Пример из классики

О тонком психологическом влиянии настроения "публики" на протекание спора рассказывает Лев Толстой в "Крейцеровой сонате".

В купе вагона в присутствии нескольких пассажиров спорят дама и старик. Старик развивает домостроевскую мысль о том, что для укрепления семьи жена должна беспрекословно подчиняться мужу:

"- В женщине первое дело страх должен быть.

- Какой же страх? - сказала дама.

- А такой: да убоится своего му-у-ужа! Вот какой страх.

- Ну уж это, батюшка, время прошло, - даже с некоторой злобой сказала дама.

- Нет, сударыня, этому времени пройти нельзя. Как была она, Ева, женщина, из ребра мужнина сотворена, так и останется до скончания века, - сказал старик, так строго и победительно тряхнув головой, что приказчик тотчас решил, что победа на стороне купца, и громко засмеялся.

- Да это вы, мужчины, так рассуждаете, - говорила дама, не сдаваясь и оглядываясь на нас, - сами себе дали свободу, а женщину хотите в терему держать. Сами небось себе все позволяете.

- Позволенья никто не дает, а только что от мужчины в доме ничего не прибудет, а женщина - женоутлый сосуд, - продолжал внушать купец.

Внушительность интонации купца, очевидно, побеждала слушателей, и дама даже чувствовала себя подавленной, но все еще не сдавалась".

Суждения старика бездоказательны. Но его манера держаться, убедительная интонация, уверенный тон сыграли свою роль. Чего стоит хотя бы одобрительный смех приказчика! Вести спор в такой психологической атмосфере даме было трудно.

Ярлыки на аргументы

Кроме тона и манеры говорить, есть много и других приемов, рассчитанных на внушение. Так может действовать насмешка над словами, что такой-то довод противника - "очевидная ошибка" или "ерунда". Последнего рода приемы употребляются и в письменном споре: "Противник наш договорился до такой нелепости, как" и т.д. Ставится три восклицательных знака, но не сделано даже попытки доказать, что это нелепость. Или же наоборот: "В высшей степени объективны и глубокомысленны следующие слова (такого-то)". В "словах" этих нет ни того, ни другого, но они нужны автору статьи, а последний знает, что читатель не имеет часто даже времени проверить его оценку, не станет сосредоточивать на проверке внимание, а просто примет слова под тем соусом, под каким они ему поданы. Может быть, через час сам будет повторять их. Так, например, происходит под действием пропаганды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: