Патологическое фантазирование встречается как у детей, так и у подростков, в связи с чем оно не может быть отнесено к проявлению какого либо одного уровня нервно психического реагирования.
В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка, патологические фантазии характеризуются необычайной стойкостью, малой подвижностью, нередко оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушением поведения и явлениями дезадаптации. Возникновение патологического фантазирования можно наблюдать уже у детей 3-5 летнего возраста. В этих случаях оно выражается в виде своеобразной, необычной для здоровых детей игровой деятельностью, которая в зависимости от характера заболевания, особенностей личности ребенка и среды, в которой он растет, может проявляться в разных формах.
Наиболее распространенной формой патологического фантазирования является перевоплощение. При этом ребенок перевоплощается в тот или иной образ. В этом случае резко меняется поведение ребенка в соответствии с его представлениями об облике и образе жизни данного существа. Игровое перевоплощение может наблюдаться также при психогенных расстройствах.
|
|
Другой формой патологической игровой деятельности представляют однообразные, стереотипные игры, имеющие сверхценный характер. Эта форма нарушения может наблюдаться у детей в возрасте 2–3 лет и у дошкольников и характеризуется однообразными действиями с различными предметами, нередко не имеющими игрового значения: открывают и закрывают краны, стучат крышками, рвут бумагу на мелкие кусочки, раскладывают на полу веревочки и провода. Стереотипные игры наблюдаются при вялотекущей шизофрении и при синдроме раннего детского аутизма.
Синдром раннего детского аутизма
Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются:
– выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;
– эмоциональная холодность или безразличие к близким;
– страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;
– болезненная приверженность к рутинному порядку;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям;
– расстройство речи, характер которого существенно отличается при разных вариантах синдрома (В.В. Ковалев, 1971).