К 2012 г. должны быть демонтированы все российские атомные подводные лодки, выведенные из состава ВМФ. Однако проблема списанных судов с ядерными энергетическими установками этим не исчерпывается: требуется также решить вопросы, связанные с судами атомного технологического обслуживания (АТО) и обеспечением экологической безопасности процесса их утилизации.
Форсированный вывод из эксплуатации и утилизация многочисленных субмарин оставили без внимания проблемы судов их обеспечения. В России самый многочисленный в мире флот вспомогательных судов атомно-технологического обслуживания - свыше 90 плавсредств различных классов. Кроме них, в этом качестве эксплуатировались и продолжают использоваться различные баржи, буксиры, плавцистерны, плавучие контрольно-дозиметрические пункты и т. д.
Большинство судов АТО построено (или переоборудовано из других плавсредств) в 60 - 70-х годах. Из 23 кораблей специального технического обслуживания атомного флота 19 выслужили установленные сроки службы. По прямому назначению можно использовать только плавучую техническую базу (ПТБ) «Имандра» Мурманского морского пароходства и плавбазы ПМ-12 и ПМ-74 Военно-морского флота, построенные в 90-х годах. Техническое состояние двух ПТБ, сооруженных по проекту 2020 и предназначенных для выгрузки ОЯТ из АПЛ, с каждым годом ухудшается. Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны России неоднократно требовало разработки мероприятий по их безопасной эксплуатации либо запрета работы по прямому назначению.
11 плавучих технических баз перезарядки реакторов суммарным водоизмещением 74 тыс. т, построенные по проектам 326 и 326М, отработали свыше 30 лет. Сег.ня на них хранится около 6 тыс. сборок ОЯТ и 3 тыс. мЗ жидких РАО. Ремонт таких плавбаз крайне затруднен из-за высокого уровня радиоактивного излучения и загрязнения. Проблема выгрузки дефектного ОЯТ из их хранилищ решается в рамках отдельных научно-исследовательских работ федерального уровня и международных проектов.
Потенциальными источниками радиоактивного загрязнения окружающей среды являются также 32 специальных наливных танкера суммарным водоизмещением 45 тыс. т, где хранится 11 тыс. мЗ ЖРО, а также плавучие буксируемые емкости ПЕК-50 суммарным водоизмещением около 2 тыс. мЗ
Кроме того, в 1964 - 1992 гг. на дне арктических морей, омывающих берега России, затоплено около 60 судов АТО. В их корпусах содержится более 42 % общего объема всех твердых радиоактивных отходов, затопленных в российских морях.
Ситуация осложняется тем, что до сег.няшнего дня проекты утилизации судов АТО находятся на начальных фазах разработки, нет инфраструктуры для проведения таких работ, в том числе предприятия по переработке РАО и хранилища твердых радиоактивных отходов.
В Северо-Западном регионе России находятся 72 судна АТО, из них более 50 - с истекшим сроком эксплуатации, 28 - в аварийном, затопленном или полузатопленном состоянии. На Дальнем Востоке - 27 судов АТО: 23 выслужили установленные сроки, три в аварийном состоянии.
В 2007 г. представителями местной администрации, Государственной думы и Росатома одобрена концепция поэтапного вывода из эксплуатации судов АТО в Мурманской области. Согласно ей до конца 2008 г. в регионе должна быть создана спецплощадка для хранения ТРО, до 2014 г. - центр комплексной утилизации судов АТО (стоимостью около 300 млн евро).
Утилизация судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и АТО должна соответствовать международным нормам экологической безопасности. Между тем при демонтаже судов с ЯЭУ ядерные и радиационные риски значительно выше, чем при их строительстве и эксплуатации за счет большего количества ядерно и радиационно опасных операций и сложности их выполнения. Ситуация с плавсредствами АТО еще сложнее: здесь, как правило, не один, а несколько радиоактивно загрязненных отсеков, хранилища ОЯТ, ЖРО и ТРО, что значительно увеличивает объем работ.
Ряд операций в процессе утилизации АПЛ выполняется при вскрытых защитных барьерах, при этом радионуклиды поступают непосредственно в атмосферу. Основными источниками радиоактивных выбросов являются системы вентиляции реакторных отсеков АПЛ, эллингов, спецсооружений (зданий выгрузки ОЯТ и т. д.), плавсредств, где хранятся РАО или другие радиоактивные материалы. Выбросы некоторых источников по составу близки к теплоносителю первого контура ЯЭУ; из объектов, на которых осуществляется временное хранение РАО, в атмосферу поступают тритий и трансурановые нуклиды.
Постоянный моноторинг не выявил однозначных тенденций к изменению компонентов природной среды Северо-Западного региона. Так, радиоактивность морской воды в течение последних десяти лет стабильна.
Даже в большей степени, чем радиационные факторы, опасен массированный выброс в окружающую среду вредных химических веществ, усилившийся с увеличением объема работ по демонтажу АПЛ. Специфическими компонентами загрязнения воздуха при утилизации кораблей и судов с ЯЭУ являются высокотоксичные вещества первого и второго классов опасности (оксиды хрома и марганца) и соединения с остронаправленным механизмом действия (оксиды углерода и азота). Исследования показывают, что в воздухе рабочих зон ПО «Севмаш» и ЦС «Звездочка» предельно допустимая концентрация хрома превышена в 30 раз, никеля - 15 раз, свинца - в 16 раз, цинка - в четыре, марганца - в три раза; обнаруживаются медь, молибден, титан и олово. Концентрация пыли здесь в 8 - 17 раз выше ПДК.
Уровни загрязнения природной среды химическими и радиоактивными веществами существенно зависят от принятой на предприятиях схемы обращения с производственными отходами и реализации природоохранных мероприятий. Несмотря на то,что выброс ЦС «Звездочка» составляет до 1,13*109 Бк/год, в наиболее критической точке, расположенной на границе территории завода и селитебной зоны на острове Ягры, годовая эффективная доза облучения от всех источников постоянных выбросов, по расчетам, не превысит 4 мкЗв/год. Это свидетельствует об отсутствии значимого воздействия постоянных газоаэрозольных выбросов на население и окружающую среду за пределами промплощадки.
Все предприятия атомного судостроения являются градообразующими, при этом сложилось так, что жилая зона практически примыкает к промплощадкам, - значит, отходы производства, особенно радиоактивные выбросы и сбросы, серьезно воздействуют на формирование экологической ситуации в городах. Демографический анализ Северодвинска отражает неблагополучную ситуацию по некоторым формам болезней органов дыхания, нервной системы, мочеполовой системы, врожденным порокам развития детей, наблюдаются также болезни органов кровообращения и злокачественные новообразования. Такая обстановка требует серьезного анализа и проведения дальнейших исследований.
Нормативно-методическая база обеспечения экологической безопасности утилизации кораблей и судов с ЯЭУ к настоящему времени в основном создана. Однако в этой области есть ряд нерешенных вопросов. Необходима разработка концепции утилизации судов и блоков реакторных отсеков с невыгружаемым (по техническим причинам) ядерным топливом: их длительное хранение, в том числе на твердом основании, недопустимо. Кроме того, нужно создать технические требования к реакторным блокам при подготовке к длительному хранению, а также государственный стандарт «Радиационно-гигиенические требования к одноотсечным блокам реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок».
Поскольку с точки зрения обеспечения радиационной безопасности утилизация надводных кораблей с ЯЭУ и судов АТО отличается от демонтажа АПЛ, для таких операций следует разработать ряд специальных радиационно-гигиенических требований. На основе имеющейся и создающейся в настоящее время документации целесообразно разработать технический регламент «Медико-гигиеническое обеспечение радиационной безопасности персонала, населения и окружающей среды при утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания».






