Налогообложение и налоговая деятельность государства

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Как экономическая категория, налог представляет собой отношение по поводу принудительного изъятия государством в пользу общества части стоимости ВВП.

Вообще, категория - это общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. Конкретизируется любая категория посредством выделения отличительных признаков. При этом под признаком традиционно понимается показатель, характерная черта, примета, по которым можно определить какое-либо явление (категорию).

Признаки налога - неотъемлемые существенные свойства налога универсального характера, по наличию полной совокупности которых в законодательной практике из всего объема обязательных платежей в пользу государства можно идентифицировать налоговые платежи.

Существуют следующие признаки налога:

1. Налог представляет собой отчуждения собственности субъектов в пользу государства (не смену форм собственности)

2. Налог - это обязательный платеж (ст.57 Конституции РФ)

3. Налог - это законно установленный платеж (ст.57 Конституции РФ)

Обязательность и законность установления налогов обеспечивается государством через систему правоохранительных, судебных и налоговых органов.

4. Налоги поступают в бюджет или во внебюджетный фонд.

5. Налоги - это безвозмездные платежи. Индивидуальная безвозмездность предполагает односторонность и безэквивалентность отношений между государством и инвестором по поводу уплаты налогов.

6. Налоги имеют денежную форму.

7. Налоги - это абстрактные платежи, при уплате в бюджет не имеют целевой направленности.

Налог как юридический факт, лежащий в основе возникновения обязательства по передаче налогоплательщиком государству определенной суммы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объединить через понятие «налогообложение».

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. В буквальном значении слово «налогообложение» означает «обложить налогом».

В свою очередь, «обложить налогом» значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает государство, оно же производит их взимание (во всяком случае, уплата налога производится государству). При этом следует учитывать, что по законодательству Российской Федерации акты установления и введения налогов различаются.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Таким образом, налогообложение составляет сердцевину налоговой деятельности государства.

Целью налогообложения выступает удовлетворение потребностей государства в денежных средствах. Об удовлетворении через налогообложение общественных потребностей (потребностей общества) можно говорить лишь опосредованно - через деятельность государства

Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования. Разумеется, государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов - имеется еще много и других способов. Тем не менее налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства. Так, в Федеральном бюджете РФ налоги составляют порядка 85% от общей суммы доходов. Еще выше доля налогов в доходах бюджетов субъектов РФ, где они составляют почти 90% от общей суммы доходов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существование государства будет зависеть от осуществления налоговой деятельности. Что, собственно, и предопределяет необходимость исследования данного направления государственной деятельности.

Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и состоит из нескольких направлений, а именно:

1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

2) определение компетенции органов государственной власти в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

3) формирование системы специализированных налоговых органов государства (формирование налоговой администрации) и обеспечение их надлежащего функционирования;

4) организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, исполнением налоговых обязательств, а также исполнением других обязанностей, предусмотренных этим законодательством;

5) осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;

6) поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообложения, включая установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Что касается установления налога, то он считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Ш Объект налогообложения

Ш Налоговая база

Ш Налоговый период

Ш Налоговая ставка

Ш Порядок исчисления налога

Ш Порядок и сроки уплаты налога

В РФ устанавливаются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно Налоговым Кодексом РФ.

Местными налогами признаются налоги, устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие этими органами и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом РФ.

Таким образом, установление налога применительно к законодательству РФ означает, во-первых, определения факта наличия и существования налога как такового, во-вторых, определение его элементов.

Введение налога означает придание правовому акту, посредством которого произведено установление этого налога, значения акта, обязательного к исполнению, в силу чего возникают конкретные налоговые обязательства между лицами, которые в соответствии с условиями налогообложения, определенными актами установления налога, приобретают правовой статус налогоплательщика, с одной стороны, и государством (субъектом Федерации, муниципальным образованием), с другой.

Поэтому этапы установления и введения налога включают в себя следующие юридические акты:

1) установление самого факта существования налога (федерального, регионального или местного), что производится исключительно через Налоговый Кодекс, принятый Федеральным Собранием;

2) определение элементов налога, что производится Федеральным Собранием через Налоговый Кодекс или принятый в соответствии с ним федеральный закон для федеральных налогов в полном объеме, а для региональных и местных налогов - по тем видам элементов, определение которых отнесено Налоговым Кодексом к компетенции федерального центра;

3) определение законами субъектов Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления тех элементов соответственно региональных или местных налогов, которые отнесены Налоговым Кодексом к компетенции указанных органов;

4) введение в действие налога, что в отношении федерального налога производится Налоговым Кодексом, либо принятым в соответствии с ним федеральными законами, а в отношении региональных и местных налогов - законами субъектов Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст.5 НК РФ.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс в части установления новых налогов, а также акты законодательства о налогах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Все вышеперечисленные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, и обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

При осуществлении своей налоговой деятельности государство руководствуется определенными представлениями и идеями. Иначе говоря, у каждого государства существует своя система взглядов по поводу того, каким должно быть налогообложение. Руководствуясь ими, государство проводит свою налоговую политику.

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Содержание и идеи налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия как субъект налоговой политики, цели, задачи, методы и формы налоговой политики.

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства и дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами выступают: федеральный, региональный и местный уровни управления. Масштаб влияния каждого из них на государственную налоговую политику определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий (налоговый федерализм).

Основной целью проводимой государством налоговой политики является обеспечение экономического роста за счет создания благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и уровня жизни народа.

Реализация цели осуществляется через решения следующих задач:

1) Обеспечение государства финансовыми ресурсами

2) Создание условий для регулирования экономики страны в целом

3) Сглаживание возникающих в процессе рыночных отношений неравенств в доходах субъектов экономических отношений

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и форм в практике налогообложения, используются следующие методы налоговой политики:

1. Регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения

2. Регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов

3. Регулирование отраслевой нагрузки

4. Регулирование соотношения пропорциональных и регрессивных ставок

5. Регулирование порядка предоставления льгот и преференций

6. Регулирование состава налога, объектов обложения

В практике налогообложения обычно используется совокупность методов налоговой политики.

В зависимости от характера налоговой политики государства существует три ее типа. Первый тип - политика максимальных налогов, основанная на принципе «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных доходов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: