Профессиографические основы изучения человека в труде

Для современного психолога-практика и профконсультанта важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельного рассмотрения отдельных (особо интересных) профессий совместно с клиентом.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами — ПВК.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие — системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

Можно выделить разные подходы к выделению порядка и уровней анализа трудовой деятельности.

Е.М.Иванова выделила следующие уровни анализа трудовой деятельности:

1) нормативно-параметрический: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс) и объективные характеристики субъекта труда — работника (возраст, здоровье, успешность трудовой деятельности и др.);

2) морфологический уровень: структура и взаимоотношения различных нормативно заданных составляющих труда (трудовой процесс и условия организации труда, интегрированные в операционально-технологические структуры труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, то есть профессиональные когнитивно-мотивационные составляющие, а также операторную, эмоционально-волевую и др.);

3) функциональный уровень анализа, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

В.Д.Шадриков анализирует трудовую деятельность как систему и выделяет следующие уровни.

1) личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии, а также ее личностная значимость;

2) компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, предполагающий выделение: данной трудовой деятельности в целом, далее — составляющие эту деятельность отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия как «операторы»), далее — информационную основу каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия), далее — правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения), и, наконец, — качества индивида, влияющие на эффективность труда ШВК).

Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операции и б) соответствующие им ПВК человека.

3) информационный уровень: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации);

4) структурно-функциональный уровень, который позволяет: выявлять связи между отдельными компонентами деятельности; устанавливать значимость этих связей и весотдельных компонентов; раскрывать функциональную соподчиненность структурных компонентов.

5) индивидуально-психологический уровень, где рассматриваются: мотивация работника, его цели и трудовые установки, критерии достижения цели и предпочтительные цели, программа достижения цели и т.п.

Все это интегрируется в понятие «индивидуальный стиль трудовой деятельности», который определяется как «характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение». Важно помнить, что нельзя заставлять работника постоянно преодолевать в себе уже имеющиеся пусть даже и «странные» на первый взгляд, но успешные навыки работы, которые не вписываются в бюрократически «правильные» инструкции...

Е. А. Климов выделил четыре основных уровня рассмотрения трудовой деятельности

1) уровень деяний (рассматривается целостностная деятельность в единстве с личностью, где само деяние — это целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру);

2) уровень действий (где «действие — это совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели»);

3) уровень макроэлементов действия (рассматривается способность работника к отражению действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях, а также способность к осуществлению исполнительных актов);

4) уровень микроэлементов действия (это важные, но «малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия»).

Существуют различные типы профессиограмм, которые выделяются для решения конкретных профессиографических задач:

1) информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе);

2) ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми — эффективными — образцами организации трудовой деятельности);

3) конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала);

4) методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, то есть, направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы;

5) диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а за тем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Можно выделить различные конкретные схемы профессиографирования. Е.М.Иванова выделяет две основные составляющие: субъект и объект труда.

1. Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы...);

социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату);

операторная психологическая структура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда).

2)Объект труда:

история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс — НТП, социально-экономический прогресс...);

социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда);

структура трудового процесса:

а) предмет труда — средства труда — трудовая задача;

б) структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль);

в) операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: