Законность налогообложения

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения системы налогов и сборов. Анализ гл. 2 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ). На сегодняшний день исчерпывающий перечень налогов и сборов установлен ст. ст. 13 - 15 НК РФ, а также гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ, предусматривающими соответственно единый сельскохозяйственный налог, единый налог, взимаемый в рамках упрощенной системы, и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Именно в этих статьях поименованы те налоги и сборы, которые могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации. Вполне возможна ситуация, когда обозначенные в Налоговом кодексе РФ налог или сбор не введены на территории Российской Федерации, однако наличие их даже в перечне налогов может означать, что федеральный законодатель полагает возможным их введение на территории Российской Федерации.

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, то есть единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и, наконец, единым механизмом государственного понуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе несогласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением.

Наряду с понятием «система налогов и сборов» в научной литературе часто используется и понятие «налоговая система». Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации - система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм.

Система налогов и сборов в различных государствах формируется с учетом территориального устройства, состояния экономики, потребностей бюджета и, наконец, с учетом существующих традиций организации налогообложения в государстве. И.И. Кучеров справедливо отмечает, что «важнейшее значение для типизации налоговой системы государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство». Особенности правовой конструкции системы налогов и сборов во многом определяются национальным и административно-территориальным устройством. По этому основанию названный автор выделяет три типа систем налогов и сборов: федеративных, конфедеративных и унитарных государств. В Российской Федерации в силу ее федеративного устройства система налогов и сборов формируется по федеративному типу. Названный тип системы базируется на основе налогового федерализма - системы принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание единства экономического пространства государства с известной степенью самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Анализируя экономическую сущность налоговой системы, порядок распределения налогового бремени между налогоплательщиками, в мировой практике принято выделять англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы. Вместе с тем, в основе такой классификации лежат не особенности правовой регламентации налоговой системы, а экономические условия, формирующие налоговую систему определенным образом. В этой связи представляется, что в рамках налогового права не имеет смысла подробно разбирать сущность каждого приведенного вида налоговой системы. Следует только лишь отметить, что по этой классификации налоговую систему Российской Федерации можно отнести к латиноамериканской модели, базирующейся прежде всего на косвенных налогах.

Тема 11: Правовые принципы налогообложения

11.1. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции

Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные постулаты теории налогообложения, которые впоследствии были развиты в учениях о налогах последующих исследователей, в том числе и российских. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей («система естественной свободы»), у государства имеются три обязанности. Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов; во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества; в-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства. «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства». То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем, для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как «четыре принципа налогообложения Адама Смита».

Первый принцип - принцип справедливости - состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. «Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше».

Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. «Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Эти принципы налогообложения выведены автором на основе очень серьезного исследования экономических явлений, сопровождающих налогообложение. Несмотря на то что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас. В настоящее время при разработке нормативных документов по вопросам налогообложения законодатель обязан учитывать эти законы А. Смита, иначе налоговая система государства будет малоэффективной.

Законность представляет собой многоплановую юридическую категорию, под которой в литературе понимаются правовой принцип, признак права, метод государственного управления, особый режим общественной жизни, результат правового регулирования и т.д. Обобщив высказанные в литературе позиции, можно определить законность как точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний.

Правовой институт законности включает две составляющие. Первая касается сферы правотворчества, где законность состоит в соблюдении законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Нарушение этих требований по форме или по существу влечет ущербность нормативного акта, делает его оспоримым, позволяет участникам правоотношений требовать его отмены. Вторая составляющая законности охватывает сферу реализации (применения) права и выражается в неукоснительном выполнении правовых норм всеми участниками правоотношений, включая и государство.

В сфере налогообложения присутствуют обе составляющие. Прежде всего, проанализируем принцип законности применительно к сфере налогового правотворчества, связанного с установлением, введением и взиманием налогов и сборов. Исследование законности в правоотношениях, связанных с практической реализацией налоговой обязанности, включает, прежде всего, тщательный анализ сферы налогового принуждения и будет произведен в дальнейшем.

Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в ст. 57 Конституции РФ конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и судебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налоговым платежам: 1) налоги устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления; 2) налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры; 3) акты налогового законодательства должны иметь правовой характер; 4) при установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог; 5) акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

Налоговое законодательство закрепляет одно исключение из принципа законодательного оформления налога: в соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ в случаях, указанных в НК РФ, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ.

Косвенное участие в налоговом законотворчестве органы исполнительной власти принимают, разрабатывая проекты налоговых законов. Согласно ст. 104 Конституции РФ Правительство РФ наделено правом законодательной инициативы; аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти также на региональном и местном уровне. Согласно части третьей ст. 104 Конституции РФ любые законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Таким образом, Правительство РФ, обеспечивающее исполнение федерального бюджета и проведение в Российской Федерации единой финансовой политики, вправе изложить свою позицию (замечания, предложения, поправки) к законопроекту. При этом отрицательное заключение Правительства РФ не препятствует принятию акта налогового законодательства.

В литературе часто указывается, что налоги устанавливаются только законом. Этот, в целом правильный, тезис нуждается в корректировке. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, причем эти акты федеральным законодателем включены в «законодательство о налогах и сборах» (п. 5 ст. 1, п. 4 ст. 12 НК РФ). Поэтому более точной будет следующая формулировка: налоги и сборы устанавливаются актами законодательства о налогах и сборах.

Принцип законности в налогообложении подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: