Родителей

2.1 Регламентация предоставления жилья сиротам на федеральном уровне

Вопросы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ)[20]. Однако в нормах данного правового акта отсутствуют специальные нормы, регулирующие особенности их учета в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении.

В части 3 статьи 49 ЖК РФ устанавливается, что «жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях»[21]. Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ «жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»[22]. В части 1 статьи 57 ЖК РФ установлено, «что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет»[23]. Исключением служит часть 2 статьи 57 данного кодекса: «в соответствии с которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилые помещения предоставляются вне очереди».

В части 2 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ[24] установлено, что «регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья)».

Но, по нашему мнению применение указанных норм сопряжено с определенными проблемами.

Во-первых, практически невозможно определить с какого именно момента дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретают статус, нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ЖК РФ данный момент связан с постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Во-вторых, в федеральном законодательстве не указано, когда именно лицо должно быть поставлено на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Как отмечалось выше, в ЖК РФ[25] отсутствуют специальные нормы, регулирующие вопросы постановки данных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем субъекты Российской Федерации используют следующие варианты:

а) постановка на учет происходит тогда, когда выявлено, что лицо нуждается в жилом помещении.

б) постановка на учет осуществляется по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Но в данном случае возникает нарушение закона, т.к. к данному времени лицо уже должно быть обеспечено жилым помещением.

Однако в некоторых субъектах России предпринимались попытки расширить этот список. Например: в Законе г. Москвы от 30.11.2005 № 61 статья 13. Дополнительные гарантии права на жилище и имущество в пункте 2 указаны не только условия, но и обстоятельств при которых, в связи с наличием любого из них, возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сохраненные за ними жилые помещения невозможно, если это противоречит интересам указанных граждан. Причем, этот перечень остается открытым, т.к. заканчивается формулировкой «иные заслуживающие внимания обстоятельства, препятствующие социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при вступлении в самостоятельную жизнь»[26].

2.2 Регламентация предоставления жилья сиротам на уровне субъектов

В субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты (как правило, законы), которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам. Рассмотрим, как это осуществляется в Архангельской области.

В Архангельской области порядок ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях регулируются ст.6.1 Областного закона «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма»[27].

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.

Для получения объективной оценки ситуации создан областной банк данных о сиротах, имеющих право на внеочередное получение жилья. Эти данные обновляются два раза в год. Большая часть сирот, вернувшихся к месту постоянного проживания, до получения жилья проживает у родственников и знакомых, в съемном и временном жилье, выделенном из муниципального жилого фонда.

В 2009 году на приобретение жилья для детей-сирот в Архангельской области было выделено 53,8 млн. рублей, что в 10 раз больше, чем в 2006 году. В 2010 году расходы на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа составили 85,7 млн. рублей. В текущем году выделены и направлены в муниципальные образования в полном объеме 100 миллионов рублей. В региональный бюджет следующего года планируется заложить более 150 миллионов рублей. В 2011 году ожидается увеличение субсидии на эти цели из федерального бюджета до 60 миллионов рублей. Однако очевидно, что проблему предоставления жилья детям-сиротам не решить в полном объеме. По предварительным подсчетам, реальная потребность средств на эти цели оставляет 730 миллионов рублей (см. приложение 1 график 1).

На реализацию государственных полномочий Архангельской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в 2011 году Северодвинск получил 22, 5 млн. рублей из областного и федерального бюджетов.

Управление муниципального жилищного фонда Администрации при участии Агентства государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области приобрело 19 жилых помещений.

В настоящее время на учете в Администрации Северодвинска состоят 28 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа нуждающихся в жилье.

В 2011 году они уже получили 10 жилых помещений, а до конца года жильем будут обеспечены еще 11 человек[28]. (см. приложение 1 график 2).

По данным на 1 февраля 2012 года очередь в городе Северодвинске составляет 186 человек. При несложном арифметическом подсчете выясняется, что без учета вновь поставленных на учет нуждающихся в жилье, для полного выполнения требований законодательства потребуется 18.6 лет.

Однако, несмотря на то, что с каждым годом жилых помещений выделяется всё больше (это видно по графику 2), данная проблема обостряется, поэтому детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей приходится возвращаться в ранее сохраненные за ними жилые помещения. Зачастую в этом помещении проживают лица лишенные родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям.

Органы опеки выселить их не могут, но и жить с такими «оккупантами» под одной крышей тоже невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: