Методы налогообложения

МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных М.н.: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

РАВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога. Иначе - это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях. Пример - некоторые целевые налоги.

РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - (от лат. regressus - обратное движение) - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налога зафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме.

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. В РФ примером П.н. является налог на прибыль юридических лиц.

Наконец, определение налоговой политики требует также уяснения основных ее методов изымания самих налогов, а точнее способствования этому. В данном случае следует исходить из того, что к числу таковых в первую очередь относятся методы: управления, информирования (пропаганды), консультирования, воспитания, льготирования, контроля, принуждения. Анализ практики налогообложения за последние годы позволяет сделать вывод о том, что до недавнего времени финансовыми и налоговыми органами преимущественно использовались методы контроля и принуждения, теперь же достаточно активно наряду с ними осуществляется информирование, консультирование и воспитание налогообязанных лиц. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

Информирование или налоговая пропаганда предполагает целенаправленную деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. Установлено, что информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов должны направляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Минфин России и ФНС России, а также в соответствующие финансовые и налоговые органы (ст. 16 НК РФ).

Что касается воспитания, то оно в рамках проводимой налоговой политики имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

С учетом изложенного, государственную налоговую политику можно определить как совокупность организационно-правовых мероприятий, осуществляемых наделенными соответствующей компетенцией органами государственной власти посредством использования специфических методов с целью создания эффективной, справедливой и экономически обоснованной налоговой системы, отвечающей финансовым интересам государства и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: