Политическая система киевской Руси

Система политической власти

Киевское государство сначала не была четко централизованной. По форме правления она считалась раннефеодальной монархией. Течение IX-XIII вв. власть потерпела сложной трансформации. На этом этапе возникла дружинная форма государственности. ее особенность состояла в том, что жена в руках князя была средством принуждения и управления, сбора дани и защиты интересов страны от врагов, покорение новых земель. Сильные отряды дружинников были сосредоточены в ядре Древнерусского государства - Среднем Поднепровье. Отношения между князем и дружиной были неоднозначными: жене нельзя было приказывать, ее нужно убеждать. В "Повести временных лет" Игорь предстает зависимым от жены князем. Во времена его правления власть князя не была достаточно сильной. Поэтому Игорь был вынужден слушаться жены не только по заключению мира с Византией, но и под ее давлением прибегнуть к пагубному похода за древлянской данью. Но уже его преемник - княгиня Ольга - в государственных делах была более независимой от дружинников.

Правители Руси второй половины X в. - Святослав и Владимир - действуют как настоящие дружинные князья. Жена во всем их слушается. Историки считают, что в эпоху Владимира дружинная форма государственности начала отходить в прошлое. Жена выполняет лишь военные функции, и уже не является фактором политической жизни, аппаратом управления и судопроизводства. Происходит процесс ее расслаивания, появляется прослойка бояр, которые становятся правящей общественной группой.

В сутки подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия. Носителем монаршей власти был великий киевский князь. В его компетенции находились: охрана границ, руководство военными походами, сбор дани, судопроизводство в отношении вассалов, дружинников, высших должностных лиц, военно-дипломатическая деятельность, строительство дорог, охрана торговых путей, подавление мятежей, распространение христианства, обеспечение духовенства, созыва княжеских с 'съездов, назначение на высшие должности, издание уставов уставных грамот и других законодательных актов. В военной сфере великий князь опирался на тысяцких, сотских, десятских, которые, кроме командования гарнизонами, выполняли еще и административные функции. В гражданской сфере княжескую власть на местах осуществляли посадники, волостели, тиуны, мечники, сотники, верующие, ключники, дицьки, отроки, ябедники, которые, кроме административного управления, выполняли еще и отдельные военные функции. Великого князя окружали "мысли" - члены княжеской совета из числа княжеских мужей (больших бояр).

В период феодальной раздробленности произошло еще одно изменение формы государственного устройства: единоличная монархия уступила место федеративной монархии. Судьбу Руси решал тогда не великий князь, а группа влиятельных местных князей. Общегосударственные решения принимали на княжеских собраниях ("снемах"). Систему власти составляли князь, боярский совет и народное вече.

местная власть

На местах государственную власть олицетворяли князья, имели собственные "столы" в землях, уделах и волостях. Как правило, это были сыновья или другие близкие родственники великого князя. В целом они выполняли те же функции, что и великий князь, но в пределах отведенной им территории, где постепенно происходил переход от дружинной организации управления к дворцовым-вотчинной. Вся власть в княжестве была сосредоточена в княжеское-дворе, а в боярской вотчине - в руках служащих князя, из которых состояла боярская совет. Она в пределах современных украинских земель, особенно в Галичине, в отличие от российских или белорусских, играла важную управленческую роль.

Со временем власть местных князей усиливалась, нивелируя влияние великого князя. Это обусловило необходимость периодического созыва княжеских съездов, которые принимали законодательные акты, решали вопросы войны и мира, государственного устройства и т.д.. На такие съезды князья прибывали в окружении собственных бояр. Однако они не стали, как в европейских странах, зародышами парламентаризма, поскольку этому помешал процесс упадка государственности. Бывшие племенные народные собрания в удельных городах-центрах превратились в вече полноправных граждан города и пригородов, которые, кроме Новгорода и Пскова, происходили нерегулярно. Решения на них принимали "единогласно" путем ущемления меньшинства большинством. Случаи избрания на собрании князей и утверждение рядов (договоров с монархами) можно считать началами отечественного пара-конституционализма (уклон от конституционного процесса) как государственно-правовой практики. Это явление - одна из особых признаков тогдашней политической жизни Киевской Руси. Такая конфигурация власти в Древнерусском государстве сочетала в себе монархическую, аристократическую и демократическую модели управления, которые, сотрудничая и соперничая между собой, то усиливали свое влияние, то оттеснялись от государственных дел другими политическими силами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: