Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. Для этого ООП должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых раз­ных учреждениях и организациях.

Главным образом такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учрежде­ниях и т. п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреж­дениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родите­лей, в жилищных органах (ЖЭК, ДЭЗ, ТСЖ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несо­вершеннолетних или рождения детей. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при го­сударственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Форма бланка заявления о рождении найденного ребенка (форма № 4), предусматривающая указа­ние должностного положения и анкетных данных заявителя, утверждена постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1274. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происхо­дит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территори­альными органами миграционной службы проводится опрос этих детей с заполнением опросного листа, после чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передают­ся органам опеки и попечительства (Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории РФ, утв. приказом Федеральной миграционной службы России от 31 марта 1997 г. № 19). Проведение мероприятий по выявлению детей, ос­тавшихся без попечения родителей, входит также в компетен­цию центров помощи детям, оставшимся без попечения роди­телей, (ФЗ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учрежде­ний) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т. д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возрас­ти, занятости по работе, стесненного материального положения и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, СК устанавливает обязанность всех граждан сообщать в ООП по месту фактического нахождения детей известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попе­чительства о факте утраты детьми родительского попечения низлагается законом на всех без исключения лиц, располагаю­щих соответствующими сведениями (независимо от должност­ного положения, рода деятельности и источника информации). Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсут­ствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, дли­тельной болезни и т. д.) могут обратиться в орган опеки и попе­чительства с просьбой об устройстве детей.

Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреж­дений и иных граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, законодательно не подкреплена возможностью применения к ним каких-либо санкций за ее неисполнение.

ООП, получив сведения о де­тях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести об­следование условий жизни таких детей с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответ­ствующих документов, беседы с окружающими ребенка лицами и т. п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принима­ются меры к выяснению возможного наличия у детей родствен­ников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родствен­ников органы опеки и попечительства должны обеспечить защитуправ и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, ос­тавшихся без попечения родителей. Порядок формирования и использования этого банка данных установлен ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, — это совокупность информационных ресурсов, сфор­мированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспи­тание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Целями формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являются: а) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; б) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ; в) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит из региональных и федерального банка данных о детях. Их формирование осуществляется следующим образом. В том случае, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был передан в течение одного месяца со дня первичной регистрации органом опеки и попечительства на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, ООП направляет сведения о нем региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без по­ения родителей и проживающих на территории соответствующего субъекта РФ.

 

В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории. При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных — Министерству образования и науки РФ, которым формируется федеральный банк данных о детях дляпоследующего устройства ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает ООП от обязанности но устройству или организации устройства детей на воспитание и семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217. Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попече­ния родителей, утвержден приказом Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. № 2482.

В государственном банке данных о детях, оставшихся без по­печения родителей, содержится документированная информация о ребенке (анкета). Анкета включает следующую информацию:

а) ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка;

б) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы);

в) состояние здоровья ребенка, физическое и умственное развитие

г) особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности);

д) этническое происхождение ребенка;

е) причины отсутствия родительского попечения;

ж) ФИО, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре состояние здоровья, место жительства и (или) место пребывания родителей

з) ФИО, пол, даты рождения, состояние здоровья, место жительства и (или) место пребывания несовершеннолет­них братьев и сестер ребенка и других известных ООП совер­шеннолетних родственников ребенка, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять тако­го ребенка на воспитание в свои семьи;

к) возможные формы устройства ребенка на воспитание в семью;

л) информацию о мерах, предпринятых ООП, регио­нальным оператором и федеральным оператором по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в се­мью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ;

м) информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях. Основанием здесь могут быть: устройство ребенка на воспитание в семью, возвращение ребенка его родителям, достижение ребенком совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия, смерть ребенка.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попе­чения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному и региональным операторам государственного банка. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях, оставшихся без попечения роди­телей. Документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной фор­ме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. В анкету граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, включается следующая ин­формация:

а) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рож­дения, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона и рек­визиты документа, удостоверяющего личность гражданина;

б) реквизиты заключения ООП по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующею законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин

в) о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в семью;

г) о направлениях, выдаваемых гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, для посещения выбранного им ребенка, с указанием даты выдачи направлений, ФИО указанного ребенка;

д) о принятом гражданином решении о принятии ребенка, ос­тавшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью или об отказе от принятия такого решения с указанием причин отказа;

е) о прекращении (с указанием причин) учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью. К таким причинам относятся: принятие гражданином ребенка на воспитание в свою семью, заявле­ние в письменной форме самого гражданина о прекращении учета сведе­ний о нем в государственном банке данных, измене­ние обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью, смерть гражданина.

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной. Порядок и условия доступа к ней имеют особенности, определенные ст. 10—12 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в ООП по месту на­хождения данного учреждения. Последующее устройство ребенка в семью на основании этих сообщений осуществляет сам ООП.

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, "оставшихся без попечения родителей, и их последующему уст­ройству или за предоставление заведомо недостоверных сведе­ний, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должност­ные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п.4 ст.122 СК могут быть привлечены к ответственности в поряд­ке, установленном законом, в частности к административной ответственности. Так, ст. 5.36 КоАП устанавливает в данном случае санкцию в виде наложения административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ. А совершение же указанными должностными лицами действий, направленных на укрытие не совершеннолетнего от передачи на воспитание в семью наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: