В методологии науки теория рассматривается как высшая форма научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты
1. исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);
2. базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;
3. логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории
4. множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.
Структурные компоненты теории имеют различное происхождение — эмпирические основания получены при обработке результатов экспериментов и наблюдения, базисные постулаты являются результатом обобщений, не основаны
на эмпирике, правила логического вывода являются производными метатеории. Для психологии метатеорией становится философская или общенаучная методология. Теоретическое знание производно от исходной эмпирической основы и логики теории. Структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической схемой, которая конкретизируется применительно к частным областям знания в виде частных теоретических схем. По словам В. С. Степина, «...в основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы будем называть фундаментальной теоретической схемой. Исходные признаки ее абстрактных объектов и их главные отношения всегда характеризуют наиболее существенные черты исследуемой в теории предметной области. Фундаментальная теоретическая схема может рассматриваться в качестве весьма абстрактной модели изучаемых в теории взаимодействий. Она выявляет структурные особенности таких взаимодействий, фиксируя в познании их глубинные существенные характеристики» Сказанное относится, прежде всего, к естественным наукам, но В. С. Степин усматривает ту, же самую закономерность и в социальных науках, и в наиболее «мягких», по его выражению, формах гуманитарного знания — литературоведении, музыковедении, искусствознании. Как и в естественных науках, в этих отраслях знания просматривается та же закономерность — ученый конструирует теоретическую схему, с помощью которой анализирует изучаемое произведение.
|
|
Эта закономерность отчетливо видна и в психологических теориях. Во всей истории психологии как самостоятельной науки, начиная с Вундта, можно найти в основе психологических теорий фундаментальные схемы, элементы которых являются идеальными объектами, результатами научной абстракции. Хорошо известная трехуровневая структура деятельности, по А. Н. Леонтьеву, является фундаментальной схемой в созданной им теории деятельности. В некоторых случаях авторы специально подчеркивают, что объекты в их теориях носят идеализированный характер, являясь (добавим от себя) элементами теоретической схемы. Например, К. Роджерс говорит о безусловно позитивном отношении как принципе клиент-центрированной психотерапии, что это теоретическая абстракция наподобие идеального газа в физике. Частной по отношению к этой фундаментальной схеме является реализация этого принципа в практике групп встреч.
|
|
Итак, теоретическое знание в науке, в том числе и в психологии, бывает нескольких видов: теории, законы, закономерности, модели, классификации, типологии. Один из простейших видов теоретического знания — типологии. Именно такое теоретическое знание, по Дж. Келли, человек формулирует для себя на протяжении всей жизни, решая различные жизненные задачи. Конструкт, по Келли, не что иное, как простейшая дихотомическая типология, построенная на некотором основании, имеющем два полюса-антонима. Однако не следует думать, что создание типологии — второсортная теоретическая работа. Некоторые теоретические исследования, результатом которых является создание типологии, представляют собой сложную теоретическую работу или значительное эмпирическое исследование, направленное на выявление тех параметров, которые могут стать основанием для классификации. Удачные классификации прочно входят в психологическую науку. Как пример можно назвать типологию переживания, созданную Ф. Е. Василюком на основе глубокого теоретического анализа.
Основанием для классификации могут стать житейские и профессиональные наблюдения. В этом случае типология создается как эмпирическое обобщение. Обобщения такого вида не имеют оснований в виде теоретических конструктов, по которым классифицированы объекты. Примеров можно привести достаточно много, особенно из психологии семейных отношений и семейной психотерапии. Эта область психологии, в силу своей специфики, является в своем роде заповедником эмпирических обобщений и теорий ad hoc.
Примером эмпирических обобщений могут быть типологии семей, нуждающихся в помощи семейного терапевта. Яркий пример теории ad hoc «теория супружеской неверности» Э. Аронсона. Однако от эмпирических обобщений возможен переход к теоретическим обобщениям и соответственно создание типологий, основанных на теоретических конструктах.
Автор неоднократно проводил со студентами на занятиях по методологическим проблемам психологии такое упражнение. Предлагается выбрать человеческое качество, о котором у любого человека есть некоторое представление, но в терминах психологии это качество пока недостаточно осмыслено и не существует психологических типологий людей, обладающих данным качеством. Среди таких качеств можно назвать доброту, порядочность, справедливость, рассудительность и т. д.
Возьмем в качестве примера доброту как черту, проявляющуюся во взаимоотношениях человека с другими людьми. Предлагается дать определение доброты, сказать, какого человека можно назвать добрым. Проанализировав несколько определений, данных, что называется, навскидку, можно выделить те качества, которые постоянно называются как атрибуты доброты. Например, добрый человек — тот, кто делает другим добро, не надеясь на выгоду, тот, кто благожелателен к другим людям, не сделает ничего дурного тому, кто не вызывает у него симпатию. Наиболее близким к этим определениям конструктом, который операционализирован в психологии, является дружелюбие по соответствующей двухполюсной шкале опросника Т. Лири. Антиподом дружелюбия, по Т. Лири, является враждебность, что также согласуется с обыденно-житейскими представлениями. Таким образом, один из факторов, образующий типологию, найден. Другие факторы определяются весьма умозрительно. Это могут быть, например, доминирование — подчинение, которые также представлены в опроснике Т. Лири в виде одного из параметров, и доминирующая функция сознания — мышление или чувства по Юнгу. Получившуюся типологию можно представить в виде трехмерного пространства, в котором имеются три измерения: дружелюбие — враждебность, доминирование — подчинение и мышление — чувства как доминирующая функция сознания.
|
|
Следует подчеркнуть, что приведенный пример является условным и в реальных научных исследованиях параметры для типологизации изучаемых объектов так не выделяют. Параметры могут быть выделены путем теоретического анализа предшествующих исследований по данной проблеме. Другой путь для выделения искомых параметров — эмпирическое исследование, которое может быть проведено с помощью психосемантических методов или на материале сочинений на тему об изучаемом объекте. Обычно в таком исследовании принимает участие очень большая выборка испытуемых. Высказывания испытуемых об изучаемом объекте обрабатываются при помощи факторного анализа, что позволяет выделить искомые факторы, на основе которых может быть построена типология. В основе такого исследования — исходное допущение о том, что типологизация изучаемых объектов возможна на основе факторов, выделенных из языка, который рассматривается в данном случае как отражение обыденного сознания. Примерно таким путем были получены некоторые известные теоретические модели личности, были выделены три параметра родительского отношения к ребенку и создана трехмерная типология, похожая на рассмотренную нами. В исследовании В. В. Столина и А. С. Спиваковской исходные параметры для типологизации были выделены на основе контент-анализа и факторизации данных сочинений «Мой ребенок», написанных родителями, и результатов по методике неоконченных предложений. Созданная на основе трех параметров («симпатия — антипатия», «уважение — неуважение», «близость — отдаленность»), стала достаточно известна и используется для анализа родительско-детских отношений.
|
|