Русская философия всеединства. Философия В.С. Соловьева

Всеединство - философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопро­никновения и раздельности составляющих его элемен­тов, их тождественности друг другу и целому при со­хранении их качественности и специфичности.

Всеединство бы­ло представлено в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выраже­ние проблема всеединства нашла в русской философии, где, на­чиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное на­правление. К философии всеединства могут быть от­несены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, E.H. Трубецкого, Лосева и др.

В качестве идейного предшественника русской фи­лософии всеединства необходимо рассматривать учение о собор­ности славянофилов. Следует при этом учитывать, что хотя категория всеединство по преимуществу онтологическая, но в силу глубины и богатства содержания она включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные аспекты. Наиболее разра­ботанной является софиологическая концепция всеединства, ба­зовый вариант которой предложен В.С. Соловьевым.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Работы: «Чтения о Богочеловечестве», «Россия и Вселенская церковь», «Смысл любви», «Оправдание добра», «Три разговора» и др.

Крупнейший русский мыслитель, поэт, публицист, литературный критик, наша национальная гордость. Им была создана одна из первых и наиболее влиятельных философских систем. Родился в семье крупнейшего русского историка – С.М. Соловьева. Двоюродным прадедом Соловьева с материнской стороны был Г. Сковорода. Окончил историко-философский факультет Московского университета. В 27 лет защитил докторскую диссертацию. Преподавал в МГУ и Петербургском университетах. Но преподавательская деятельность В.Соловьева закончилась в марте 1881 г. после того как он в лекции призвал помиловать убийц Александра II. Умер в 48 лет.

Соловьев – создатель оригинальной русской идеалистической системы философии и заложил основы русской школы религиозной мысли. Основные идеи философии Соловьева:

1) идея всеединства (единства и целостности всего сущего) занимает центральное место в учении Соловьева. Всеединство – это категория, показывающая единство трех миров: природного, человеческого и божественного. В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий, космический принцип. Эта идея многоаспектна и многогранна. В онтологическом аспекте всеединство выступает как единство бога, человека и космоса («все едино в Боге») и означает единство и согласованность всех частей Вселенной. Идеал всеединства воплощен в Боге. Он есть абсолютное всеединство, «все во всем» (философия пантеизма). Мировой процесс это процесс согласования и объединения всех частей Вселенной, восхождение к их единству, бесконечный процесс совершенствования. Основные ступени такого восхождения: минеральное, растительное, животное, царство природно-человеческое, и, наконец, царство духовно-человеческое, являющееся царством божьим, представляющим собой единение мира с богом.

2) учение о мировой душе. Мир, который был создан творцом не застыл, он динамичен, постоянно развивается, т.к. несет в себе активное творческое начало – мировую душу. Соловьев признавал существование активного энергетического начала всех изменений в мире. Это особое одухотворенная энергия, которая выступает субъектом всех изменений в мире. Эта идея возникает на личном мистическом опыте, несколько раз в жизни у него были видения Софии – Премудрости Божьей и Вечной женственности.

3) концепция «цельного знания». Через нее реализуется гносеологический аспект всеединства. Оно представляет собой единство трех разновидностей (или уровней) знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и интуитивного (религиозного). Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явления. Рациональное – особенности самого мышления. Однако истина не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Она постигается через интуицию. Она-то и составляет «настоящую, первичную форму цельного знания». Истинное знание есть синтез, единство трех уровней познания, что дает основание для единства науки, религии и философии. Этот синтез он называет теософией.

4) понимание человека как божьего сотворца всеединства, участником бесконечного процесса совершенствования мира. Представляя собой цельный и отдельный организм, человек является субъектом не только исторического, но и космического процесса. Человек не ничтожная песчинка, теряющаяся в мире, а необходимая частица мировой гармонии, истинного всеединства. Он вносит свой вклад в достижение гармонии, утверждая красоту везде: в собственной душе, в человеческих взаимоотношениях, в окружающей природе. Смысл существования человека состоит в выполнении своего вселенского предназначения – в служению Добру, установлению нравственного порядка. Истинным (положительным) мыслитель считал такое всеединство, в котором «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех». Ложное же единство подавляет все, входящие в него компоненты.

5) идея «богочеловечества». В социально-философском учении Соловьева главная идея – раскрытие механизма сближения бога, мира и человечества. Он раскрывает этот механизм в концепции «богочеловечества». Следует различать понятия «богочеловек» и «богочеловечество». Богочеловек – это реальный идеал, образ Иисусу Христа. Богочеловечество – это высшая цель и смысл всего исторического процесса. Первый шаг к нему — это христианское обращение. Второе условие продвижения к богочеловечеству – образование теократии: союза христианской церкви и монархического государства во вселенском масштабе.

Соловьев заявляет об особой роли России в истории, в мировом универсуме. Он видит действие трех сил на трех главных этапах развития мировой истории: начальном, промежуточном и финальном. Первый этап представлен, прежде всего, восточным миром, а также языческой античностью. Второй – западной цивилизацией с ее господством отвлеченных начал. Они находятся между собой в состоянии непрерывного противоборства. Примирить эти крайности и помочь человечеству обрести цельность может третья сила – Россия. Символ культуры Востока, по Соловьеву, является «бесчеловечный бог», а Запада – «безбожный человек». России предстоит задача синтеза, решение универсальной задачи «всеединства».

6) нравственное учение Соловьева. _Принцип «всеединства» реализуется в этическом учении Соловьева через идею этического синтеза, который включает в себя три компонента:

а) жалость, сострадание. Но для построения нравственности этого мало. Можно сострадать другим людям, но быть безнравственным воровать, развратничать, и т.п.;

б) стыд – важнейший первоэлемент морали. «Стыжусь, следовательно, существую» – таков нравственный принцип Соловьева. Долой стыд, долой человечность, полагал Соловьев;

в) благоговение. Быть нравственным, значит благоговеть перед добром, быть обеспокоенным перед его судьбой. Самоуспокоенный человек погиб для морали. «Спокойная совесть – изобретение дьявола».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: