Утилизация судов атомного технологического обслуживания

К 2012 г. должны быть демонтированы все российские атомные подводные лодки, выве­денные из состава ВМФ. Однако проблема спи­санных судов с ядерными энергетическими установка­ми этим не исчерпывается: требуется также решить вопросы, связанные с судами атомного технологического обслуживания (АТО) и обеспечением экологической без­опасности процесса их утилизации.

Форсированный вывод из эксплуатации и утилизация многочисленных субмарин оставили без внимания проблемы судов их обеспечения. В России самый многочисленный в мире флот вспо­могательных судов атомно-технологического обслу­живания - свыше 90 плавсредств различных классов. Кроме них, в этом качестве эксплуатировались и про­должают использоваться различные баржи, буксиры, плавцистерны, плавучие контрольно-дозиметрические пункты и т. д.

Большинство судов АТО построено (или переобо­рудовано из других плавсредств) в 60 - 70-х годах. Из 23 кораблей специального технического обслуживания атомного флота 19 выслужили установленные сроки службы. По прямому назначению можно использовать только плавучую техническую базу (ПТБ) «Имандра» Мурманского морского паро­ходства и плавбазы ПМ-12 и ПМ-74 Военно-морского флота, построенные в 90-х годах. Техническое состояние двух ПТБ, сооруженных по проекту 2020 и предназначенных для выгрузки ОЯТ из АПЛ, с каждым годом ухудшается. Управление государственно­го надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны России неоднократно требовало разработки мероприятий по их безопасной эксплуатации либо запрета работы по прямому назначению.

11 плавучих технических баз перезарядки реакторов суммарным водоизмещением 74 тыс. т, построенные по проектам 326 и 326М, отработали свыше 30 лет. Сег.ня на них хранится около 6 тыс. сборок ОЯТ и 3 тыс. мЗ жидких РАО. Ремонт таких плавбаз крайне затруднен из-за высокого уровня радиоактивного излучения и за­грязнения. Проблема выгрузки дефектного ОЯТ из их хранилищ решается в рамках отдельных научно-исследовательских работ федерального уровня и международных проектов.

Потенциальными источниками радиоактивного за­грязнения окружающей среды являются также 32 спе­циальных наливных танкера суммарным водоизмещением 45 тыс. т, где хранится 11 тыс. мЗ ЖРО, а также плавучие буксируемые емкости ПЕК-50 суммарным водоизмещением около 2 тыс. мЗ

Кроме того, в 1964 - 1992 гг. на дне арктических морей, омывающих берега России, затоплено около 60 судов АТО. В их корпусах содержится более 42 % общего объема всех твердых радиоактивных отходов, затопленных в российских морях.

Ситуация осложняется тем, что до сег.няшнего дня проекты утилизации судов АТО находятся на начальных фазах разработки, нет инфраструктуры для проведения таких работ, в том числе предприятия по переработке РАО и хранилища твердых радиоактивных отходов.

В Северо-Западном регионе России находятся 72 суд­на АТО, из них более 50 - с истекшим сроком эксплуатации, 28 - в аварийном, затопленном или полузатопленном состо­янии. На Дальнем Востоке - 27 судов АТО: 23 выслужили установленные сроки, три в аварийном состоянии.

В 2007 г. представителями местной администра­ции, Государственной думы и Росатома одобрена кон­цепция поэтапного вывода из эксплуатации судов АТО в Мурманской области. Согласно ей до конца 2008 г. в регионе должна быть создана спецплощадка для хра­нения ТРО, до 2014 г. - центр комплексной утилиза­ции судов АТО (стоимостью около 300 млн евро).

Утилизация судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и АТО должна соответствовать международным нормам экологической безопасности. Между тем при демонтаже судов с ЯЭУ ядерные и ра­диационные риски значительно выше, чем при их стро­ительстве и эксплуатации за счет большего количества ядерно и радиационно опасных операций и сложности их выполнения. Ситуация с плавсредствами АТО еще сложнее: здесь, как правило, не один, а несколько радио­активно загрязненных отсеков, хранилища ОЯТ, ЖРО и ТРО, что значительно увеличивает объем работ.

Ряд операций в процессе утилизации АПЛ выполняется при вскрытых защит­ных барьерах, при этом радионуклиды поступают не­посредственно в атмосферу. Основными источниками радиоактивных выбросов являются системы вентиля­ции реакторных отсеков АПЛ, эллингов, спецсоору­жений (зданий выгрузки ОЯТ и т. д.), плавсредств, где хранятся РАО или другие радиоактивные материалы. Выбросы некоторых источников по составу близки к теплоносителю первого контура ЯЭУ; из объектов, на которых осуществляется временное хранение РАО, в атмосферу поступают тритий и трансурановые нукли­ды.

Постоянный моноторинг не выявил однозначных тенденций к измене­нию компонентов природной среды Северо-Западного региона. Так, радиоактивность морской воды в течение последних десяти лет стабильна.

Даже в большей степени, чем радиационные факто­ры, опасен массированный выброс в окружающую среду вредных химических веществ, усилившийся с увеличе­нием объема работ по демонтажу АПЛ. Специфическими компонентами загрязнения воздуха при утилизации ко­раблей и судов с ЯЭУ являются высокотоксичные веще­ства первого и второго классов опасности (оксиды хрома и марганца) и соединения с остронаправленным механиз­мом действия (оксиды углерода и азота). Исследования показывают, что в воздухе рабочих зон ПО «Севмаш» и ЦС «Звездочка» предельно допустимая концентрация хрома превышена в 30 раз, ни­келя - 15 раз, свинца - в 16 раз, цинка - в четыре, марган­ца - в три раза; обнаруживаются медь, молибден, титан и олово. Концентрация пыли здесь в 8 - 17 раз выше ПДК.

Уровни загрязнения природной среды химическими и радиоактивными веществами существенно зависят от принятой на предприятиях схемы обращения с производственными отходами и реализации природоохран­ных мероприятий. Несмотря на то,что выброс ЦС «Звездочка» составляет до 1,13*109 Бк/год, в наиболее критической точке, расположенной на границе террито­рии завода и селитебной зоны на острове Ягры, годовая эффективная доза облучения от всех источников посто­янных выбросов, по расчетам, не превысит 4 мкЗв/год. Это свидетельствует об отсутствии значимого воздействия постоянных газоаэрозольных выбросов на населе­ние и окружающую среду за пределами промплощадки.

Все предприятия атомного судостроения являют­ся градообразующими, при этом сложилось так, что жилая зона практически примыкает к промплощад­кам, - значит, отходы производства, особенно радио­активные выбросы и сбросы, серьезно воздействуют на формирование экологической ситуации в городах. Демографический анализ Северодвинска отражает неблагополучную ситуацию по некоторым формам болезней органов дыхания, нервной системы, мочеполовой системы, врожденным порокам развития детей, наблюдаются также болезни органов кровообращения и злокачественные новообразования. Такая обстановка требует серьезного анализа и проведе­ния дальнейших исследований.

Нормативно-методическая база обеспечения эко­логической безопасности утилизации кораблей и су­дов с ЯЭУ к настоящему времени в основном создана. Однако в этой области есть ряд нерешенных вопросов. Необходима разработка концепции утилизации судов и блоков реакторных отсеков с невыгружаемым (по техническим причинам) ядерным топливом: их дли­тельное хранение, в том числе на твердом основании, недопустимо. Кроме того, нужно создать технические требования к реакторным блокам при подготовке к дли­тельному хранению, а также государственный стандарт «Радиационно-гигиенические требования к одноот­сечным блокам реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок».

Поскольку с точки зрения обеспечения радиацион­ной безопасности утилизация надводных кораблей с ЯЭУ и судов АТО отличается от демонтажа АПЛ, для таких операций следует разработать ряд специальных радиационно-гигиенических требований. На основе имеющейся и создающейся в настоящее время документации целесообразно разработать техни­ческий регламент «Медико-гигиеническое обеспечение радиационной безопасности персонала, населения и окружающей среды при утилизации атомных подво­дных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-техноло­гического обслуживания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: