Проблема этничности в отечественной этнологии

Практически одновременно с другими странами началось изучение проблемы этничности и в отечественной этнологии. В первой половине 1970-х гг. были предприняты первые попытки социально-психологического анализа этнокультурной реальности, как на уровне общности, так и на личностном уровне. Тогда было положено начало исследованию этнокультурных установок личности, автостереотипов, национальных чувств людей и т.д. Наиболее успешными в этом направлении были исследования Л.М. Дробижевой, А.Ф. Дашдамирова, М.Н. Губогло. Согласно их представлениям, в процессе культурной социализации человек оказывается включенным в соответствующее этническое бытие, представляющее собой сложную систему национальных традиций, обычаев, привычек, ценностей и идеалов. В этой специфической этнокультурной среде формируются его знания, привычки, навыки, ценностные ориентации, интересы, убеждения и т.д. В совокупности эти формы этнокультурного сознания обусловливают этническую направленность отношения к окружающему миру и восприятию его в соответствии с традициями национальной принадлежности. “Этничность, - полагает Дробижева, – это не только этническая идентичность, этническое самосознание людей, но и реальное следование этноспецифическим формам поведения, особенностям в видении и восприятии мира, в жизненных ориентациях” (Дробижева Л.М. Этнический фактор в жизни российского общества к середине 90-х годов // Конфликтная этничность и этнические конфликты: сб. статей; отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 1994. С. 9.).

В современной отечественной этнологии понятие “этничность” интерпретируется по-разному, в зависимости от принадлежности ученого к той или иной исследовательской ориентации. По нашему мнению, наиболее убедителен методологический подход, согласно которому представления об этничности вырабатываются реально существующими группами людей, занимающими относительно обособленное положение в окружающей их природной и культурной среде. В то же время человек как существо коллективное обладает “инстинктом коллективности”, ядром которого является представление о родственных связях. Вследствие этого коллективы и общности людей, объединенные внутренним родством, обычно становятся самыми значимыми в жизни человека. Именно такие общности издавна становились основной формой коллективной борьбы за существование и сохраняют свое значение даже в современных условиях, при реальной угрозе со стороны других общностей могут проявиться в полную силу.

Идеи общности происхождения и исторической судьбы своего этноса воспроизводятся в процессе социализации (“этнизации”) молодого поколения, определяя его связь с “родными” людьми, от которых можно ожидать помощи, и отделяя от “чужих” (“неродных”), которые могут принести вред. В истории многократно предпринимались попытки по распространению идей христианского космополитизма или мирового интернационализма, но они были противоестественны и поэтому безуспешны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: