Язык и речь. Виды и функции речи

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Основные направления современной психологии, методы психологии

2. Основные функции и структура психики

3. Сущность, структура личности,устойчивые характеристики личности

4. Закономерности формирования и виды человеческой деятельности, отличие отличие деятельности от поведения

5. Сущность и природа психических процессов

6. Основные психологические характеристики психических процессов

7. Устойчивые характеристики личности, свойства темперамента

8. Характеристики акцентуаций

9. Характеристики компонентов общения, кооперации с коллегами

10. Сущность процессов группообразования

11. Основы социально-психологического анализа процесса и результатов общения

12. Методы диагностики межличностных отношений

13. Принципы организации деятельности

14. Психологические основы принятия организационных решений

15. Психологические основы принятия управленческих решений

16. Способности и задатки. Развитие способностей. Способности и одаренность.

17. Понятия темперамента и характера: проблема их соотношения.

18. Определение и классификации эмоций. Основные функции эмоций.

19. Понятие о мотивах и мотивации. Функции мотива. Виды мотивов.

20. Личность и общение.

21. Характер и его формирование.

22. Понятие о бессознательном в психологии.

23. Виды мышления: основные критерии классификации и характеристика.

24. Интеллект, виды интеллекта, интеллектуальное развитие личности.

Язык и речь. Виды и функции речи.

Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического опыта, оформления мысли. Язык – всегда этническая принадлежность. Речь – конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков, проявляющийся в различных процессах речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком.

Речевые процессы делятся на активные и пассивные. Левый край ромба – ведущий. Правая сторона требует особой подготовленности.

Отличия языка от речи: 1) Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Если язык представляет собой определенную систему знаков и правил их преобразования, то речь - это реальный процесс оперирования языком. 2) Язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Если язык достаточно устойчив, стабилен, и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь предполагает динамику: использование и воспроизводство языка в живом речевом процессе является расширенным, порождая новые правила и законы.

3) Язык – система общественных значений, речь позволяет выражать индивидуальный смысл. Если язык есть система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе и результате которого понятия могут обретать различные конкретные смыслы. 4) Речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь и язык различаются по способам овладения ими: если языком (иностранным или ЭВМ) человек сначала овладевает теоретически, последовательно осваивая его условные связи, то речью (на родном языке) - практически, осуществляя ее даже без специального осознания языковых правил.

Виды речи: Речь жестов и звуковаяПисьменная и устнаяВнешняя и внутренняяДиалогическая и монологическая

1. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой речи жест играет некоторую роль. Язык жестов является как бы аккомпонементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет вспомогательное значение.

2. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен способности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), т.о. письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Письменная речь более безличная (деловая, научная). Однако она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, а в устной речи времени на шлифовку фраз нет.

3. Внешняя речь служит общению (хотя иногда человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя речь - это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления.

Особенности внутренней речи по сравнению с внешней: предикативность (опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

1. Монологическая речь – развернутая речь, в основе которой лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел. Диалогическая – беседа, обычно ситуативная.

Функции речи: Коммуникативная - основная функция (средство общения),; Эмоциональная - ею обязательно обладает “аффективная речь” (свойственна человеку и животным, служит для выражения эмоциональных состояний, психологического контакта с себе подобными. Она осуществляется с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое состояние, а не знаков, за которыми всегда стоят объекты внешнего мира.; Выразительная (включается в совокупность выразительных движений наряду с жестом, мимикой и др.); Номинативная (называющая, обозначающая),; Сигнификативная (обозначающая) - внутренняя сторона знака – значение; Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания); Интеллектуальная (обслуживает, формирует мышление); Планирующая, Регулирующая (регуляция действий).

(выразит) - (гностич): функции внешней речи, (интел) - (регулир): функции внутренней речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: