double arrow

Поступление на государственную гражданскую службу


Тема 4. Прохождение государственной гражданской службы в Российской Федерации

Государственная гражданская служба Чувашской Республики

Система органов государственного управления в Чувашской Республике

Особенности государственной службы

Принципы построения и функционирования системы государственной службы

Виды государственной службы

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

· государственная гражданская служба;

· военная служба;

· правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральная государственная служба − профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.




Государственная гражданская служба (федеральная и субъекта Российской Федерации) − вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба − вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба − вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

· федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;



· законность;

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

· равный доступ граждан к государственной службе;

· единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

· взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

· открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

· профессионализм и компетентность государственных служащих;

· защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц[7].

Чем отличается государственная служба от других видов управленческой деятельности? Существует несколько вариантов ответа на данный вопрос. Если их обобщить, то можно указать следующие:



1. Сервисность (от англ. service − обслуживание). Основное назначение государственной службы, как уже говорилось, заключается в обеспечении (т. е. обслуживании) исполнения политическими должностными лицами полномочий государственных органов.

2. Иерархичность. Любой аппарат государственных служащих строится на принципах субординации, т. е. соподчинения одних работников другим.

3. Безличность. Государственные служащие выполняют свою работу в соответствии с предписанными правилами, без произвола и предпочтений.

4. Стабильность. Штат государственных служащих в стране должен комплектоваться преимущественно на основе принципа пожизненного найма.

5. Дихотомия. Государственная служба как административно-распо-рядительная деятельность в рамках государственного управления отделена от государственной власти, т. е. от политической составляющей государственного управления, в том смысле, что формируется и функционирует по иным принципам, чем политическая (государственная) власть.

6. Публичность государственной службы. Публичность в данном случае подчеркивает то обстоятельство, что эта деятельность осуществляется от имени государства и потому распространяется на всех граждан.

Таким образом, государственную службу отличает от других видов деятельности ряд особенностей: сервисность, иерархичность, безличность, стабильность, дихотомия, публичность.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 №184-ФЗ, система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и настоящим ФЗ. Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией или уставом субъекта Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Глава ЧР - высшее должностное лицо и глава исполнительной власти Чувашской Республики. Осуществляет государственную власть в Чувашской Республике, наряду с Государственным Советом Чувашской Республики, Кабинетом Министров Чувашской Республики, судами. Является гарантом Конституции Чувашской Республики.

Глава Чувашской Республики издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Чувашской Республики. Указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и законам Чувашской Республики.

Глава Чувашской Республики может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

В течение срока своих полномочий глава Чувашской Республики не может заниматься деятельностью и замещать должности, несовместимые со статусом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями главы Чувашской Республики на пять лет.

Пост президента Чувашской Республики (Чувашской ССР) был учреждён 17 октября 1991 года как пост главы исполнительной власти.

8 и 22 декабря 1991 года выборы - ни один из кандидатов на пост президента Чувашской ССР не набрал необходимого количества голосов

постановлением Верховного Совета ЧР от 25 декабря 1992 года № 504 был объявлен мораторий на проведение выборов президента Чувашской Республики до истечения срока полномочий Верховного Совета Чувашской Республики двенадцатого созыва.

В связи с разгоном Верховного Совета России на 12 декабря 1993 года Верховным Советом республики были назначены выборы президента Чувашской Республики.

По результатам второго тура голосования первым президентом Чувашской Республики стал Николай Васильевич Федоров. С января 1994 г. Николай Васильевич Фёдоров вступил в должность президента Чувашской Республики. В 1997 году он был переизбран во второй раз, в 2001 г. — в третий. 29 августа 2005 года был назначен на должность президента Чувашской Республики президентом Российской Федерации.

С 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция конституции Чувашской Республики (от 13.09.2011), согласно которой название высшего должностного лица и главы исполнительной власти Чувашской Республики — «Глава Чувашской Республики».

Функции Главы Чувашской Республики:

1. принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики;

2. определяет основные направления государственной политики ЧР, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти ЧР с федеральными органами государственной власти

3. представляет Чувашскую Республику

4. формирует Кабинет Министров Чувашской Республики;

5. определяет структуру органов исполнительной власти Чувашской Республики;

6. представляет для одобрения в Государственный Совет Чувашской Республики проекты договоров и подписывает договоры с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

7. подписывает соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Чувашской Республики о передаче осуществления части своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

8. обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики с иными органами государственной власти Чувашской Республики, организовывает взаимодействие органов исполнительной власти Чувашской Республики с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

9. назначает с согласия Государственного Совета Чувашской Республики Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, если Президент Чувашской Республики не совмещает свою должность с должностью Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики;

10. назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, министров и руководителей иных органов исполнительной власти Чувашской Республики;

11. принимает решение об отставке Кабинета Министров Чувашской Республики;

12. формирует Администрацию Президента Чувашской Республики;

13. согласовывает кандидатуру Прокурора Чувашской Республики;

14. приостанавливает или отменяет действие постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики, актов министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики;

15. обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете Чувашской Республики;

16. назначает выборы Государственного Совета Чувашской Республики в случае его роспуска;

17. распускает Государственный Совет Чувашской Республики в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом и Конституцией Чувашской Республики;

18. обращается к Государственному Совету Чувашской Республики с бюджетным посланием, посланием об основных направлениях государственной политики Чувашской Республики и о выполнении программ социально-экономического развития Чувашской Республики, утвержденных Государственным Советом Чувашской Республики;

19. награждает государственными наградами Чувашской Республики и присваивает почетные звания Чувашской Республики;

20. вправе использовать в необходимых случаях согласительные процедуры;

21. вправе председательствовать на заседаниях Кабинета Министров Чувашской Республики;

22. вправе отстранять от исполнения обязанностей лиц, назначаемых на должность Президентом Чувашской Республики в случаях и порядке, предусмотренном законодательством;

23. подписывает и обнародует законы Чувашской Республики либо отклоняет их;

24. вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Совета Чувашской Республики, а также созывать вновь избранный Государственный Совет Чувашской Республики на первое заседание ранее срока, установленного настоящей Конституцией;

25. вправе участвовать в заседаниях Государственного Совета Чувашской Республики и его органов с правом совещательного голоса или уполномочивать лиц для участия в заседаниях указанных органов;

26. вправе обратиться в Государственный Совет Чувашской Республики с предложением о внесении изменений и дополнений в постановления Государственного Совета Чувашской Республики либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке;

27. назначает половину состава членов Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики;

28. согласовывает кандидатуры для назначения на должности мировых судей;

29. согласовывает кандидатуры руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

30. утверждает общие и запасной списки присяжных заседателей;

31. осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики и законами Чувашской Республики.

Порядок назначения на должность Главы Чувашской Республики устанавливается Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Главы Чувашской Республики по представлению Президента Российской Федерации Государственным Советом Чувашской Республики. Государственный Совет Чувашской Республики рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность Главы Чувашской Республики в течение 14 дней со дня внесения представления. Решение Государственного Совета Чувашской Республики о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Президента Чувашской Республики считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Государственного Совета Чувашской Республики.

Полномочия Главы Чувашской Республики прекращаются досрочно в случае:

· его смерти;

· отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом Чувашской Республики;

· его отставки по собственному желанию;

· признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

· признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

· вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

· его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

· утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

· отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Государственный Совет ЧР - постоянно действующий высший и единственный законодательный орган гос власти Чувашской Республики,избирается сроком на четыре года, состоит из 44 депутатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Полномочия:

1) принятие Конституции Чувашской Республики, внесение в нее изменений и дополнений;

2) принятие законов Чувашской Республики, постановлений, внесение в них изменений и дополнений;

5) рассмотрение вопросов об изменении границ Чувашской Республики;

6) утверждение республиканского бюджета Чувашской Республики и отчета о его исполнении;

7) утверждение программ социально-экономического развития Чувашской Республики;

8) назначение выборов Президента Чувашской Республики; депутатов Государственного Совета ЧР;

11) назначение референдума Чувашской Республики;

13) выражение недоверия Председателю Кабинета Министров Чувашской Республики;

14) согласование кандидатуры Прокурора Чувашской Республики;

16) назначение мировых судей Чувашской Республики в соответствии с законом Чувашской Республики;

17) избрание Председателя Государственного Совета Чувашской Республики и его заместителей и освобождение их;

23) установление республиканских (региональных) налогов и сборов, а также порядка их взимания;

24) учреждение государственных наград и установление почетных званий Чувашской Республики; и др

Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти ЧР

1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития ЧР

2) обеспечивает проведение единой гос политики в области финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, экологии и природопользования в пределах своих полномочий;

3) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина,

5) обеспечивает исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики, представляет Президенту Чувашской Республики для внесения в Государственный Совет Чувашской Республики отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики, отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Чувашской Республики;

6) управляет и распоряжается государственной собственностью Чувашской Республики в соответствии с законами Чувашской Республики, а также управляет федеральной собственностью, переданной Чувашской Республике в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) дает по поручению Президента Чувашской Республики заключения на проекты законов Чувашской Республики о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств Чувашской Республики и на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета;

8) заключает в соответствии с ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

9) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законам и иным нормативным правовым актам Чувашской Республики, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Издает постановления и распоряжения. и др.

Государственная гражданская служба Чувашской Республики выполняет те же задачи, что и федеральная государственная служба, но на уровне республиканском. Ее деятельность определяется Законом ЧР от 12.04.2005 N 11 (ред. от 30.07.2013) "О государственной гражданской службе Чувашской Республики".

3.7 Взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки муниципальной службы:

· это особый вид публичной службы, т. е. служба в органах местной

публичной власти;

· это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования);

· муниципальные служащие – это лица, несущие службу в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными;

· это деятельность по исполнению полномочий этих органов;

· это деятельность, организуемая на постоянной основе, т. е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно).

Муниципальная служба осуществляется только на муниципальных должностях муниципальной службы. Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий. Муниципальные должности подразделяются на:

· выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления);

· иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

По результатам квалификационного экзамена муниципальным служащим присваиваются квалификационные разряды, указывающие на соответствие уровня их подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

По результатам квалификационного экзамена муниципальным служащим муниципальной службы могут быть присвоены квалификационные разряды.

Права, обязанности, ограничения, ответственность, поощрения муниципального служащего устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы – 60 лет. Продление нахождения на муниципальной службе более чем на 5 лет не допускается.

Управление муниципальной службой направлено на кадровое, организационное и нормативное правовое обеспечение муниципальной службы, осуществление прав и исполнение обязанностей муниципальными служащими, контроль за соблюдением ограничений и выполнением гарантий для муниципальных служащих. Муниципальная и гражданская государственная службы очень тесно связаны: у них сходная система принципов, прохождения службы, определения статуса служащих и т. д. Одинаковы пенсионное обеспечение, льготы, гарантии, требования. Стаж муниципальной службы засчитывается в стаж государственной службы и наоборот. Однако следует иметь в виду, что система гражданской государственной службы в последние годы претерпевает весьма серьезные изменения и они, по всей видимости, непосредственно скажутся и на условиях прохождения муниципальной службы. В первую очередь это может касаться оплаты труда служащих, порядка приема, прохождения службы, исчисления стажа и т. д.

План семинарского занятия

1. Современная государственная служба. Государственные должности.

2. Виды государственной службы.

3. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.

4. Особенности государственной службы.

5. Система органов государственного управления в Чувашской Республике.

6. Государственная гражданская служба Чувашской Республики.

7. Взаимосвязь государственной и гражданской службы.

Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Виды государственной службы. Понятие государственной должности. Классификация и ранжирование государственных должностей. Гражданские должности. Классные чины и звания.

Государственная гражданская служба Чувашской Республики. Особенности и принципы государственной гражданской службы Чувашской Республики.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Назначение на младшие должности гражданской службы также может осуществляться без проведения конкурса.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. Эта комиссия действует на постоянной основе. В обязательном порядке в состав конкурсной комиссии должны входить независимые эксперты.







Сейчас читают про: