Резервные фонды

В расходной части бюджетов бюджетной системы РФ, за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов, предусматривается создание следующих резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций):

- резервного фонда Правительства РФ;

- резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

- резервных фондов местных администраций.

Перечисленные резервные фонды создаются для финансирования непредвиденных расходов, в том числе аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Резервный фонд субъекта РФ создается для исполнения расходных обязательств субъекта РФ в случае недостаточности доходов бюджета субъекта РФ для финансового обеспечения расходных обязательств.

Резервный фонд Президента РФ создается для финансового обеспечения непредвиденных расходов. Бюджетные ассигнования этого резервного фонда не могут направляться на проведение выборов, референдумов и освещение деятельности Президента РФ.

Кроме того, существует Резервный фонд, создаваемый в целях покрытия дефицита федерального бюджета (об этом см. ниже).

Много внимания в Кодексе уделяется основаниям возникновения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, порядку их исполнения и источникам, за счет которых обязательства должны выполняться. Расходные обязательства подлежат реестровому учету.

IV. Сбалансированность бюджетов

Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Именно так сбалансированность сформулирована в БК. Есть и более простое определение, экономическое - сбалансированный тот бюджет, в котором расходы соответствуют доходам.

Дефицит бюджета - это разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период, т.е. когда объем расходов больше, чем объем доходов. Дефицит должен быть утвержден соответствующим нормативным правовым актом о бюджете, в зависимости от уровня бюджета. Например, дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Дефицит - показатель регулируемый. Так, дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Кодексом созданы следующие механизмы достижения сбалансированности:

1) бюджетные кредиты - например, бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет;

2) внутренние и внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и внутренние источники финансирования дефицита местного бюджета;

3) Резервный фонд, формируемый за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами этого фонда;

4) Фонд национального благосостояния, формируемый за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, и за счет доходов от управления средствами этого фонда (до 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета);

5) механизм регулирования долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципальных образований, состоящий в группировке этих обязательств по видам, срочности и объему, установлении порядка их прекращения, возложении обязанностей по управлению государственным (муниципальным) долгом и ответственности по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

6) механизм регулирования государственных и муниципальных заимствований, предполагающий выпуск ценных бумаг и привлечение кредитов (бюджетных и не только);

7) механизм регулирования внешних долговых требований РФ, т.е. финансовых обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ как кредитором;

8) межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

9) бюджеты государственных внебюджетных фондов, в состав которых входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Нормативно-правовой минимум

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Рекомендуемая литература

Андреев Ю.Н. О казне как категории частного (гражданского) и публичного (финансового) права // Налоги. 2012. N 3.

Бочкарева Е.А. О совершенствовании финансово-правовых механизмов обеспечения сбалансированности бюджетов в условиях меняющихся межбюджетных отношений // Финансовое право. 2012. N 11.

Голубев А.В. Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие // Финансовое право. 2012. N 2.

Голубев А.В. Юридическое выражение адресности расходов бюджетов // Финансовое право. 2012. N 7.

Комягин Д.Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. N 9.

Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. 2012. N 4.

Кузьмин И.Ю. Классификация доходов и расходов бюджетов изменилась // Бюджетный учет. 2012. N 2.

Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. 2012. N 8.

Макаров А.М. Источников дохода местных бюджетов станет больше // Руководитель бюджетной организации. 2012. N 10.

Публичные финансы и финансовое право: Сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / Р.Е. Артюхин, Ю.В. Гинзбург, Ю.В. Гинзбург и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

Селюков А.Д. Принцип системности в бюджетном праве // Финансовое право. 2012. N 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: