К 2012 г. должны быть демонтированы все российские атомные подводные лодки, выведенные из состава ВМФ. Однако проблема списанных судов с ядерными энергетическими установками этим не исчерпывается: требуется также решить вопросы, связанные с судами атомного технологического обслуживания (АТО) и обеспечением экологической безопасности процесса их утилизации.
Форсированный вывод из эксплуатации и утилизация многочисленных субмарин оставили без внимания проблемы судов их обеспечения. В России самый многочисленный в мире флот вспомогательных судов атомно-технологического обслуживания - свыше 90 плавсредств различных классов. Кроме них, в этом качестве эксплуатировались и продолжают использоваться различные баржи, буксиры, плавцистерны, плавучие контрольно-дозиметрические пункты и т. д.
Большинство судов АТО построено (или переоборудовано из других плавсредств) в 60 - 70-х годах. Из 23 кораблей специального технического обслуживания атомного флота 19 выслужили установленные сроки службы. По прямому назначению можно использовать только плавучую техническую базу (ПТБ) «Имандра» Мурманского морского пароходства и плавбазы ПМ-12 и ПМ-74 Военно-морского флота, построенные в 90-х годах. Техническое состояние двух ПТБ, сооруженных по проекту 2020 и предназначенных для выгрузки ОЯТ из АПЛ, с каждым годом ухудшается. Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны России неоднократно требовало разработки мероприятий по их безопасной эксплуатации либо запрета работы по прямому назначению.
|
|
11 плавучих технических баз перезарядки реакторов суммарным водоизмещением 74 тыс. т, построенные по проектам 326 и 326М, отработали свыше 30 лет. Сег.ня на них хранится около 6 тыс. сборок ОЯТ и 3 тыс. мЗ жидких РАО. Ремонт таких плавбаз крайне затруднен из-за высокого уровня радиоактивного излучения и загрязнения. Проблема выгрузки дефектного ОЯТ из их хранилищ решается в рамках отдельных научно-исследовательских работ федерального уровня и международных проектов.
Потенциальными источниками радиоактивного загрязнения окружающей среды являются также 32 специальных наливных танкера суммарным водоизмещением 45 тыс. т, где хранится 11 тыс. мЗ ЖРО, а также плавучие буксируемые емкости ПЕК-50 суммарным водоизмещением около 2 тыс. мЗ
Кроме того, в 1964 - 1992 гг. на дне арктических морей, омывающих берега России, затоплено около 60 судов АТО. В их корпусах содержится более 42 % общего объема всех твердых радиоактивных отходов, затопленных в российских морях.
Ситуация осложняется тем, что до сег.няшнего дня проекты утилизации судов АТО находятся на начальных фазах разработки, нет инфраструктуры для проведения таких работ, в том числе предприятия по переработке РАО и хранилища твердых радиоактивных отходов.
|
|
В Северо-Западном регионе России находятся 72 судна АТО, из них более 50 - с истекшим сроком эксплуатации, 28 - в аварийном, затопленном или полузатопленном состоянии. На Дальнем Востоке - 27 судов АТО: 23 выслужили установленные сроки, три в аварийном состоянии.
В 2007 г. представителями местной администрации, Государственной думы и Росатома одобрена концепция поэтапного вывода из эксплуатации судов АТО в Мурманской области. Согласно ей до конца 2008 г. в регионе должна быть создана спецплощадка для хранения ТРО, до 2014 г. - центр комплексной утилизации судов АТО (стоимостью около 300 млн евро).
Утилизация судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и АТО должна соответствовать международным нормам экологической безопасности. Между тем при демонтаже судов с ЯЭУ ядерные и радиационные риски значительно выше, чем при их строительстве и эксплуатации за счет большего количества ядерно и радиационно опасных операций и сложности их выполнения. Ситуация с плавсредствами АТО еще сложнее: здесь, как правило, не один, а несколько радиоактивно загрязненных отсеков, хранилища ОЯТ, ЖРО и ТРО, что значительно увеличивает объем работ.
Ряд операций в процессе утилизации АПЛ выполняется при вскрытых защитных барьерах, при этом радионуклиды поступают непосредственно в атмосферу. Основными источниками радиоактивных выбросов являются системы вентиляции реакторных отсеков АПЛ, эллингов, спецсооружений (зданий выгрузки ОЯТ и т. д.), плавсредств, где хранятся РАО или другие радиоактивные материалы. Выбросы некоторых источников по составу близки к теплоносителю первого контура ЯЭУ; из объектов, на которых осуществляется временное хранение РАО, в атмосферу поступают тритий и трансурановые нуклиды.
Постоянный моноторинг не выявил однозначных тенденций к изменению компонентов природной среды Северо-Западного региона. Так, радиоактивность морской воды в течение последних десяти лет стабильна.
Даже в большей степени, чем радиационные факторы, опасен массированный выброс в окружающую среду вредных химических веществ, усилившийся с увеличением объема работ по демонтажу АПЛ. Специфическими компонентами загрязнения воздуха при утилизации кораблей и судов с ЯЭУ являются высокотоксичные вещества первого и второго классов опасности (оксиды хрома и марганца) и соединения с остронаправленным механизмом действия (оксиды углерода и азота). Исследования показывают, что в воздухе рабочих зон ПО «Севмаш» и ЦС «Звездочка» предельно допустимая концентрация хрома превышена в 30 раз, никеля - 15 раз, свинца - в 16 раз, цинка - в четыре, марганца - в три раза; обнаруживаются медь, молибден, титан и олово. Концентрация пыли здесь в 8 - 17 раз выше ПДК.
Уровни загрязнения природной среды химическими и радиоактивными веществами существенно зависят от принятой на предприятиях схемы обращения с производственными отходами и реализации природоохранных мероприятий. Несмотря на то,что выброс ЦС «Звездочка» составляет до 1,13*109 Бк/год, в наиболее критической точке, расположенной на границе территории завода и селитебной зоны на острове Ягры, годовая эффективная доза облучения от всех источников постоянных выбросов, по расчетам, не превысит 4 мкЗв/год. Это свидетельствует об отсутствии значимого воздействия постоянных газоаэрозольных выбросов на население и окружающую среду за пределами промплощадки.
Все предприятия атомного судостроения являются градообразующими, при этом сложилось так, что жилая зона практически примыкает к промплощадкам, - значит, отходы производства, особенно радиоактивные выбросы и сбросы, серьезно воздействуют на формирование экологической ситуации в городах. Демографический анализ Северодвинска отражает неблагополучную ситуацию по некоторым формам болезней органов дыхания, нервной системы, мочеполовой системы, врожденным порокам развития детей, наблюдаются также болезни органов кровообращения и злокачественные новообразования. Такая обстановка требует серьезного анализа и проведения дальнейших исследований.
|
|
Нормативно-методическая база обеспечения экологической безопасности утилизации кораблей и судов с ЯЭУ к настоящему времени в основном создана. Однако в этой области есть ряд нерешенных вопросов. Необходима разработка концепции утилизации судов и блоков реакторных отсеков с невыгружаемым (по техническим причинам) ядерным топливом: их длительное хранение, в том числе на твердом основании, недопустимо. Кроме того, нужно создать технические требования к реакторным блокам при подготовке к длительному хранению, а также государственный стандарт «Радиационно-гигиенические требования к одноотсечным блокам реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок».
Поскольку с точки зрения обеспечения радиационной безопасности утилизация надводных кораблей с ЯЭУ и судов АТО отличается от демонтажа АПЛ, для таких операций следует разработать ряд специальных радиационно-гигиенических требований. На основе имеющейся и создающейся в настоящее время документации целесообразно разработать технический регламент «Медико-гигиеническое обеспечение радиационной безопасности персонала, населения и окружающей среды при утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания».