Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни

В методологии науки теория рассматривается как высшая форма научного знания. Каждая теория включа­ет в себя следующие основные компоненты

1. исходную эмпирическую основу (факты, эмпири­ческие закономерности);

2. базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые опи­сывают идеализированный объект теории;

3. логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории

4. множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

Структурные компоненты теории имеют различное происхождение — эмпириче­ские основания получены при обработке результатов экспериментов и наблюдения, базисные постулаты являются результатом обобщений, не основаны
на эмпирике, правила логического вывода являются производными метатеории. Для психологии метатеорией становится философская или общенаучная ме­тодология. Теоретическое знание производно от исходной эмпирической основы и логики теории. Структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической схемой, которая конкретизируется применительно к частным областям знания в виде частных теоретических схем. По словам В. С. Степина, «...в основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы будем называть фундаментальной теоретической схемой. Исходные признаки ее абстрактных объектов и их главные отношения всегда характеризуют наиболее существенные черты исследуемой в теории предметной области. Фундаментальная теоретическая схема может рассматриваться в качестве весьма абстрактной модели изучаемых в теории взаимодействий. Она выявляет структурные особенности таких взаимодействий, фиксируя в познании их глубинные существенные характеристики» Сказанное относится, прежде всего, к естественным наукам, но В. С. Степин усматривает ту, же самую за­кономерность и в социальных науках, и в наиболее «мягких», по его выражению, формах гуманитарного знания — литературоведении, музыковедении, ис­кусствознании. Как и в естественных науках, в этих отраслях знания просматривается та же закономер­ность — ученый конструирует теоретическую схему, с помощью которой анализирует изучаемое произве­дение.

Эта закономерность отчетливо видна и в психоло­гических теориях. Во всей истории психологии как самостоятельной науки, начиная с Вундта, можно найти в основе психологических теорий фундамен­тальные схемы, элементы которых являются идеаль­ными объектами, результатами научной абстракции. Хорошо известная трехуровневая структура деятель­ности, по А. Н. Леонтьеву, является фундаменталь­ной схемой в созданной им теории деятельности. В некоторых случаях авторы специально подчеркива­ют, что объекты в их теориях носят идеализирован­ный характер, являясь (добавим от себя) элементами теоретической схемы. Например, К. Роджерс говорит о безусловно позитивном отношении как принципе клиент-центрированной психотерапии, что это теоретическая абстракция наподобие идеаль­ного газа в физике. Частной по отношению к этой фундаментальной схеме является реализация этого принципа в практике групп встреч.

Итак, теоретическое знание в науке, в том числе и в психологии, бывает нескольких видов: теории, за­коны, закономерности, модели, классификации, ти­пологии. Один из простейших видов теоретического знания — типологии. Именно такое теоретическое знание, по Дж. Келли, человек формулирует для себя на протяжении всей жизни, решая различные жиз­ненные задачи. Конструкт, по Келли, не что иное, как простейшая дихотомическая типология, построен­ная на некотором основании, имеющем два полю­са-антонима. Однако не следует думать, что создание типологии — второсортная теоретическая работа. Некоторые теоретические исследования, результа­том которых является создание типологии, представ­ляют собой сложную теоретическую работу или зна­чительное эмпирическое исследование, направлен­ное на выявление тех параметров, которые могут стать основанием для классификации. Удачные клас­сификации прочно входят в психологическую науку. Как пример можно назвать типологию переживания, созданную Ф. Е. Василюком на основе глубо­кого теоретического анализа.

Основанием для классификации могут стать жи­тейские и профессиональные наблюдения. В этом случае типология создается как эмпирическое обобще­ние. Обобщения такого вида не имеют оснований в виде теоретических конструктов, по которым класси­фицированы объекты. Примеров можно привести достаточно много, особенно из психологии семейных отношений и семейной психотерапии. Эта об­ласть психологии, в силу своей специфики, является в своем роде заповедником эмпирических обобще­ний и теорий ad hoc.

Примером эмпирических обобщений могут быть типологии семей, нуждающихся в помощи семейно­го терапевта. Яркий пример теории ad hoc «теория супружеской неверности» Э. Аронсона. Однако от эмпирических обобщений возможен переход к теоре­тическим обобщениям и соответственно создание ти­пологий, основанных на теоретических конструктах.

Автор неоднократно проводил со студентами на занятиях по методологическим проблемам психоло­гии такое упражнение. Предлагается выбрать челове­ческое качество, о котором у любого человека есть некоторое представление, но в терминах психологии это качество пока недостаточно осмыслено и не су­ществует психологических типологий людей, облада­ющих данным качеством. Среди таких качеств можно назвать доброту, порядочность, справедливость, рас­судительность и т. д.

Возьмем в качестве примера доброту как черту, про­являющуюся во взаимоотношениях человека с другими людьми. Предлагается дать определение доброты, ска­зать, какого человека можно назвать добрым. Проана­лизировав несколько определений, данных, что на­зывается, навскидку, можно выделить те качества, которые постоянно называются как атрибуты добро­ты. Например, добрый человек — тот, кто делает дру­гим добро, не надеясь на выгоду, тот, кто благожела­телен к другим людям, не сделает ничего дурного тому, кто не вызывает у него симпатию. Наиболее близким к этим определениям конструктом, который операционализирован в психологии, является дру­желюбие по соответствующей двухполюсной шкале опросника Т. Лири. Антиподом дружелюбия, по Т. Лири, является враждебность, что также согласует­ся с обыденно-житейскими представлениями. Таким образом, один из факторов, образующий типологию, найден. Другие факторы определяются весьма умо­зрительно. Это могут быть, например, доминирова­ние — подчинение, которые также представлены в опроснике Т. Лири в виде одного из параметров, и доминирующая функция сознания — мышление или чувства по Юнгу. Получившуюся типологию можно представить в виде трехмерного пространства, в кото­ром имеются три измерения: дружелюбие — враждеб­ность, доминирование — подчинение и мышление — чувства как доминирующая функция сознания.

Следует подчеркнуть, что приведенный пример является условным и в реальных научных исследо­ваниях параметры для типологизации изучаемых объ­ектов так не выделяют. Параметры могут быть выделе­ны путем теоретического анализа предшествующих исследований по данной проблеме. Другой путь для выделения искомых параметров — эмпирическое ис­следование, которое может быть проведено с помо­щью психосемантических методов или на материале сочинений на тему об изучаемом объекте. Обычно в таком исследовании принимает участие очень боль­шая выборка испытуемых. Высказывания испытуе­мых об изучаемом объекте обрабатываются при по­мощи факторного анализа, что позволяет выделить искомые факторы, на основе которых может быть по­строена типология. В основе такого исследования — исходное допущение о том, что типологизация изуча­емых объектов возможна на основе факторов, выде­ленных из языка, который рассматривается в данном случае как отражение обыденного сознания. Пример­но таким путем были получены некоторые известные теоретические модели личности, были выделены три параметра родительского отношения к ребенку и создана трехмерная типология, похожая на рассмотренную нами. В исследовании В. В. Столина и А. С. Спиваковской исходные параметры для типологизации были выделены на основе контент-анализа и факто­ризации данных сочинений «Мой ребенок», напи­санных родителями, и результатов по методике нео­конченных предложений. Созданная на основе трех параметров («симпатия — антипатия», «уважение — неуважение», «близость — отдаленность»), стала до­статочно известна и используется для анализа родительско-детских отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: