Процедуры взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе формирования доходной базы местных бюджетов

В субъектах Российской Федерации существует двух уровневый бюджет – бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет муниципальных образований. Формирующиеся – доходные источники бюджета любого муниципального образования закрепляются законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим возникают определенные трудности, связанные с большим объемом работы по формированию проектов бюджетных законов. Учитывая, что любое поселение или их достаточно произвольное объединение может стать муниципальным образованием, а, следовательно, субъектом бюджетного процесса, региональным органам государственной власти, возможно, придется иметь дело с сотнями местных бюджетов. Это вызывает неприятие со стороны тех органов, которые сегодня непосредственно участвуют в бюджетном процессе. Законодательно установлена долгосрочность закрепления доходных источников за местными бюджетами. Получается, что очень большой объем работы предстоит только на первом этапе, когда нужно будет впервые произвести закрепление источников.

Применимость этого условия ограничена только стабильностью бюджетного и налогового законодательства. Если эти сферы законодательного регулирования, наконец, станут предсказуемыми, то вполне возможно осуществлять бюджетное планирование на 4 – 5 лет. Тогда дальнейшая работа будет растянута во времени и не вызовет обвальных объемов на этапе подготовки законопроектов, тем более, что впоследствии потребуется в основном корректировка, а не радикальный передел доходной базы.

При разграничении собственности важно учитывать тот факт, что собственность выступает и как источник доходов, и как инфраструктура для осуществления определенных задач. В связи с этим, при разграничении собственности за органами местного самоуправления в обязательном порядке должны быть закреплены имущественные объекты и земельные участки, связанные с инфраструктурой местного хозяйства (земельные участки под инженерными сетями общего пользования, предприятия инженерной инфраструктуры и т.д.).

Очень важно при этом обеспечить завершенность технологических циклов. В общем, при передаче объектов из государственной собственности в муниципальную собственность необходимо решить две задачи – обеспечить наличие материальной базы для решения вопросов местного значения и, по возможности, наделить органы местного самоуправления объектами, являющимися источниками доходов.

Невозможно охватить все сферы деятельности, в которых взаимодействуют органы государственной власти и органы местного самоуправления, но еще одной сферы хотелось бы коснуться. Речь идет о комплексном социально-экономическом развитии территории. Здесь может возникнуть столкновение интересов различных уровней власти, причем и государственная, и местная власть вправе решать вопросы комплексного социально-экономического развития на своей территории, а территория муниципального образования составляет некоторую часть территории субъекта Российской Федерации. В конечном итоге, интересы должны совпасть, если исходить из того, что любой уровень власти должен руководствоваться интересами населения, а не интересами каких бы то ни было бюрократических структур. Но интересы населения каждый уровень понимает по-своему в зависимости от решаемых им задач. Поэтому интересы структур власти могут и не совпадать.

Здесь и требуется постоянное взаимодействие, и состоять оно может в согласованной разработке планов и программ социально-экономического развития. А значит, органы местного самоуправления при разработке муниципальных планов и программ должны учитывать соответствующие государственные планы и программы.

Также необходимо остановиться на организационных формах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Под организационными формами мы понимаем наличие определенных структур (организаций), которые осуществляют процесс взаимодействия.

Исходными структурами являются сами органы государственной власти и органы местного самоуправления. Во-первых, выделим те вопросы, которые не являются систематически возникающими, то есть частные и решаемые однократно. Для решения этих вопросов (если они не могут быть решены непосредственно) имеет смысл создание совместных временных рабочих групп или комиссий.

Во-вторых, для решения вопросов, требующих постоянного взаимодействия, рабочие группы и комиссии могут создаваться на постоянной основе.

В-третьих, по многим вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им может быть придан и необходимый статус.

Названные случаи касаются того круга вопросов, которые решаются между органами местного самоуправления и «центральными» органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Но существует ряд сфер постоянной деятельности, где более целесообразно взаимодействие муниципальных органов с территориальными подразделениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объективно необходима административно-территориальная организация субъекта Российской Федерации и наличие в административно-территориальных образованиях территориальных подразделений органов государственной власти. Основой для такой организации могут стать существующие районы, хотя в ряде случаев возможны как более крупные, так и более мелкие административные образования. Иногда, в очень крупных по размерам территории субъектах Российской Федерации, возникает необходимость существования одновременно и укрупненных, и относительно небольших административно-территориальных единиц, следовательно, создания многозвенной системы государственного управления. Никаким законом полномочия органов государственной власти по формированию своей территориальной организации не ограничены. Важно только, чтобы каждая из властей – государственная и местная – не выходили за пределы своей компетенции и не вмешивались в чужие полномочия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: