В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребенок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, узнавать нравственные основы общества, получать знания о себе как об уникальной личности, развивать и укреплять эмоционально-волевую сферу.
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Целью данной программы является содействие психическому и личностному развитию детей, обеспечивающему им к окончанию школы сформированность психологической готовности к самоопределению в самостоятельной, взрослой жизни.
На занятиях по программе «Мастерская ума» решаются следующие
|
|
задачи:
1) способствовать развитию основных психических функций;
2) помочь ребѐнку стать социально адаптированным;
3) способствовать личностному росту ребѐнка, особенно его нравственному
совершенствованию;
4) создавать условия для раскрытия творческого потенциала.
Занятия с детьми строятся в свободной форме, напоминающей тренинг. Приходя на занятие с психологом, дети могут позволить себе быть самими собой, опробовать какие-то новые формы поведения, получить новый опыт, могут изучать себя и других, пережить свое отношение к полученным знаниям.
Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:
- метод беседы;
- методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах;
- методы исследования личности (психодиагностические процедуры);
- метод анализа конкретных ситуаций;
- игровое моделирование;
- развивающие игры;
- имитационные игры.
Занятия проходят по 4 часа в неделю на первом году обучения и по 6 часов на втором году обучения. В зависимости от целей и задач урока, преподаватель может применять такие приемы, как свободная беседа, игровое моделирование, ролевое обучение и т. д. Значительное количество времени уделяется проективным рисункам, так как именно этот способ самовыражения для детей более естественен и обладает коррекционным свойством, а иногда и психотерапевтическим действием. Каждое занятие
заканчивается рефлексией –
• что мы сегодня узнали?;
• что для вас было новым и интересным?;
• какие чувства вы испытывали?;
• что понравилось на занятии?
и самооценкой.
|
|
Таким образом, проведение подобных занятий неизменно ведет к расширению знаний и способностей детей, углублению социальной коммуникабельности учеников в разных видах учебной деятельности, во взаимодействии с учителями и сверстниками, а также друг с другом. Они научаются межличностным взаимодействиям, разным формам общения и способам выражения своих чувств.
Учебный план
№ Раздел | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 Воспитание нравственных основ жизни | ||||
2 Развитие психических функций | ||||
3 Формирование сплоченности, дружеских взаимоотношений | ||||
Итого: |
Учебно-тематический план