вопросы, относящиеся к оценке доказательств и юридической квалификации преступления, о наличии или отсутствии вины водителя (пешехода).
Вместе с постановлением или определением о назначении судебной экспертизы по исследованию обстоятельств ДТП в распоряжение эксперта следует представить:
протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия;
масштабную схему дорожно-транспортного происшествия;
протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;
протокол следственного эксперимента, если он производился;
протоколы допросов свидетелей и участников ДТП.
В протоколе осмотра места ДТП должны содержаться данные о характере и типе дорожного покрытия, о ширине и состоянии проезжей части и обочин дороги, наличии кюветов, величине угла подъема или крутизне спуска и радиусе поворота; наличии дорожных сигнальных знаков и способе регулирования движения; месторасположении тормозного следа, его длине и характере (юз или след качения заторможенного колеса), точке наезда, месте столкновения, их привязке к элементам дороги и других неподвижных ориентиров; наличии следов крови, тормозной жидкости, масла, а также о'сколков стекла и других отделившихся от ТС деталей; об обстоятельствах, при которых были обнаружены и изъяты вещественные доказательства; направлении движения автомобиля до столкновения, в момент столкновения и после него; о характере, форме и размерах повреждений, возникших на предметах дорожной обстановки; видимости дорожного полотна из кабины водителя.
|
|
К протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия прилагаются фотоснимки, сделанные на месте происшествия по правилам судебной фотографии (ориентирующие, обзорные, узловые, детальные).
В схеме дорожно-транспортного происшествия требуется указать: точное положение транспортных средств относительно элементов дороги и предметов (неподвижных ориентиров) дорожной обстановки; размеры и положение следов торможения, иных следов и вещественных доказательств; положение потерпевшего и транспортных средств, данные, характеризующие дорогу, в частности, вид дорожного покрытия (бетон, асфальт, булыжник) и его состояние (сухой, мокрый, загрязненный, гололед, снежный покров); наличие и место расположение дефектов пути; профиль пути с указанием точной величины угла подъема или спуска, радиус поворота; ширина проезжей части, обочин, кюветов и характеристика внешнего окружения дороги, обзорности, видимости, наличие предметов, ограничивающих ее, и их точное месторасположение размещение дорожных знаков.
В протоколе осмотра и проверки технического состояния транспортного средства должны быть отображены: полная характеристика технического состояния тормозной системы, рулевого управления, ходовой части, приборов освещения и сигнализации автомобиля, буксирного и седельного устройства автопоездов, а также другого дополнительного оборудования; описаны все основные параметры, характеризующие состояние агрегатов (узла), такие, как величина максимального замедления или тормозного пути, полученного при экспериментальном торможении на твердом покрытии, величина люфта рулевого управления, наличие люфтов в шарнирах тяг, величина давления воздуха в шинах, падение давления воздуха в пневмосистеме и при неисправностях необходимо указать, в чем они заключаются.
Для целей содействия сотрудникам органов дознания и предварительного следствия в процессе назначения судебной автотехнической экспертизы разработаны компьютерные программы, позволяющие правильно оформлять постановление и иные материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Подготовка материалов для производства экспертного исследования транспортных средств имеет ряд особенностей.
Транспортное средство должно быть доставлено эксперту либо в неизменном виде сохранено на месте.
До начала производства экспертизы не допускается регулировка механизмов, замена узлов и деталей, доливка масла и тормозной жидкости, а также производство иных ремонтно-вос-становительных работ. Отдельные узлы, детали, их части представляются на исследование вместе со всеми крепежными и соединительными деталями. Имеющиеся следы и разрушения должны быть изолированы от механического воздействия и влаги.
В протоколе осмотра ТС описываются внешний вид и положение изымаемого узла, условия его демонтажа. Положение узла на ТС должно быть сфотографировано. Доставка ТС, предназначенных для исследования тормозной системы, рулевого управления, трансмиссии, ходовой части, разрешается только путем полной погрузки.