Ход выполнения анализа

1. Приготовление раствора задачи к анализу.

V(мерная колбочка)задача = 0,1 л

В исходную мерную колбочку (0,1 л) с раствором задачи малым МЕРНЫМ ЦИЛИНДРОМ

добавить» 10-12 мл раствора NH4OH (1:3) и объем ее довести до уровня метки дистиллированной водой из тубуса. Перемешать! Поставить на рабочее место.

2. Приготовление стандартных растворов с концентрациями: 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 мг Cu2+/мл,

а) Общую для всей группы бюретку заполнить исходным раствором с концентрацией 2 мг Cu2+/мл,

б) В каждую из стандартных колбочек (0,1 л) налить по» 10-12 мл раствора NH4OH (1:3),

в) Из ОБЩЕЙ бюретки с концентрацией соли меди 2 мг Cu2+/мл, прилить в каждую из стандартных колбочек по объему раствора в соответствии с расчетом:

DV(исходный раствор 2мг Cu2+/мл) = C(x). 100 / 2 = мл

№ стандартной мерной колбы Концентрация раствора Cu2+ в стандартной мерной колбочке C(x),мг/мл Объем добавленного исходного раствора 2 мг Cu2+/мл, DV(исходный раствор), мл Опытно определенное значение АБСОРБЦИОННОСТИ испытуемого раствора, Аиспытуемая
№ 1 0,1    
№ 2 0,2    
№ 3 0,3    
№ 4 0,4    
№ 5 0,5    

г) Объем каждой стандартной мерной колбочки (№1,№2,№3,№4,№5) довести до метки дистиллированной водой. Перемешать! Поставить на рабочее место!

3. Приготовление “неокрашенного” раствора сравнения, не содержащего ионы Cu2+.

В коническую колбочку» 100мл налить малым мерным цилиндром» 10-12мл NH4OH (1:3),

пользуясь пипеткой, добавить 1-2капли раствора 2нH2SO4,

дистиллированной водой довести объем до достижения полноты колбочки» 100мл.

4. Замеры АБСОРБЦИОННОСТИ приготовленных растворов.

а) Небольшими количествами дистиллированной воды и кусочками фильтровальной бумаги промыть и удалить “засоры” с оптических поверхностей обеих кювет прибора.

б) Заполнить одну из кювет “неокрашенным” раствором сравнения и вставить ее в “дальний” держатель отсека прибора ФЭК.

в) Заполнить вторую кювету исследуемым раствором соли меди (как правило, следует начать с наименее концентрированного раствора №1)- вставить ее в “ближний” держатель отсека прибора.

г) Одной из ручек управления прибора установить светофильтр - КРАСНЫЙ ЦВЕТ!!!

Окрашенные растворы некоторых соединений избирательно поглощают видимые лучи и в их спектре наблюдаются полосы поглощения. Светофильтры пропускают лишь ту часть спектра, которая поглощается окрашенным раствором, задерживая остальную часть его, т.е. они выделяют часть спектра, в которой расположен МАКСИМУМ поглощения данного вещества.

Светофильтр должен иметь окраску, дополнительную к окраске испытуемого раствора:

Окраска раствора Светофильтр Область длин волн светофильтра, нм
Фиолетовая Желто-зеленый 560-575
Фиолетовая Желтый 575-590
Зелено-синий Оранжевая 590-625
Сине-зеленый Красная 625-750
Зеленый Пурпурная 750-800
Желто-зеленый Фиолетовая 400-450
Желтый Синяя 450-480
Оранжевый Сине-зеленый 480-490
Красный Сине-зеленый 490-500

В результате применения светофильтров увеличивается точность измерений АБСОРБЦИОННОСТИ растворов.

д) На пути светового пучка установить кювету с “неокрашеным” раствором сравнения.

е) Закрыть крышку светового отсека и на пульте управления прибора нажать клавишу «К».

ж) Ручкой изменения положения кювет установить на пути светового пучка

кювету с исследуемым раствором соли меди из колбочки №1.

з) На пульте управления прибора нажать клавишу «Д»,

-в окне цифрового табло появляется значение АБСОРБЦИОННОСТИ

– это ЧИСЛЕННОЕ значение (А) записать в соответствующую строку таблицы.

и) Пункты а)-з) повторить для каждого раствора №1,№2,№3,№4,№5 и данной задачи №:

А(задачи) (опытная) =

5. На основании данных таблицы построить КАЛИБРОВОЧНЫЙ ГРАФИК: в масштабе по оси абсцисс отложить концентрации вещества, а по оси ординат- значения абсорбционности, А(опытная).

6. По калибровочному графику определить значение концентрации Cu2+в задаче:

C(Сu2+,задача) (опытная) = (мгCu2+/мл)

mu,задача) (опытная) = (мгCu)

7. Истинное значение массы Сu в растворе задачи студент узнает у преподавателя по ее номеру:

m(Сu,задача) (истинная) = (мгCu)

8. Относительное отклонение результата от истинного значения:

χ = [ m(Сu,задача) (опытная) – mu,задача) (истинная) ]. 100% / mu,задача) (истинная) = %

9. Конспект аккуратно оформленного лабораторного отчета

ПОДПИСЫВАЮТ студент и преподаватель, указав дату выполнения работы и отметив в журнале полученный ПРИЕМЛЕМЫЙ результат χ ≤5%.

Дата: Подпись студента: Подпись преподавателя:

КУРС АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ, И.К. Цитович

(ФИО студента, № группы, тема задач = страница, дата выполнения решений)

Тема Страница, год издания 1994, (1972) № задачи Ответ
ЭД,рН, гидролиз,«буферы» 54, (44)   7,5.10-5М 9.10-4, 0,02 4,73; 5,43; 3,03 9,00 3,7; 11,9 2,30; 12,18 5,6.10-10; 0,78
ПР 92, (61)   1,7.10-8 6,4.10-3 г/л не выпадет образуется
«КОМПЛЕКСЫ» 66, (71)   +2, +2, +3 гексацианоферрат(III) калия хлорид диамминосеребра(I) гексанитрокобальтат(III) натрия
ОВР 72, (76)   Уравнять методом полуреакций
ГРАВИМЕТРИЯ 210, (273)   0,7 г 23 мл ≈53 мл ≈42 мл 0,29% 0,3451 г, 0,3853 г, 0,6137 г
ТИТРИМЕТРИЯ 245, (302)   3,15 г 0,09841 н 0,00590 г/мл 0,09 н, 0,00567 г/мл, 1,418 г 15,85 мл, 14,63 мл 0,11 н 97,69 %
Перманганатометрия, MnO4- 303, (346)   158,03/5 = 31,61г/моль-экв; 85,1/1 = 85,1* 52,68 *, 75,5 *; 294,20/6=49,03*, 83* 0,1187 н; 0,07122 н 50,0 %

На рецензирование принимаются только аккуратно оформленные решения задач

(с указанием полного условия!) по каждой теме в отдельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: