В составе трех отсеков


 
 

Рис. 67. Схема утилизации АПЛ по трехотсечному варианту


Для обеспечения работ по раздвижке носового, комового и реакторного блоков требуется специальное оснащение стапелей: судовозные тележки, стапельные поезда и трансбордеры. Поэтому перечень предприятий, которые способны выполнять указанные работы, ограничен. Это ЦС «Звездочка», СРЗ «Нерпа», ДВЗ «Звезда» и ПО «Севмашпредприятие», судолремонтные заводы ВМФ, имеющие необходимое оснащение. Дальнейшее осуществление операций с блоками реакторных отсеков (отрезка отсеков плавучести, подготовка реакторных отсеков к длительному хранению в наземных хранилищах) в целях упрощения и удешевления целесообразно выполнять силами заводов, имеющих соответствующие лицензии и размещенных вблизи хранилищ.

8.5.4. Разделка кормовой и носовой оконечностей АПЛ после вырезки и формирования реакторного отсека (одноотсечный вариант)

При так называемом одноотсечном варианте утилизации АПЛ (рис. 68) выполняются работы по обеспечению выгрузки АЗ реакторов, консервации реакторного оборудования и подготовке отсека к длительному хранению в наземном хранилище. Далее осуществляются вырезка РО, раздвижка образовавшихся блоков, выгрузка оборудования из кормового и носового блоков. Как и в предыдущем варианте, здесь необходимо организовать сбор ЖРО и ТРО, обеспечить их переработку, упаковку и захоронение в специально построенных могильниках или на полигонах; выполнить утилизацию концевых (носового и кормового) блоков АПЛ и реализацию продуктов утилизации.

Вариант 4

 
 


Рис. 68. Вариант 4: вырезка и формирование отдельного реакторного отсека из корпуса АПЛ

для длительного хранения (одноотсечный вариант)

Работы по раздвижке блоков, как и в варианте 3, требуют специального оборудования и могут выполняться только на перечисленных выше предприятиях. Настоящий вариант наиболее целесообразен при условии готовности наземных хранилищ РО, в противном же случае необходимо будет выполнить дополнительные, относительно дорогостоящие мероприятия по поддержанию РО на плаву.

Сравнение вариантов утилизации АПЛ. Для выбора предпочтительного варианта выполнено сравнение рассмотренных четырех вариантов утилизации по трем параметрам: экономичность, экологичность, возможность реализации на судостроительных и судоремонтных предприятиях. Стоимость вариантов утилизации складывается из затрат на утилизацию (за вычетом из них доходов от реализации продуктов утилизации), а также затрат на транспортировку и обслуживание. Экологичность после выгрузки ОЯТ может оцениваться по степени рассредоточенности блоков с РО на территории региона, что в относительных единицах может характеризовать степень экологической (радиационной) безопасности. Возможность реализации различных вариантов утилизации на предприятиях характеризуется наличием у предприятий производственных сооружений, обеспечивающих раздвижку носовой и кормовой оконечностей и «выкатку» реакторных блоков (варианты 3–4).

При сравнении вариантов по параметру «экономичность» можно было бы оперировать одним показателем: нагрузкой на бюджет (1‑й вариант — 1100 млн руб., 2-й вариант — 1000 млн руб., 3-й вариант — 1500 млн руб., 4-й вариант - 1700 млн руб.). Однако, необходимо учитывать и такой параметр, как отсроченные затраты, которые характеризуют степень нерешенности проблем комплексной утилизации АПЛ, а также затраты на создание инфраструктуры, необходимой для реализации того или иного варианта утилизации. При этом к отсроченным затратам могут быть отнесены и затраты на дополнительные мероприятия по созданию инфраструктуры для комплексной утилизации АПЛ. Сравнение экономических параметров по четырем вариантам утилизации приведено на рис. 69.

Примечание: 1 - хранение АПЛ (после выгрузки ядерного топлива из реакторов) с обеспечением плавучести корабельными средствами; 2 - хранение АПЛ с обеспечением плавучести за счет
объемов прочного корпуса; 3 - разделка кормовой и носовой оконечностей после вырезки реакторного отсека со смежными отсеками;4 - разделка кормовой и носовой оконечностей после вырезки реакторного отсека

Рис. 69. Диаграмма экономических параметров по четырем вариантам утилизации

Значительная часть затрат по варианту 1 приходится на обслуживание АПЛ, а по вариантам 3 и 4 - на вырезку, конвертацию и транспортировку блоков в ПВХ. Вырезкой РО практически заканчиваются снятие с эксплуатации и вывод атомного объекта, ответственность за которые возложена законом «Об атомной энергии» на соответствующие государственные структуры в соотвествии с принятой «Концепцией утилизации АПЛ».

Утилизация каждой АПЛ по вариантам 1 и 2 в первые годы ее осуществления (около трех лет) высвобождает средства для выгрузки АЗ еще с одной – двух АПЛ. По вариантам 3–4 эта выгода отсутствует. В дальнейшем, через 3–5 лет, возникает необходимость увеличения затрат на хранение в 2,1 раза или перевода на утилизацию по третьему или четвертому вариантам, что вызовет значительное удорожание по сравнению с утилизацией по вариантам 3 и 4. При утилизации по варианту 1 имеет место наиболее высокий уровень отсроченных затрат, соизмеримый по своей величине с затратами на комплексную утилизацию. Следует отметить, что отсроченные затраты являются не способом ухода от затрат вообще, а способом переноса (отсрочкой) затрат на дальнейшие временные периоды, только в увеличенном размере.

При утилизации АПЛ по варианту 2 снижаются затраты на обслуживание, уменьшается уровень отсроченных затрат, хотя в целом уровень затратности выше, чем по вариантам 3 и 4.

Затраты на собственно утилизацию по вариантам 3 и 4 отличаются незначительно, но реализация варианта 4 возможна только после завершения всех объектов инфраструктуры утилизации, в том числе береговых хранилищ РО и средств для их транспортировки. Раздельное от носовой и кормовой оконечностей хранение реакторного блока или РО, обеспечиваемое при утилизации АПЛ соответственно по 3-му и 4-му вариантам, значительно снижает опасность экологической угрозы. Возможные инциденты с хранением оконечностей не ведут к ухудшению экологической ситуации.

При выборе вариантов утилизации необходимо также учитывать, что варианты 1 и 2 могут реализовываться на определенных Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г. № 518 предприятиях судостроительной промышленности и судоремонтных заводах ВМФ, а варианты 3 и 4 могут выполняться только на предприятиях промышленности.

Учитывая приведенные характеристики вариантов утилизации АПЛ и достигаемые при этом цели, следует сделать вывод, что наиболее целесообразным вариантом утилизации является утилизация с формированием трехотсечного реакторного блока (вариант 3). В случае реализации утилизации концевых блоков АПЛ на коммерческой основе также предпочтительным оказывается вариант 3.

Приведенный сравнительный анализ выполнен на основании стоимостных характеристик вариантов утилизации АПЛ. Реализация АПЛ по различным вариантам по состоянию на 1 января 2003 г. приведена в табл. 65. По мере накопления опыта утилизации АПЛ происходит снижение трудоемкости проводимых работ (рис. 70).

 
 
Комплексная утилизация


Рис. 70. График снижения трудоемкости работ при утилизации АПЛ

Таблица 65


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: