Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

В первую очередь оценочными средствами для текущего контроля успеваемости выступают семинарские (практические) занятия, которые представляют собой одну из важных форм самостоятельной работы студентов. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме.

В зависимости от изучаемой темы и ее специфики преподаватель выбирает или сочетает следующие виды учебных семинаров: проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса. Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание - выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы. Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы. Подготовка к практическому занятию заключается в подробном изучении конспекта лекции, рекомендованной к ним, учебной и научной литературы, основные положения которых студенту рекомендуется конспектировать. Семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, основными понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов. Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой.

Как уже было отмечено, закрепление лекционного материала, контроль за самостоятельной работой студента, разбор сложных, дискуссионных вопросов – цель семинарского занятия.

Практические занятия могут проводиться и в форме диспутов, обработки текстовой информации (тезирования, выписки части информации), письменных ответов на вопросы, устных блиц-ответов. Цель диспута состоит в том, чтобы помочь студентам глубже изучить наиболее сложные теоретические и практические вопросы курса и закрепить имеющиеся у них навыки дискуссий, публичных выступлений, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать и отстаивать свои мысли. Путем коллективного обсуждения лучше усваиваются наиболее сложные и важные вопросы курса, происходит их углубленное изучение, вырабатывается творческое мышление. При подготовке к диспуту студенты должны ознакомиться с литературой по заданной теме, составить библиографический список с краткой аннотацией каждого источника, подготовиться к устному выступлению.

Темы диспутов:

1. Новые подходы к проблеме происхождения государства.

2. Проблемы возникновения права.

3. Подходы к понятию и субъектам государственной власти.

4. Проблемы легитимности власти в современном мире.

5. Проблемы реализации государственного суверенитета в современной России.

6. Общесоциальные функции современного Российского государства.

7. Глобальные функции в современных государствах.

8. Формы и методы осуществления функций государства.

9. Механизм государства: подходы к понятию.

10. Реализация принципа законности в деятельности механизма современного Российского государства.

11. Взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления в современной России.

12. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в современной России.

13. Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России.

14. Структура гражданского общества.

15. Право как ценность.

16. Современные подходы к пониманию права.

17. Соотношение права и закона.

18. Соотношение права и морали.

19. Источники современного российского права.

20. Российское законодательство: состояние и перспективы.

21. Понимание законодательства в юридической теории и практике.

22. Планирование и прогнозирование правотворческой деятельности.

23. Основные отрасли современного российского права.

24. Российское законодательство: состояние и перспективы.

25. Сближение правовых систем в современную эпоху.

26. Особенности российской правовой системы.

27. Понятие и классификация юридических фактов.

28. Структура правоотношения.

29. Понятие и формы реализации права.

30. Правопримерение как особая форма реализации права.

31. Понятие механизма правового регулирования и его цели.

32. Стадии и элементы механизма правового регулирования.

33. Понятие и признаки правоотношений.

34. Виды правоотношений.

35. Субъекты правоотношений.

36. Содержание правоотношений.

37. Объекты правоотношений.

38. Юридические факты. Их виды. Фактический состав.

39. Понятие законности. Определение законности как метода, режима и принципа.

40. Основные принципы законности.

41. Гарантии законности и правопорядка, их система.

42. Понятие правомерного поведения, его признаки и виды.

43. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком.

44. Понятие и признаки правонарушения.

45. Состав правонарушения.

46. Виды правонарушений.

47. Понятие и виды юридической ответственности.

48. Принципы юридической ответственности.

49. Позитивная юридическая ответственность.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинар так же является важнейшей формой усвоения знаний.

В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории. Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.

С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия.

Для подготовки и точного и полного ответа на семинарском занятии студенту необходимо серьезно и основательно подготовится. Для этого он должен уметь работать с учебной и дополнительной литературой, а так же знать основные критерии для написания реферата или доклада, если семинар проходит в данной форме.

В конце занятия, после подведения его итогов преподавателем студентам рекомендуется внести изменения в свои конспекты, отметить информацию, прозвучавшую в выступлениях других студентов, дополнения, сделанные преподавателем и не отраженные в конспекте.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: