Всеединство - философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности.
Всеединство было представлено в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выражение проблема всеединства нашла в русской философии, где, начиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное направление. К философии всеединства могут быть отнесены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, E.H. Трубецкого, Лосева и др.
В качестве идейного предшественника русской философии всеединства необходимо рассматривать учение о соборности славянофилов. Следует при этом учитывать, что хотя категория всеединство по преимуществу онтологическая, но в силу глубины и богатства содержания она включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные аспекты. Наиболее разработанной является софиологическая концепция всеединства, базовый вариант которой предложен В.С. Соловьевым.
|
|
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Работы: «Чтения о Богочеловечестве», «Россия и Вселенская церковь», «Смысл любви», «Оправдание добра», «Три разговора» и др.
Крупнейший русский мыслитель, поэт, публицист, литературный критик, наша национальная гордость. Им была создана одна из первых и наиболее влиятельных философских систем. Родился в семье крупнейшего русского историка – С.М. Соловьева. Двоюродным прадедом Соловьева с материнской стороны был Г. Сковорода. Окончил историко-философский факультет Московского университета. В 27 лет защитил докторскую диссертацию. Преподавал в МГУ и Петербургском университетах. Но преподавательская деятельность В.Соловьева закончилась в марте 1881 г. после того как он в лекции призвал помиловать убийц Александра II. Умер в 48 лет.
Соловьев – создатель оригинальной русской идеалистической системы философии и заложил основы русской школы религиозной мысли. Основные идеи философии Соловьева:
1) идея всеединства (единства и целостности всего сущего) занимает центральное место в учении Соловьева. Всеединство – это категория, показывающая единство трех миров: природного, человеческого и божественного. В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий, космический принцип. Эта идея многоаспектна и многогранна. В онтологическом аспекте всеединство выступает как единство бога, человека и космоса («все едино в Боге») и означает единство и согласованность всех частей Вселенной. Идеал всеединства воплощен в Боге. Он есть абсолютное всеединство, «все во всем» (философия пантеизма). Мировой процесс это процесс согласования и объединения всех частей Вселенной, восхождение к их единству, бесконечный процесс совершенствования. Основные ступени такого восхождения: минеральное, растительное, животное, царство природно-человеческое, и, наконец, царство духовно-человеческое, являющееся царством божьим, представляющим собой единение мира с богом.
|
|
2) учение о мировой душе. Мир, который был создан творцом не застыл, он динамичен, постоянно развивается, т.к. несет в себе активное творческое начало – мировую душу. Соловьев признавал существование активного энергетического начала всех изменений в мире. Это особое одухотворенная энергия, которая выступает субъектом всех изменений в мире. Эта идея возникает на личном мистическом опыте, несколько раз в жизни у него были видения Софии – Премудрости Божьей и Вечной женственности.
3) концепция «цельного знания». Через нее реализуется гносеологический аспект всеединства. Оно представляет собой единство трех разновидностей (или уровней) знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и интуитивного (религиозного). Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явления. Рациональное – особенности самого мышления. Однако истина не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Она постигается через интуицию. Она-то и составляет «настоящую, первичную форму цельного знания». Истинное знание есть синтез, единство трех уровней познания, что дает основание для единства науки, религии и философии. Этот синтез он называет теософией.
4) понимание человека как божьего сотворца всеединства, участником бесконечного процесса совершенствования мира. Представляя собой цельный и отдельный организм, человек является субъектом не только исторического, но и космического процесса. Человек не ничтожная песчинка, теряющаяся в мире, а необходимая частица мировой гармонии, истинного всеединства. Он вносит свой вклад в достижение гармонии, утверждая красоту везде: в собственной душе, в человеческих взаимоотношениях, в окружающей природе. Смысл существования человека состоит в выполнении своего вселенского предназначения – в служению Добру, установлению нравственного порядка. Истинным (положительным) мыслитель считал такое всеединство, в котором «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех». Ложное же единство подавляет все, входящие в него компоненты.
5) идея «богочеловечества». В социально-философском учении Соловьева главная идея – раскрытие механизма сближения бога, мира и человечества. Он раскрывает этот механизм в концепции «богочеловечества». Следует различать понятия «богочеловек» и «богочеловечество». Богочеловек – это реальный идеал, образ Иисусу Христа. Богочеловечество – это высшая цель и смысл всего исторического процесса. Первый шаг к нему — это христианское обращение. Второе условие продвижения к богочеловечеству – образование теократии: союза христианской церкви и монархического государства во вселенском масштабе.
Соловьев заявляет об особой роли России в истории, в мировом универсуме. Он видит действие трех сил на трех главных этапах развития мировой истории: начальном, промежуточном и финальном. Первый этап представлен, прежде всего, восточным миром, а также языческой античностью. Второй – западной цивилизацией с ее господством отвлеченных начал. Они находятся между собой в состоянии непрерывного противоборства. Примирить эти крайности и помочь человечеству обрести цельность может третья сила – Россия. Символ культуры Востока, по Соловьеву, является «бесчеловечный бог», а Запада – «безбожный человек». России предстоит задача синтеза, решение универсальной задачи «всеединства».
|
|
6) нравственное учение Соловьева. _Принцип «всеединства» реализуется в этическом учении Соловьева через идею этического синтеза, который включает в себя три компонента:
а) жалость, сострадание. Но для построения нравственности этого мало. Можно сострадать другим людям, но быть безнравственным воровать, развратничать, и т.п.;
б) стыд – важнейший первоэлемент морали. «Стыжусь, следовательно, существую» – таков нравственный принцип Соловьева. Долой стыд, долой человечность, полагал Соловьев;
в) благоговение. Быть нравственным, значит благоговеть перед добром, быть обеспокоенным перед его судьбой. Самоуспокоенный человек погиб для морали. «Спокойная совесть – изобретение дьявола».