Заключение

Осуществлённый обзор нормативного регулирования в сфере реализация прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья, подтверждает, что в Российской Федерации выстроена достаточно стройная система нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, регламентирующих вопросы осуществления и защиты, жилищных прав данной категории населения.

В то же время, мы считаем необходимым сформулировать некоторые обобщающие выводы:

1. Гарантиями реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нормативно установленные обязанности органами представительной власти по внеочередному предоставлению жилья, а также определение минимального размера предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм). Основная тяжесть выполнения заявленных прав ложится на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые передают данные полномочия органам местного самоуправления. При этом финансирование осуществляется пропорционально. В целях исключения диспропорций по обеспечению детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в предоставлении им комфортного жилья, мы предлагаем для так называемых «дотационных» регионов предусмотреть возможность до 100% финансирования данной программы.

2. С учетом сложившейся ситуации, когда в большинстве регионов России жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, которые могли бы быть переданы детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей или лицах из их числа, отсутствуют, а имеющиеся нуждаются в как минимум в косметическом ремонте, представляется необходимость в «социальной гостинице». Мы предлагаем ввести в Закон №159-ФЗ понятие «социальная гостиница», и определить ее как специализированное социальное учреждение для временного проживания выпускников сиротских учреждений и детей, оставшихся без попечения родителей до получения ими комфортного жилья.

3. Представляется необходимым внести в ФЗ № 159-ФЗ и/или в ЖК РФ изменения в части условий реализации прав детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не имеющими закрепленного жилого помещения и включения в число последних лиц, утративших жилое помещение в результате сноса дома, пожара, признания его не пригодным для проживания; установления ответственности за сохранение, а также и предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; освобождения детей, оставшихся без попечения родителей от внесения платы за жилое помещение на период с момента окончания образовательных учреждений всех видов профессионального образования, либо по окончании службы по призыву рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на до момента подписания трудового договора но не более чем на 1 год.

4. Для более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения), в случае, когда несовершеннолетние остались одни проживать в жилом помещении, предлагаем законодательно закрепить норму обязывающую органы опеки и попечительства с момента выявления таких детей в течение месяца инициировать процедуру оформления договора передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать), с возможностью дальнейшего использования жилого помещения в интересах несовершеннолетних (например, сдача в поднаем жилого помещения с обязательным зачислением средств на личный счет несовершеннолетнего). При этом, по нашему мнению необходимо запретить возможность продажи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, даже в исключительных случаях как это разрешается осуществлять на основании абзаца 4 письма Минобразования РФ от 20.02.1995 № 09-М «О защите жилищных прав несовершеннолетних» // Вестник образования, № 8, 1995.

5. Закрепить ФЗ № 159-ФЗ и/или в ЖК РФ возможность осуществления сделок купли-продажи жилья органам опеки и попечительства, с разрешения совершеннолетних лиц до 23 лет, не утративших статуса сироты, или оставшегося без попечения родителей на жилье в случаях:

а) в целях улучшения жилищных условий;

б) в связи со сменой жительства в связи с переездом к месту постоянной работы при предоставлении соответствующих документов с обязательной проверкой до заключения сделки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: