Рыночная стратегия и ее значение в организации производства

В условиях рыночной экономики бизнес, чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Только тщательное и ответственное планирование бизнеса может существенно помочь в выживании предприятий, а в конечном счете - в достижении ими стабильно высоких результатов [5, c.241].

Особенно планирование необходимо для предприятий малого и среднего бизнеса. Эта повышенная необходимость объясняется тем, что небольшие предприятия обладают меньшими финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, которые они (для выживания среди крупных конкурентов) должны использовать более эффективно. Постоянная работа фирмы по плановым проектировкам способна открыть путь к процветанию фирмы, а недооценка бизнес-плана может привести к плохим результатам.

Однако стоит отметить, что любая отдельно взятая организация обладает спецификой, уникальностью, и такой же уникальностью отличается ее окружение. Поэтому при стратегических преобразованиях необходимо принимать во внимание множество ситуационных факторов, значительное внимание уделять их анализу и прогнозированию.

Под производственной стратегией понимают набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основопола­гающие цели развития той или иной системы.

Стратегия экономического управления или рыночная стратегия вырабатывает правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей; вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей. Иными словами, рыночная стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.

Рыночная стратегия предприятия включает в себя следующие элементы:

1) система целей,

2) приоритеты в распределении ресурсов,

3) правила осуществления тех или иных управленческих действий.

Экономическая (рыночная) стратегия предприятия подразделяется на составляющие, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Составляющие экономической стратегии фирмы [4, c.18]

Как можно увидеть из рисунка, все стратегии ориентированы на внешнюю и внутреннюю сферы деятельности фирмы. Это означает, что результаты реализации руководством фирмы стратегических решений в той или иной мере обусловлены, с одной стороны, влиянием этих сфер на характер вырабатываемых решений, с другой стороны - влиянием самих стратегических решений на процессы, протекающие во внутренней и внешней сферах. Общим для всех составляющих экономической стратегии яв­ляется формирование необходимых побудительных мотивов.

Можно сказать, что рыночная (экономическая) стратегия - это совокупность частных, взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью - создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы.

Производственная стратегия предприятия и его конкретных подразделений вырабатывается на основе его рыночной стратегии. В этой связи необходимо иметь ясное представление о процессе, правилах и приемах формирования рыночной (экономической) стратегии предприятия, поскольку многое из этого может быть использовано для разработки стратегии производства. Рассмотрим каждую из составляющих рыночной стратегии более подробно.

Товарная стратегия — это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

Отсутствие товарной стратегии ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или приходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые в таких случаях текущие маркетинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.

Стратегия ценообразования – это набор практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием. Формирование стратегии ценообразования предусматривает ряд этапов: определение оптимальной величины производственных затрат в условиях сложившегося уровня цен на рынке; установление полезности предлагаемого на рынок товара и сопоставление его потребительских свойств с запрашиваемой ценой; расчёт объёма производства продукции и доли рынка, обеспечивающей оптимальное достижение поставленной управленческой цели; анализ конкуренции: прогноз ответной реакции конкурентов и её влияния на ценовые мероприятия.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Эта составляющая в экономической стратегии должна базироваться на исследовании факторов, определяющих спрос на ресурсы со стороны фирмы. Она тесно связана со стратегией снижения производственных издержек.

Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. В рамках этой стратегии вырабатываются правила и приемы мониторинга этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий получения кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере отвечающих стратегическим целям фирмы, выбора наиболее надежных эмитентов ценных бумаг. Эта составляющая экономической стратегии воплощается в портфеле ценных бумаг фирмы.

Стратегия снижения транзакционных издержек. Заключается в том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления процесса подготовки и заключения различных рыночных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и др., который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие «ничтожности» заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по транзакциям.

Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. Это направление экономической стратегии должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке, как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций, с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др.

Стратегия снижения производственных издержек. Ее основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она должна вырабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.

Стратегия инвестиционной деятельности фирмы - это стратегия формирования инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому или физическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными гарантированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, то есть липам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет об инвестиционной деятельности фирмы в собственную материально-техническую базу или товароматериальные запасы. Поэтому под инвестиционной стратегией или стратегией инвестиционной деятельности фирмы мы понимаем выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товароматериальных запасов фирмы на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса фирмы. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, предпочтительные периодичности воспроизводственных циклов и других характеристик этих процессов. Инвестиционная деятельность тесно связана с инновациями в различных сферах НИОКР, технологии, организации производства.

Стратегия стимулирования персонала фирмы. Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования работников фирмы, ориентированных на достижение стратегических целей фирмы. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами фирмы. Система стратегического стимулирования должна создавать «мотивационное поле», под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала фирмы в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов фирмы, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности фирмы по выполнению ее миссии в стратегической перспективе.

Система формирования экономической стратегии фирмы изменчива. Наличие обратных связей между портфелем стратегических контрактов и агрегированными локальными целями требует проведения постоянного мониторинга ситуации во внешней и внутренней сферах деятельности фирмы. По его результатам вносятся необходимые коррективы, как в миссию, так и в портфель стратегических контрактов, производится переоценка конкурентоспособности фирмы [5, c.243].

Можно выделить следующие этапы формирования экономической стратегии:

1) анализ нестабильности внешней среды фирмы и выбор вида стратегического управления, наиболее приемлемого для прогнозируемого уровня нестабильности в исследуемой перспективе;

2) анализ достигнутого уровня конкурентоспособности фирмы и выявление локальных стратегических целей, достижение которых позволит в условиях прогнозируемого уровня нестабильности внешней среды обеспечить фирме конкурентные преимущества;

3) выбор экономически наиболее эффективных средств достижения стратегических целей за счет усиления стратегиче­ского потенциала фирмы;

4) разработка и реализация стратегической программы технического и социального развития фирмы на планируемую перспективу, корректирование ее с учетом анализа "обратных связей".

Рыночная стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система: что и в каком количестве производить; как и какими средствами производить; для кого и когда производить.

Необходимо отметить некоторые особенности рыночной стратегии, отличающие ее от стратегического и краткосрочного управления производством.

Первая особенность состоит в том, что процесс выработки экономической стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый прирост уровня конкурентного статуса фирмы и, как следствие, - уровня ее конкурентных преимуществ.

Вторая особенность состоит в существенном отличии выбора и реализации оперативных (тактических) контрактов, полнота и надежность информации для которых значительно выше, чем полнота и надежность информации, имеющейся в распоряжении фирмы при выборе и подготовке стратегических договоров (трансакций).

Третья особенность выражается в существенном усилении роли обратной связи при выработке экономической стратегии.

Четвертая особенность рыночной стратегии заключа­ется в том, что на уровне стратегического планирования - в отличие от планирования на тактическом уровне - весьма трудно определить абсолютные (количественные) показатели полезности тех или иных стратегических решений.

В общем и целом, можно сказать, что стратегия - это совокупность правил и примеров, обеспечивающих достижение основных (главных) целей развития системы (экономического субъекта), тогда как рыночная стратегия – это разработка правил и примеров, обеспечивающих экономически эффективное достижение стратегических целей, а так же системы стимулирования к достижению стратегических целей.


ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

Рассмотрим производственные вопросы вновь создаваемого предприятия ООО «Архмясо», выпускающего мясные полуфабрикаты в г.Архангельске Архангельской области.

Основная цель создания предприятия – получение прибыли за счет производства и реализации ассортимента мясных полуфабрикатов, включающего в себя:

¾ порционные полуфабрикаты,

¾ мелкокусковые полуфабрикаты,

¾ рубленые полуфабрикаты,

¾ крупнокусковые полуфабрикаты.

Для реализации данного проекта необходимо три типа помещений: офисное, площадью 20 м2 (стоимость аренды 1 м2 составляет 7,8 тыс. руб. в год), производственное, площадью 48 м2 и складское, площадью 50 м2. Помещения берутся в аренду.

Расходы на аренду помещений и коммунальные расходы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Расходы на аренду помещений в год

№ п/п Наименование Площадь, кв.м. Период Стоимость, руб.
  Аренда офисного помещения   март-дек 130 000
  Аренда производственного помещения   апр-дек 72 000
  Аренда склада   апр-дек 54 000
ИТОГО     256 000

Технологический процесс осуществляется в соответствии с ТУ 9214-013-79036538-2009 «Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие кусковые охлажденные и замороженные» и соответствующей им технологической инструкцией, с соблюдением «Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов», ветеринарно-санитарных правил для предприятий мясной промышленности, утвержденных в установленном порядке.

На рисунке 2 представлена технологическая схема производства продукции.

Рисунок 2 – Технологическая схема производства бескостных полуфабрикатов

Преимуществом данного производства является довольно низкий уровень отходов. В процессе обработки мяса в продукцию теряется не более 6% основного сырья, то есть на 100 кг говядины или свинины будет получено 94 кг готовой продукции заданного ассортимента.

Для осуществления технологического процесса требуется комплект оборудования, в состав которого входят: камера охлаждения, столы технологические, столы рабочие, упаковщик вакуумный, шкаф шоковой заморозки, линия по производству фарша.

Основное оборудование, необходимое для организации производства, представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Затраты на закупку производственного оборудования

Наименование оборудования Количество, штук Стоимость, руб.
Кондиционер General AWHZ14L    
Стол с охлаждаемой поверхностью EPZX-120S    
Механизм для нарезания мяса на бефстроганов    
Машина для порционной нарезки МНS    
Машина упаковочная для запайки лотков Turbovac TPS Compact    
Упаковщик вакуумный Henkelman Marlin 52 II    
Шкаф морозильный для шоковой заморозки Skycold BF/BC 24-100 SH    
Камера быстрого охлаждения Skycold BC 990 SH    
Линия для производства мясного порционного фарша Vemag HPE + 982 + 801 + MMP 220    
Камера холодильная низкотемпературная Роlair КХН-2,94 с установленным моноблоком    
Камера холодильная среднетемпературная Polair КХН – 4,41 с установленным моноблоком    
Компрессорно-конденсаторный агрегат АК 4ДС5-YH    
Инвентарь (столы, тележки, этажерки, ножи, троллеи) -  
Весы    
Электроталь    
Итого - 1 470 000

Амортизация будет начисляться линейным способом. Нормативный срок службы оборудования – 82 месяца.

Ам = 1470000 /82 = 17 927 руб.

Оборудование позволяет обрабатывать до 15 тонн мяса в месяц, ООО «Архмясо» планирует перерабатывать до 10 тонн мяса в месяц (загрузка мощностей - 67%). При этом в первый год проекта планируются следующие объемы загрузки производственных мощностей (таблица 3).

Таблица 3 - Загрузка производственных мощностей в 2015 г. (по месяцам)

Месяц                        
Уровень загрузки, %                        

В дальнейшем, при расширении ассортимента и рынков сбыта планируется рост загрузки имеющихся мощностей до 100%.

Переменные расходы производства включают в себя стоимость основного и дополнительного сырья, коммунальные платежи, стоимость вспомогательных материалов. Расчет затрат на сырье представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Расчет стоимости основного сырья (загрузка мощности – 67%)

Наименование сырья Кол-во расходуемого сырья, кг в месяц Цена, руб. Стоимость сырья за месяц, руб.
Говядина охлажденная в полутушах      
Свинина охлажденная в полутушах      
Итого   -  

Помимо этого, для производства продукции необходимо дополнительное сырье:

1. Жир-сырец – (средний расход - 5% от массы мяса);

2. Хлеб пшеничный - (средний расход - 13% от массы мяса);

3. Панировочные сухари - (средний расход - 2% от массы мяса);

4. Лук - (средний расход - 3% от массы мяса);

5. Перец – (средний расход – 0,1% от массы мяса);

6. Соль – (средний расход – 0,5% от массы мяса).

Расчет представлен в таблице 5.


Таблица 5 - Расчет стоимости дополнительного сырья на 10 т основного сырья

Наименование сырья Кол-во расходуемого сырья, кг в месяц Цена, руб. Сумма сырья за месяц, руб.
Жир-сырец      
Хлеб пшеничный      
Панировочные сухари      
Лук      
Перец      
Соль      
Итого - -  

Расходы по коммунальным платежам и расчет стоимости тары и вспомогательных материалов представлены таблице 6 и 7.

Таблица 6 - Расходы по коммунальным платежам

Наименование показателя Стоимость за ед, руб. Потребление в мес. (при загрузке 67%) Стоимость в мес, руб.
Расход воды, м³ 15,1    
Расход электроэнергии, т.кВт      
Плата за канализацию, м³      
Плата за вывоз мусора, м³      
Отопление, Гкал/ м2      
Горячая вода, Гкал/ м2      
Итого - -  

Таблица 7 - Расчет стоимости тары и вспомогательных материалов

Наименование Цена за ед. продукции, руб. Количество, потребляемое в месяц (при загрузке 67%) Сумма в месяц, руб.
Коробки картонные с полимерным покрытием, шт 2,5    
Пакеты полимерные, шт 8,9    
Лотки полимерные, шт 12,5    
Пленка барьерная термоусадочная, шт 8,5    
Итого - -  

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Форма организации бизнеса – общество с ограниченной ответственностью. Причины выбора данной формы собственности заключаются в следующем:

1. Простота учреждения и ведения бизнеса (не надо регистрировать выпуск акций и отчет о нём, отчитываться в органах по контролю за финансовыми рынками, как при выборе акционерного общества).

2. Возможность предусмотреть в Уставе ООО ограничений на принятие в общество новых участников, а так же на отчуждение участником своей доли третьим лицам.

3. Возможность формирования имущества ООО, в частности, за счёт вкладов участников, не являющихся вкладами в уставный капитал и не влияющих на размер долей участников в имущество ООО.

4. Отсутствие необходимости проводить эмиссию, так как ООО не выпускает акции.

5. Ответственность по обязательствам общества ограничена суммой вклада, т. е. учредитель рискует лишь в пределах стоимости внесенных им вкладов в уставной капитал общества, не рискуя при этом своим личным имуществом

У общества будет один учредитель со 100% долей в уставном капитале, составляющем 10 тыс. руб.

Набором персонала, в связи с открытием нового предприятия, занимается специалист по кадрам. Основными источниками информации при подборе кадров являются СМИ (объявления в газетах, сети Интернет).

На работу принимаются дипломированные специалисты с опытом работы или с предварительной стажировкой.

Организационная схема предприятия представлена на рисунке 3.

Генеральный директор осуществляет руководство работой предприятия, решает все финансовые вопросы, связанные с постоянной работой предприятия, а финансовые и организационные вопросы, касающиеся использования части прибыли и направлений развития предприятия решаются совместно с учредителями фирмы. Является председателем дегустационной комиссии.

Рисунок 3— Организационная структура предприятия

Главный бухгалтер ведет бухгалтерский учет фирмы, снимает кассу, совместно с менеджером подготавливает финансовые отчеты. Также осуществляет выплату зарплаты и операционные расчеты.

Начальник снабжения и сбыта осуществляет закупки по указанным ценам, осуществляет контроль качества выпущенной продукции, реагирует на отзывы из торговой сети; организует вопросы по качеству продукции.

Технолог осуществляет организацию работы всех сотрудников производственного отдела. Несет ответственность за качество продукции и отдельных видов дополнительного сырья, за технологическое обучение и контроль технологических процессов производства, корректировку технологий, также отвечает за разбирательства по несовершенству технологий. Он играет решающую роль в процессе премирования персонала производства и на дегустации продукции.

Также на предприятии необходимо наладить действенную систему безопасности и охраны труда, предполагающее строгое соблюдение правил техники безопасности. Ответственный за охрану труда и технику безопасности – специалист по кадрам и технике безопасности.

Обслуживающий персонал производства осуществляет контроль работы оборудования, соблюдение правил эксплуатации оборудования.

Технический персонал следит за чистотой производственных и непроизводственных помещений предприятия, а также уборку принадлежащей территории.

Рабочий день на предприятии длится 8 часов (1 смена), планируется применять повременную оплату труда для АУП, для производственных рабочих фонд оплаты труда включает так же процент (5%) от достигнутого объема производства в месяц.

Расчет основной суммы заработной платы представлен в таблице 8.

Таблица 8 - Фонд оплаты труда

Наименование должности Количество штатных единиц, чел. Размер долж­ностного оклада, руб. Районный коэффициент и северная надбавка (1,7) Месячный фонд зар­платы, руб. Годовой фонд зар­платы, руб.
Административно-управленческий персонал (АУП)
Директор          
Бухгалтер          
Специалист по кадрам и ТБ          
Маркетолог          
Технолог          
Торговый представитель          
Производственный персонал
Мастер          
Рабочие цеха          
Кладовщик          
Водитель - экспедитор          
Грузчик          
Уборщик          
Итого:   - -    

Величина расходов на оплату труда составляет 317 тыс. руб./мес.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: