Методы практической психологии (психологической практики)

Практическая психология в наиболее распространенном ее понимании представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер — здравоохранения, образования, производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: медицинская, педагогическая, инженер­ная (труда), спортивная, юридическая и т.д. психология. Эти от­расли психологии называются прикладными. Таким образом, од­но из определений практической психологии — это понимание ее как прикладной дисциплины. Особенностью прикладных отраслей психологии является их ориентация на академическую исследовательскую психологию ес­тественнонаучного типа. Прикладные отрасли психологии заимствуют у академической психологии объективно-научные методы: наблюдение, экспери­мент, тесты, опрос и т.д. Другое понимание практической психологии связано с трак­товкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической дея­тельности, а создает особую сферу психологических услуг. Иначе говоря, психология формирует свою собственную психологиче­скую практику. Практическая психология как психологическая практика ориентирована не на исследование психики, сознания, а на ра­боту с психикой, с сознанием; на способы воздействия психолога на сознание другого человека, на систему его представлений о ми­ре других, самом себе; на его ценностные ориентации, на формы общения, характер взаимоотношений. В психологической практи­ке по сути непригодны те методы, которые используются в ака­демической психологии. Здесь нужны методы не исследования психической реальности, а практической работы с этой реально­стью. Такие методы в практике непосредственной работы с че­ловеческой субъективностью были найдены, апробированы и описаны. Еще одной особенностью психологической практики, отме­ченной ранее, является то, что человек в ней предстает целост­но, в единстве своих специфических процессов, качеств, способ­ностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать сово­купность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Методы психологической практики Психологическая практика по своим задачам, методам, фор­мам представляет собой многообразные виды практик. Основны­ми среди них являются психотерапия, психологическая консуль­тация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ори­ентирована на работу с представителями коммуникативных про­фессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующиеся в психологической практи­ке; их арсенал непрерывно пополняется. Основной формой психологической практики является пси­хотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различа­ют клиническую и личностно ориентированную психотерапию. Клиническая психотерапия — это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях. Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу со­действия пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения мето­дов клинической и личностно ориентированной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успехом использо­ваться и здесь, и там. Основой многих форм психотерапии, а также самой психо­логической практики стал психоанализ, разработанный З.Фрей­дом. Напомним, что психоанализ как способ работы с психологической реальностью у З.Фрейда применялся в форме психоло­гического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибоч­ных действий, невротических симптомов. Однако наиболее старым методом психотерапии, с кото­рого З.Фрейд начинал свою психотерапевтическую практику, является гипноз, или внушение. Гипноз — это временное со­стояние сознания, характеризующееся сужением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения пси­хотерапевтического эффекта. Как метод работы с пациентами гипноз используется в различных по своей ориентации школах психотерапии. Наибольшую популярность в современной психотерапии за­воевали групповые формы терапии и коррекции. Существует раз­личное наименование таких групп: «групповая терапия», «психокоррекционные группы», «группы встреч», «тренинг-группы» и др. Психокоррекционными группами называют небольшие времен­ные объединения людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения и рос­та. Потенциальное преимущество групповой терапии перед ин­дивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или пережи­вания с конкретными участниками группы. В процессе группо­вого взаимодействия происходит принятие ценностей и потреб­ностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение межличност­ных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируе­мой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспе­риментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участни­ки могут идентифицировать себя с другими и использовать уста­новившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения, на формиро­вание представления о себе. Группа может облегчить процесс са­мосознания и самооценки. Осознание самого себя начинается, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны, кото­рые лучше проявляются при групповой работе. Т-группы (группы тренинга) основаны К.Левиным. Он исхо­дил из убеждения, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит под воздействием других. Что­бы выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Эти группы ориен­тированы на: а) развитие умений для более эффективной орга­низационной (управленческой) деятельности; б) обучение участ­ников межличностному поведению и изучение процессов, про­исходящих в малых группах, сознанию вклада каждого участника в групповой процесс; в) выявление жизненных ценностей и раз­витие личности (группа сензитивности). В Т-группах выражена ориентация на применение научно-психологических знаний и объективных методов. Группы встреч ориентированы на личностный рост участни­ков, на их самовыражение и самораскрытие. Один из лидеров движения групп встреч У.Шутц так определяет ключевое поня­тие: «Встреча есть способ установления отношений между людь­ми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического «Я», ответственности, внимания к чувствам, ориентации на принцип «здесь и теперь». Группы встреч реализуют на практике основные положения гуманисти­ческой психологии. Выдающимся теоретиком и практиком дви­жения групп встреч является К.Роджерс. Он разработал «клиент-центрированную психотерапию», или недирективную терапию. Терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный мо­мент ситуативными конфликтами в группе. Терапевт рассматри­вается не столько как специалист, лечащий клиента, сколько в качестве равного партнера. Методики и упражнения, используе­мые терапевтом, приводят участников встречи к эмоционально­му познанию собственной жизни, к самоосознанию, способству­ют их психологическому развитию. Гештальттерапия была создана Ф.Перлзом. В отличие от Т-групп и групп встреч, которые вовле­кают в работу всех членов групп и по­ощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия по способу работы представляет собой договорное обще­ние группового лидера и отдельного участника. Один из участников группы добровольно соглашается стать пациентом и работать с терапев­том. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и кли­ента. Каждый член группы, наблюдая за поведением работающе­го пациента, начинает лучше понимать себя и собственные про­блемы. Предполагается, что наблюдение само по себе способст­вует изменению личности. Психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Психодрама отражает актуальные проблемы клиента, которые становятся содержанием разыгры­ваемых сцен. Психодрама основывается на предположении, что изучение чувств, формирование новых отношений и моделей по­ведения более эффективно при использовании действий, реаль­но приближенных к жизни по сравнению со словесным обсужде­нием проблем. Основателем психодрамы является Я.Морено. В качестве основного метода в психодра­ме используется ролевая игра. Испол­няя роли в психодраме, индивид твор­чески работает над личностными про­блемами и конфликтами. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспери­ментирует с теми значимыми для него ролями, которые он игра­ет в реальной жизни. Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участ­ников с собственным телом, на расширение сферы сознания Ин­дивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследова­ние того, как потребности, желания и чувства кодируются в раз­ных телесных состояниях, на обучение разрешению конфликтов в этой области. Ключевым понятием телесной терапии является понятие энергии: тело здесь воспринимается через протекающие в нем энергетические процессы. Для участников группы опти­мальное отношение к телу означает развитие спонтанного тече­ния энергии, охватывающего весь организм. Энергетический за­пас у людей различен: некоторые люди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают небольшим уровнем энергии. Телесная терапия направлена на повышение их энергетического уровня. Невротики расходуют большую часть своей энергии на включе­ние механизмов психологической зашиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих мыслей, чувств, внешних со­бытий, Определенные дыхательные упражнения для поощрения течения энергии могут помочь снизить повышенную эмоцио­нальную возбудимость. Телесные терапевты утверждают, что сво­бодно текущая естественная жизненная энергия является осно­вой функционирования здоровой личности. В группах танцевальной терапии танец служит коммуника­цией посредством движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использование возможностей тела для повыше­ния физического и эмоционального здоровья, повышение само­оценки путем развития более положительного образа тела, со­вершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта груп­повой работы. Танцевальный терапевт создает в группе благо­приятную эмоциональную среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов груп­пы и расширением репертуара движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размеще­ние, управление и движение в пространстве. Фундаментальным для танцевальной терапии являются взаимоотношения между те­лом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность. Терапия искусством как метод основывается на предположе­нии, что внутренние переживания, трудности, конфликты чело­века имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусст­ве: рисовании, лепке, аппликации и т.п. Терапия искусством не­заменима для пациентов, у которых затруднено словесное выра­жение мыслей и чувств в общении с терапевтом, она может слу­жить способом освобождения от конфликтов и сильных пережи­ваний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощу­щения собственной личностной ценности и повышения художе­ственной компетентности. Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и направлены на обучение приспособительным умени­ям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями. Терапевты имеют дело непосредственно с поведен­ческими проблемами и не касаются внутренних, психологиче­ских причин неуспешного поведения. Целью групп тренинга умений является развитие такого поведения, которое рассмат­ривается как желательное либо членом группы, либо обществом в целом. Группы стараются помочь участникам выработать и развить важнейшие эмоциональные и межличностные умения. К видам умений, которым обучают в группах, относятся: управле­ние тревогой, планирование карьеры, принятие решений, роди­тельские функции, коммуникативные умения и тренинг уверен­ности в себе. Особое место в психотерапии занимает логотерапия, создан­ная австрийским психологом и терапевтом В.Франклом. Его те­рапия основана на убеждении, что фун­даментальной потребностью человека является потребность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация смысла жизни является признаком под­линно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В.Франкл называет экзистенциальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотерапия есть тера­пия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить человеку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиен­тов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе лю­бая ситуация. Основной метод, которым пользуется логотерапевт, — метод диалога. С его помощью он побуждает пациента к открытию уникального личного смысла жизни.

7. Понятие парадигмы и научной революции по Т.Куну.

Историк науки американец Т. Кун (1922-1996) ввел целый ряд основополагающих понятий для описания закономерностей функционирования и развития науки.

Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

Такие образцы должны быть в достаточной мере беспрецедентны, чтобы привлечь на свою сторону сторонников из конкурирующих направлений, и в то же время достаточно открыты, чтобы новые поколения ученых могли найти для себя нерешенные проблемы любого вида. Это модели, из которых вырастают традиции научного исследования.

Ученые, деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила научной практики. В определенном смысле общепризнанная парадигма является основной единицей измерения для всех, изучающих процесс развития науки. Эта единица как целое не может быть сведена к ее логическим составляющим. Формирование парадигм является признаком зрелости научной дисциплины, т. е. показателем выхода дисциплины на стадию «нормальной науки». Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы.
Деятельность ученых в допарадигмальный период развития науки менее систематична и подвержена многим случайностям. Когда впервые создается синтетическая теория (зародыш, прообраз парадигмы), способная привлечь на свою сторону большинство ученых следующего поколения, прежние школы постепенно исчезают, что частично обусловлено обращением их членов к новой парадигме. Начальные этапы принятия парадигмы обычно связаны с созданием специальных журналов, организацией научных обществ, требованиями о выделении специальных курсов в университетах. Парадигмы укрепляются по мере того, как их использование приводит к более быстрому успеху, чем применение конкурирующих с ними способов решения острых исследовательских проблем.

Нормальная наука — стадия развития научного знания, на которой в основном осуществляются накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения решения проблем, которые ранее были затронуты лишь поверхностно.

Решение такого рода задач Т. Кун уподобляет решению головоломок, где также необходимо действовать в рамках строгих правил-предписаний. Поэтому проблемы нормальной (зрелой) науки в очень малой степени ориентированы на открытие новых фактов или создание новой теории. Действия в рамках строгих правил-предписаний не могут привести к созданию новых парадигм, что равнозначно революции в науке, т. е. радикальной смене системы правил-предписаний научной деятельности.

Открытия начинаются с осознания аномалий, т. е. с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания. Это приводит к расширению исследований в области аномалии. Возникает парадокс — как нормальная наука, не стремясь непосредственно к новым открытиям и намереваясь вначале даже подавить их, может служить инструментом, порождающим эти открытия. Ответ состоит в том, что аномалия может проявиться только на фоне парадигмы. Чем более точна и развита парадигма, тем более чувствительным индикатором для обнаружения аномалии она выступает. В определенной степени даже сопротивление изменению приносит пользу; оно гарантирует, что парадигма не будет отброшена слишком легко, что к изменению парадигмы приведут только аномалии, пронизывающие научное знание до самой сердцевины.

Но открытия не являются единственным источником деструктивно-конструктивных изменений парадигмы. Вторым источником ее банкротства становится постоянный рост трудностей в решении нормальной наукой своих головоломок в той мере, в какой она должна это делать. Как и в производстве, в науке смена инструментов (орудий труда) — это крайняя мера, которая применяется только при возникновении серьезных системных кризисов.

Экстраординарная наука — наука на стадии острого кризиса, когда аномалия ее развития становится слишком явной и признается большинством исследователей в данной области.

Любой кризис начинается с сомнения в парадигме и постепенного расшатывания правил нормального исследования. Ситуация начинает напоминать допарадигмальный период в развитии науки.

Кризис завершается одним из трех исходов:

1. нормальная наука может доказать свою способность разрешить проблему, породившую кризис;

2. большинством ученых признается, что проблема в ближайшей перспективе вообще не может найти своего решения и она как бы оставляется в наследство будущему поколению;

3. появляется новый претендент на роль парадигмы, и разворачивается борьба за «престол».

Но часто новая парадигма возникает (по крайней мере в зародыше) до того, как кризис зашел слишком далеко или был явно осознан. В других случаях проходит значительное время между первым осознанием крушения старой парадигмы и возникновением новой. В этот период наблюдается увеличение обращений за помощью к философии, бурное выражение недовольства состоянием дел, рефлексия фундаментальных положений науки — все это симптомы перехода от нормальной науки к экстраординарной.
Научная революция — это некумулятивные эпизоды развития науки, когда в результате кризиса старая парадигма замещается целиком или частично новой.

В изменениях такого рода Т. Кун усматривает много общего с революцией социальной. Именно в учении о природе и неизбежности научных революций автор наиболее глубоко расходится во взглядах с позитивистами, утверждавшими непрерывно накопительный характер развития знания и внеисторичность, незыблемость основных правил- предписаний и эталонов научного исследования. Научные революции приводят не только к радикальным изменениям взглядов на мир (перестройке картины мира), но и к изменениям самого мира, в котором живет человек.

Даже после утверждения на троне новой парадигмы сопротивление долго не прекращается. Отдельные ученые принимают новую парадигму по самым разным соображениям, в том числе лежащим вне сферы науки (например, культ солнца помог И. Кеплеру стать коперниканцем). Большую роль играют также эстетические факторы. Даже национальность и прежняя репутация новатора могут сыграть в этом процессе значительную роль. Обращение в новую веру будет продолжаться до тех пор, пока не останется в живых ни одного защитника старой парадигмы.

С точки зрения Т. Куна, прогресс науки не является строго поступательным. Он наиболее очевиден в периоды ее нормального (кумулятивного) развития. При смене парадигм число вновь открывающихся проблем обычно превышает число разрешаемых. Но именно открытие нового поля проблем обеспечивает дальнейшее движение вперед на очередном этапе существования нормальной науки уже в рамках новой парадигмы. Т. Кун также обращает внимание на то, что новизна ради новизны не является целью науки, как это часто бывает в других областях творчества. И хотя новые парадигмы редко или никогда не обладают всеми возможностями своих предшественниц, они обычно сохраняют огромное количество наиболее конкретных элементов прошлых достижений, открывая при этом возможности новых конкретных решений старых проблем.

Но можно ли считать, что с каждой научной революцией мы все ближе подходим к некоему полному, объективному, истинному представлению о природе? К положительному ответу на так поставленный вопрос Т. Кун относится скорее скептически просто потому, что такого абсолютного знания в принципе существовать не может. Но мы можем говорить о все большей сообразности инструментов и процедур исследования тому, что мы изучаем.

В заключение следует обратить внимание на особое значение понятия «научное сообщество» в подходе Т. Куна. «Парадигма — это то, что объединяет научное сообщество, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму». Вне конкретного научного сообщества понятие парадигмы теряет свой смысл. Таким образом, парадигмы не живут сами по себе; и когда говорят о переосмыслении в рамках той или иной парадигмы новых фактов или смене парадигм, имеется в виду реальная жизнь научного сообщества. Поэтому социология науки — неотъемлемый аспект логики развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: