Эволюционизм, его основные положения

Доминирующая концепция общественного развития в конце Х1Х-начале XX вв. опиралась на понятие «эволюция «.

Человеческая культура в соответствии с этими научными взглядами рассматривалась как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общественное целое, к их природному окружению.

Сторонники эволюционизма стремились выявить общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали

идеи прогресса и закономерности в истории. Для эволюционистского объяснения общественного развития были характерны:

1.Идея психического единства человека и единообразия развития культур;

2.Прямая однолинейность развития культур – от простого к сложному;

3.Обязательность выделения стадий развития для всех обществ;

4.Идея общественного прогресса – эволюция доминирует над регрессией.

Льюис Генри Морган (1818 — 1881) – американский этнограф, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Он в основных своих трудах

утверждал идею всеобщности прогрессивного развития общества, которое в своем развитии проходит три исторические стадии:

1.Дикость:

низшая ступень (жили на деревьях);

средняя ступень (рыбная пища);

высшая ступень (изобретение лука и стрел).

2. Варварство:

низшая ступень (гончарный круг); средняя ступень (приручение животных, возделывание растений); высшая ступень (плавка железа). 3.Стадия Цивилизации связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д. Английский ученый Эдуард Тейлор (Тайлор) (1832 -1917) Он исходил из того, что в развитии культуры действуют естественные и только естественные причины. Эволюционизм-это первая стройная концепция развития человека и его культуры. Недостатки: биологизация явлений; непонимание значения качества своеобразия отдельных этапов истор пути.

Преимущества: стремление к гуманизму. Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов XX столетия благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма сохранились основные постулаты традиционного эволюционизма, но вместо идеи однолинейного развития культуры, неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции, таких как теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или историю, а на конкретные науки, непосредственно имеющие дело с социальными изменениями. Это такие дисциплины, как палеонтология, археология, этнология и историография. Приверженцы: лесли уайт, джулиан стюарт, джерард ленски, Васильев, коротаев и крадин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: