Механизмы взаимодействия МСУ с органами государственной власти

Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований.

В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, большое значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Оценивая государственное устройство России в ее конституционном виде, определяется, вполне стройная и понятная схема. Есть один источник власти – народ, который отчасти реализует свою власть непосредственно, а отчасти – через создаваемые демократическим путем другие субъекты власти.

Последние, в свою очередь, разделены на три уровня – федеральный, региональный и местный, что обусловлено необходимостью «рассредоточения» центров власти с учетом многочисленности и сложности решаемых задач, величины территории России и большого разнообразия исторических, культурных и других особенностей населяющих ее народов.

Каждый из названных уровней власти (и это характерно для федеративного государства) решает свои задачи, обладая для этого своими полномочиями, а не транслирует указания «сверху», как это происходит в унитарном государстве.

Федеральный центр занят вопросами, которые важны для России в целом, то есть вопросами обеспечения единой государственности: права и свободы человека; единое экономическое; финансовое и правовое пространство; внешняя политика и внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность; обеспечение единства и территориальной целостности.

Региональные центры обеспечивают решение всех остальных вопросов, относящихся к ведению государственной власти, применительно к своим конкретным условиям.

Местное самоуправление в этой системе занимает отведенную ему нишу, которая существует объективно, – обеспечивает жизнедеятельность населения в местах его компактного проживания.

Перечень задач, решаемых нижним уровнем власти, совершенно очевиден и определен ежедневными потребностями жителей. Это – общее образование, минимальный набор медицинских услуг, коммунальное, бытовое и социальное обслуживание населения, благоустройство, местный транспорт и местная связь. Не перечисляя дальше, можно сказать, что это – все то, что является общими интересами жителей каждого города, села, поселка и эффективнее всего реализуется на месте. Вряд ли кто станет возражать против необходимости решать «проблему текущего крана» непосредственно в городе без ожидания руководящих указаний «из центра».

Возвращаясь к более строгим формулировкам, можно сказать, что необходимость местного самоуправления возникает там и тогда, где и когда усложняются хозяйственные и другие отношения. В условиях единой государственной собственности (например, как в социалистический период) необходимости в местном самоуправлении практически нет. В условиях многообразия форм собственности местное самоуправление неизбежно.

из двух основных составляющих местного самоуправления – властной и хозяйственной – в отличие от государственной власти, преобладает хозяйственная. Власть местному самоуправлению, то есть возможность принимать общеобязательные решения, нужна постольку, поскольку эти решения обеспечивают функционирование муниципального хозяйства и способствуют созданию благоприятных условий проживания граждан в данном населенном месте.

Все это, имеет прямое отношение к проблеме взаимодействия государственной власти и местного самоуправления. Не определив место каждого из субъектов власти в общей системе властных отношений, невозможно говорить о формах взаимодействия этих субъектов.

Чтобы понять, как государственная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, выделим основные принципы, на которых основана местная власть.

Во-первых, принцип «подзаконности», то есть функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом.

Во-вторых, принцип «выделенной компетенции» – наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которой они самостоятельны.

В-третьих, принцип «ресурсной обеспеченности» – наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.

В-четвертых, принцип «выборности», иначе говоря, требование об обязательности выборных органов в системе местного самоуправления.

Инструмент воздействия задан первым принципом. Основным инструментом (а в идеальном случае и единственным) должен быть закон. Для государственной власти это предоставляет гарантию того, что местное самоуправление будет функционировать в пределах тех установлений, которые определены принятыми этой властью законами.

Для местного самоуправления – это гарантия от волюнтаристского (насильственного) вмешательства в деятельность его органов государственных чиновников. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Сама «выделенная компетенция» является объектом регулирования со стороны государства, так как устанавливается она как раз законом. Но в том объеме, в котором компетенция местного самоуправления установлена, она является собственной компетенцией органов местной власти и вмешательство в нее запрещено.

«Ресурсная обеспеченность» находится в том же ряду объектов регулирования. Источники доходов местных бюджетов, объекты муниципальной собственности передаются местному самоуправлению государством посредством принятия законов. С другой стороны, у государства есть обязанность передать ресурсы местному самоуправлению в объеме, соответствующем решаемым органами местного самоуправления задачам, и передать их на долговременной основе, следовательно, обеспечить местному самоуправлению возможность самостоятельного и долгосрочного планирования и осуществления своей деятельности.

«Выборность» местной власти регулируется государством в части обеспечения гарантий избирательных прав граждан посредством установления законом порядка проведения выборов, то есть избирательных процедур, гарантирующих свободное волеизъявление граждан. У органов местного самоуправления при этом остается возможность выбора той избирательной системы, которая наилучшим образом соответствует местным особенностям организации местного самоуправления.

Названные механизмы взаимодействия можно было бы определить как «взаимодействие по инициативе сверху». Но возможно и «взаимодействие по инициативе снизу». «Взаимодействие по инициативе снизу» процесс реализации установленных процедур. Выясняется, что и в этом случае взаимодействие осуществляется посредством принятия законов. У органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством есть право законодательной инициативы в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, при необходимости разрешить какой-либо вопрос, отнесенный к компетенции региональных органов государственной власти, органы местного самоуправления выступают в качестве субъекта законодательной инициативы и вносят необходимый им законопроект. При этом федеральным законодательством установлено, что обращения органов местного самоуправления, в том числе законопроекты, подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow