double arrow

Виды, структуры и функции культурологии

Виды культуры определяются предметной дея­тельностью человека. Деятельность человека приложима к природе, обществу и человеку. Следовательно, можно выделить виды культуры в соответствии с ос­новными направлениями человеческой деятельности.

Виды культуры по отношению к природе доста­точно многообразны. Выделяют культуру земледелия, природопользования, селекцию, а также другие спосо­бы воздействия человека на природную среду.

Виды культурной деятельности в обществе включают в себя культуру материального производства. На базе материального производства возникают обще­ственные виды культурной деятельности: культура непосредственной производительной деятельности, куль­тура управления производством и т.д.

Понятие "культура" в данном аспекте употребля­ется при характеристике исторических эпох (средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике об­ществ и регионов (европейская культура), при характе­ристике народов (русская культура).

Применяют это понятие и по отношению к от­дельным сферам деятельности и жизни (культура быта, музыкальная культура и т.д.).

Понятие культуры по отношению к отдельному человеку применяют к каждой человеческой способно­сти. Это воспитанность, нравственность, образован­ность и т.д.

Культуру как многоуровневую систему принято подразделять по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую культуру и национальные культу­ры.

Мировая культура - это синтез лучших достиже­ний всех национальных культур различных народов в их историческом развитии.

Национальная культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. В духовной сфере это вы­ражено в языке, литературе, музыке, религии и т.д. В материальной - в особенностях экономического уклада и других сферах жизни и деятельности человека.

В соответствии с конкретными носителями выде­ляют культуры социальных особенностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, семьи и т.д.).

По содержанию человеческой деятельности культуру подразделяют на материальную и духовную.

В материальную входят средства производства, орудия труда, средства потребления, способы практической деятельности, производственные отношения. В образном смысле, материальная культура – это «Культура, одетая в вещь».

Предметно-продуктивная грань материальной культуры - производственно-техническая культура, а технологическая грань - культура производства.

Материальная культура характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.

В качестве элементов материальной культуры выделяют орудия труда, технику и сооружения, производство, транспорт, предметы быта. Ведущая роль здесь принадлежит орудиям трудам. Каждая культурная эпоха отличается от другой не тем что производят, а какими орудиями труда производят.

К элементам материальной культуры относят навыки и приемы производственной деятельности.

Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества. Ее результаты – язык, новые идеи, знания, духовные ценности, а также отношения с людьми, возникающие в процессе духовного производства. Духовная культура находит свое выражение в науке, религии, искусстве, морали, праве и т.п.

Материальная и духовная культуры существуют в единстве: все материальное выступает как реализация духовного, а все духовное облачено в материальную оболочку. Материальная культура, являясь фундаментом жизни общества, играет основную роль.

Вместе с тем материальная и духовная культуры отличаются предметом, характером, средствами и результатом деятельности.

В современной научной литературе высказывается мнение о необходимости социальной культуры, характеризующей такие виды деятельности и ценности, как семья, общество, государство, развитие форм, общественного существования человека.

Выделяют физическую культуру. Это воспроизводство человека как биологического существа, развитие его тела и забота о здоровье.

Способ организации культуры как единого целого обусловлен её структурой. Выделим основные структурные элементы культуры. Основанием выделения является взаимосвязь культуры с уровнями сущности человека.

Первым структурным элементом является культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения и воспроизводства. Этот элемент культуры охватывает весь спектр непосредственной жизнедеятельности человека. Этот уровень культуры выступает, с одной стороны, как результат процесса становления и развития человеческой сущности, а с другой стороны – как предпосылка и условие осуществления и продолжения своей жизнедеятельности.

Вторым структурным элементом культуры явля­ется культура процесса производства, в котором изго­товление орудий труда приобретает значение особой социальной потребности.

В историческом процессе развития культуры производства выделяют специфические исторические эпохи, которые характеризуются определёнными типа­ми орудий труда и материалов, из которых они изготав­ливаются (палеолит, неолит, бронза и т.д.). По этим орудиям труда и характеру трудовой деятельности ста­ло возможным восстановить облик человека этих эпох и его целостность.

Третьим структурным элементом культуры явля­ется культура общественных отношений. Данный эле­мент культуры является сферой и показателем, характе­ризующим специфику производства и воспроизводст­ва человека. Это система способов, средств и результа­тов становления и развития человека.

Четвертым структурным элементом культуры яв­ляется культура общественного сознания, проявляю­щаяся в духовной жизни общества, в духовном мире знаний, культуре языка, мышления, общественно-психологических установок, в культуре идеологическо­го осмысления человеком своего места в жизни и т.д. Это духовная культура общества.

Пятым структурным элементом культуры являет­ся сфера творчества и свободы. Свобода есть высший уровень сущности человека. А способом ее существо­вания является творчество. Свобода и творчество стали обобщенным показателем и критерием уровня развития культуры.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общест­ва и человека.

Важнейшей функцией культуры можно назвать творческую деятельность человека. Действительное со­держание культуры составляет человек. Культура вы­ступает способом деятельности человека. Этим объяс­няется приоритетное значение этой функции. Данная функция является синтезирующей. В ней находят свое выражение все последующие.

Не менее важной является функция трансляции социального опыта. Это историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение. Кроме культуры общество практически не располагает никакими иными механиз­мами трансляции всего богатейшего опыта, накоплен­ного человечеством. Культура - есть историческая, соци­альная память человечества. Разрыв культурной преем­ственности означает потерю социальной памяти. Такой феномен называется манкуртизм.

Познавательная функция культуры выражается в трансляции социального опыта множества поколения людей, в способности накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможно­сти для его познания и освоения. Результаты познания передаются в виде опыта и житейской мудрости по­средством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. Следовательно, познавательная функция переходит в информативную. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каж­дое последующее опытом предыдущих. Чтобы быть культурным, человеку необходимо пройти, по словам Гете, "через все эпохи мировой культуры".

Обогащение культур происходит благодаря ин­формативной функции.

Наряду с указанными, выделяют регулятивную (нормативную) функцию культуры. Она связана с регу­лированием различных сторон, видов деятельности лю­дей. Средством реализации этой функции культуры яв­ляются нормативные системы морали и права.

Различают нормы-регламентации и нормы-ориентации, или нормы целеполагания. Эти нормы свя­заны с оценочной (аксиологической) функцией. Когда в обществе утрачивается представление о ценностях, то иссякает творческий импульс культуры. Культура, как система ценностей, формирует у человека определен­ные потребности и ориентации. По их уровню и качест­ву люди судят о степени культурности общества и че­ловека.

Наконец, выделяют семиотическую, или знако­вую функцию культуры. Эта функция действует в сфе­ре языка, устной и письменной речи, искусственных языков, а также в специфических языках науки, техни­ки, искусства, религии и т.д.

4. Главные подходы к изучению культуры,

цивилизация и культура

Культурология выработала три основных подхо­да в изучении культуры: антропологический, социоло­гический и философский.

Суть антропологического понимания культуры состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех куль­тур на земле. В соответствии с этим подходом любая культура, как и любой человек, уникальна и неповто­рима, являясь образом жизни отдельного человека или общества.

Наиболее характерные определения антрополо­гического понимания культуры следующие:[4]

Культура - это "способ существования человече­ства, подобно тому, как жизнь есть способ существова­ния протоплазмы" ("Германский философский сло­варь");

- "все, что создано человеком, будь то матери­альные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация" (Л. Бернард);

- "общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его естественному окруже­нию и экономическим потребностям" (К. Даусон);

- "вся полнота деятельности общественного человека" (А. Кребер).

При антропологическом подходе культура понимается очень широко и по содержанию совпадает со всей жизнью общества в его истории.

Социологический подход старается выявить специфические признаки понимания культуры. Культура здесь понимается как фактор организации и образова­ния жизни какого-либо общества. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношении и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обще­стве. При социологическом подходе культура рассмат­ривается так же, как механизм передачи социального опыта.

Вот некоторые определения культуры, характерные для социологического ее понимания[5].

Культура - это:

- "прочные верования, ценности и нормы пове­дения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта" (У. Бекет);

- "наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности" (В. Малиновский);

- "общий и принятый способ мышления" (К. Юнг).

Специфика философскогоподхода к культуре за­ключается в том, что при нем делаются попытки дойти до самой сути. Для этого используется философский анализ, т.е. мыслительная процедура, которая состоит в том, чтобы выразить изучаемый предмет в понятиях.

Философский подход позволяет путем анализа в жизни общества выделить некоторые черты, характери­стики, закономерности, представляющие основание культуры.

Философия имеет дело с пониманием. Поэтому философский подход к культуре не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение в их сущность. Культура при этом понимается как содержание или способ бытия общества.

Наряду с указанными выделяют аксиологический (ценностный) подход. Культура здесь выступает итогом всего многообразия деятельности человека, как сово­купность материальных и духовных ценностей. Соглас­но ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация ценностных целей. При аксиологическом подходе внимание акцентируется на понимании приро­ды ценностей, их происхождении и значимости.

При семиотическом подходе фиксируется в каче­стве ее сущностной характеристики внебиологический знаковый механизм передачи опыта.

Поскольку культура является общественным об­разованием, принципиально важно для ее понимания роль знаковых систем. Считается, что символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым подчеркивается, что культура имеет символически коммуникативную природу.

Культура не существует вне своего живого носи­теля - человека. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру че­ловеческого в человеке. Важнейшую роль в этом про­цессе играет социальное наследование. В обществе ка­ждое поколение получает наследие в виде опыта пред­шествующих эпох. Передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению назы­вается традицией.

Человечество в своей истории создало и накопи­ло общественное богатство. Способы овладения этим богатством характеризуют процесс культивизирования человека. А в этом процессе на первый план выходит воспроизведение деятельности по исторически задан­ным основаниям.

Процесс усвоения накопленного выражается в соответствующих понятиях: "схема", "алгоритм", "код", "матрица", "эталон", "стереотип", "норма" и "традиция". Все эти понятия выражают момент устой­чивости.

В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки и препятствия на пути дальнейшего развития культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться.

Традиции могут быть позитивными и негатив­ными. Время производит отбор традиций и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родите­лям, к женщине, являются всегда современными.

Культурная традиция есть то, что стабилизирует общество, обеспечивает воспроизводство прошлого в настоящем, дает возможность ныне живущим и дейст­вующим поколениям опереться на опыт прошлого.

Передающаяся от поколения к поколению система после­довательных правил деятельности является сущностью культуры.

Итак, устойчивая сторона культуры - это куль­турная традиция, благодаря которой происходит накоп­ление и трансляция человеческого опыта в истории.

Но у культуры, как у всякого диалектически раз­вивающегося процесса, наряду с устойчивостью имеет­ся новаторская сторона.

Единство традиции и обновления - единственная характеристика любой культуры. В современном обще­стве базисной ценностью является обновление, нова­торство.

Новаторство и обновление всегда связаны с творчеством. В творчестве культуры всеобщее органи­чески связано с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима. Творчество культуры предпола­гает включение нового в процесс исторического разви­тия. Культуросозидающая деятельность является ис­точником инноваций.

Но так как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отве­чающим гуманистическим идеалам культуры. В куль­туре существуют и прогрессивные тенденции. За ут­верждение передового и прогрессивного в культуре на­до бороться.

Вне культуры, представляющей собой целостную систему норм, смыслов, символов и ценностей, творче­ство хаотично и бесспорно. Но и культура вне творчества, вне созидательной активности немыслима.

Важнейшее значение в изучении культуры играют сочетание понятий «цивилизация» и «культура».

Понятие "цивилизация", как установил француз­ский языковед Э. Бенвенист, возникает в европейских языках в период с 1757 по 1772 год. Оно содержало в себе представление о новом образе жизни, сущностью которого были урбанизация и возрастание роли матери­ально-технической культуры. Возрастание роли пред­метной культуры в жизни общества связано с его цивилизационным развитием.

Понятие «цивилизация» появилось в тесной связи с понятием «культура». Вокруг определения понятий "культура" и "цивилизация" в мировой литературе по философии, этнографии, социологии, антропологии продолжают идти дискуссии. Ряд авторов в содержание культуры включают то, что у других входит в содержа­ние цивилизации. Не следует выпускать из виду и то, что в разных национальных языках они несут различ­ную нагрузку. Например, в немецком языке принято на­зывать культурой то, что во французском означает ци­вилизация.

Кстати, очень явственно можно наблюдать это различие и в бытовой лексике. Например, в том смысле, в каком по-русски используется слово "культурный" (культурное поведение, культурный отдых и т.д.) во многих других языках (романских) используется слово "цивилизованный".

Несмотря на сходство и даже тождество понятий «культура» и «цивилизация», они существенно отличаются по своей функциональной нагрузке.

В XVIII веке, когда понятие "цивилизация" стало входить в повседневный оборот, оно означало разум­ность, прогрессивность.

Понятие "цивилизация" происходит от латинско­го термина civitas, означающего город, горожане, го­родская община, государство. В контексте с такими по­нятиями, как общежитие, общественное благо, общест­венный договор, просвещение, культура, оно обрело новый смысл, характеризующий общественное состоя­ние, противоположное "естественному состоянию" и определяющее состояние общественного прогресса. В качестве критерия цивилизации утверждается идея об­щественного блага и совершенствование общественно­го состояния. Руководствуясь разумом, индивиды по­средством общественного договора вступают в граж­данское состояние для обеспечения и защиты своих ин­тересов, к которым просветители в духе своего времени относят жизнь, безопасность, свободу, собственность. Однако общественное состояние требует отчуждения естественных суверенных прав индивидов в пользу гражданского общества.

Объединение в гражданское общество, цивилиза­цию, дает, по словам Руссо, роду человеческому недося­гаемые преимущества по сравнению с другими "тварями" - индустрию, просвещение, культуру, спо­собные обеспечить его процветание, счастье и прогресс. Но Руссо вскрывает и противоречия в развитии цивили­зации. Он приходит к выводу, что вопреки логике Разу­ма гражданский союз в лице государств закрепил эко­номическое неравенство и политическое насилие. Ци­вилизация из условия благоденствия превратилась в бич народов, оковы тирании и рабства. И тем не менее Руссо обнаруживает не столько социальное неравенст­во, сколько усматривает в этом противоречии внутрен­ний источник развития цивилизации.

Руссо принадлежит заслуга в разведении понятий "цивилизация" и "культура". Дух, согласно Руссо, име­ет свои потребности, как и тело. Потребности тела, со­ставляющие основание общества, обеспечиваются ци­вилизацией посредством законодательства, государст­венного устройства, системы безопасности. Потребно­сти духа в самосовершенствовании призвана удовле­творять культура посредством искусств и наук.

Проблема соотношения цивилизации и культуры просматривается в трудах И. Канта. Культура, по Канту, есть цель, которую природа ставит себе в человеческом роде, но которую он достигает посредством цивилиза­ции. Цивилизация рассматривается как социальные ус­ловия реализации культуры.

Итак, французские философы-просветители, представители немецкой философской классики назы­вали цивилизованным общество, основанное на началах разума, общественного блага, справедливости, связы­вая, таким образом, представление о цивильности с правом, воспитанностью в противовес грубому, дикому состоянию.

Близкий смысл (к описанному) вкладывали в по­нятие цивилизации основоположники марксизма, обо­значая им следующую за варварством ступень общест­венного развития. В частности, Энгельс отмечал, что причина перехода к цивилизованному обществу коре­нится в разделении труда, вытекающем из него обмене между отдельными лицами и объединяющем оба эти процесса в товарном производстве.

Одновременно понятие «цивилизация» стало упот­ребляться для обозначения материального аппарата культуры, при этом к культуре относят сферу духовно­сти (идей), а к цивилизации - область результатов ма­териальной деятельности людей (вещей).

Развивая марксистское положение об опреде­ляющей роли способа производства в развертывании социальных, политических и духовных процессов, В.И. Ленин выдвинул и обосновал положение о мате­риальных основаниях культуры. Смысл этого положе­ния состоит в том, что он ориентирует на необходи­мость анализа объективных предпосылок культурной деятельности, без которых нельзя понять функциониро­вания и развития культуры в условиях любого типа ци­вилизации.

Другой подход к пониманию цивилизации связан с ее отождествлением с высоким (в сравнении с "туземными" народами) развитием материальной куль­туры на основе технического прогресса, уровнем куль­туры потребления материальных благ.

Здесь происходит разведение понятий «цивилиза­ция» (материальная культура) и собственно «культура», т.е. духовное развитие человека. При таком подходе цивилизация отличается от культуры, как ум и тело от души.

Классический способ понимания цивилизации (определенная ступень общественного развития) полу­чил наибольшее освещение в советской философской литературе, в то время как рассмотрение цивилизации в качестве своеобразного "тела" культуры стало домини­рующим в немарксистской культурологии (Н. Бердяев, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).

Согласно Шпенглеру, например, каждому куль­турному "организму" заранее отмерен определенный жизненный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

С взглядами Шпенглера перекликаются идеи А. Тойнби, который положил начало пониманию циви­лизаций как исторически ограниченных социально-культурных комплексов. Тойнби рассматривает исто­рию как "мозаику", составленную из отдельных циви­лизаций. Каждая цивилизация проходит в своем разви­тии стадии возникновения, роста, надлома и разложе­ния, после чего гибнет, уступая место другой. До на­стоящего времени, по Тойнби, сохранилось пять основ­ных цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Последовательная смена замкнутых социокультурных образований приводит, в конечном итоге, к некоторому духовному прогрессу во всей исто­рии человечества, который выражается в религиозной эволюции от примитивных анимистических верований через мировые религии к единой религии будущего.

Для некоторых направлений современной запад­ной философии характерно возрождение традиции, за­ложенной еще Ж.-Ж. Руссо. Так, французский антропо­лог Ж. Леви-Строс утверждает, что человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняет­ся, привнося с собой массу негативных последствий для человека. Он считает, что изобретение письменности, усложнение социальных структур, создание символиче­ских "оков культуры", связывающих свободные прояв­ления человеческого "я", привели к отчуждению чело­века не только от природы и общества, но и от самого себя. Человечество должно суметь вернуться к естест­венным формам психического соприкосновения с ми­ром, иначе его ждет гибель не только от неуправляемых технических изобретений, но и от психической напря­женности, от "культурной шизофрении", т.е. от смерти духовной.

С точки зрения марксизма, человек во многом находится в неосознанной зависимости от установив­шихся в обществе культурных (и других) стереотипов. Однако, степень этой зависимости исторически не воз­растает, а падает. Исторический оптимизм марксизма основывается на его социально-философском учении, видящем единственную возможность прорыва человека к своему истинному "я" в установлении соответствую­щих общественных отношений.

Итак, подытожим. Цивилизация - необходимая ступень развития почти у всех обществ. На этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие плоды или результаты культурной деятельно­сти.

Цивилизация - это преобладающее развитие и воздействие предметной культуры на общее развитие культуры в целом и на человека в частности.

Цивилизация, как синоним материальной культу­ры, выражается как достаточно высокая ступень овла­дения силами природы, которая несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достиже­нию материальных благ. Благотворное влияние, кото­рое оказало на общественную жизнь распространение науки и технических изобретений, не вызывает сомне­ния.

Но вместе с тем наука, техника, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета. Они не могут быть оценены как безусловно нравственные или как безус­ловно безнравственные; они нейтральны. Культурная значимость научных и технических достижений зависит от того, в каком ценностном контексте они использу­ются. Понятие «цивилизация» поэтому чаще всего связы­вается именно с этим культурно-нейтральным по своей внутренней природе развитием техники, производства, которые можно использовать в самых разнообразных целях. Понятие «культура», наоборот, максимально сбли­зилось с понятием «духовный прогресс».

Цивилизация - это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура - внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития.

Подводя общий итог сказанному, отметим, циви­лизация представляет собой социокультурное образова­ние. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры.[6]

Выводы

Культурология исследует результаты, способ усвоения и структуру культуротворческой деятельности людей.

Важнейшей задачей культурологии является анализ процессов и тенденций развития мировой культуры. Культурология дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Дадим определение:

Культура – это общественное явление, совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, принципов и способов освоения и использования их другими людьми.

Культура развивается в двух основных формах – в личностно-деятельной и в предметной.

Виды культуры определяются предметной деятельностью человека.

Структура культуры:

1) культура жизненных потребностей способов их удовлетворения и воспроизводства;

2) культура процесса производства;

3) культура общественных отношений;

4) культура общественного сознания;

5) сфера творчества и свободы.

Функции культуры: 1) творческая деятельность человека; 2) трансляции социального опыта; 3) познавательная; 4) информативная; 5) регулятивная (нормативная); 6) семиотическая или знаковая.

Культурология выработала три основных подхода в изучении культуры: антропологический, социологический и философский.

Важнейшее значение в изучении культуры играют сочетание понятий «цивилизация» и «культура».

Цивилизация – это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура – внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития.

вопросы для самоконтроля.

1. Является ли культурология наукой?

2. Существует более 1000 определений понятия «культура». Какое из них наиболее точно характеризует понятие «культура»?

3. Каковы виды и структура культуры?

4. Назовите основные функции культуры.

5. Каковы главные подходы в изучении культуры?


Лекция 2

 
 


План

1. Культура первобытного общества.

2. Культура Древнего Египта.

3. Культура Древней Месопотамии (Двуречье)

Об этой культуре мы можем судить лишь на ос­новании сохранившихся памятников. Мы никогда не узнаем, как люди называли друг друга, предметы, явле­ния природы, действия.

Понять этот период помогает изучение культуры различных племен Африки, Австралии, Океании, как бы "застрявших" на начальных ступенях развития челове­чества: их обряды, верования, орудия труда, виды хо­зяйственной деятельности приближенно соответствуют первобытному периоду. Культуру этих народов назы­вают "традиционной". В этом смысле можно сказать, что первобытная культура является исторически пер­вым ее типом. Вопрос о прародине человечества еще не решен. Последние открытия указывают на Африку, Южную Азию и даже Якутию. Накопление знаний об ископаемом человеке свидетельствует, что древнейшее человечество с самого начала существовало во множе­стве локальных форм в различных регионах земного шара и что все народы прошли через первобытный пе­риод. В пользу этого говорит удивительное совпадение мифологических представлений, сказок, легенд и дру­гих явлений фольклора.

1. Культура первобытного общества

Характерные черты первобытного общества:

- крайне низкий уровень производительных сил (исключает возможность получения прибавочного продукта);

- общинный тип собственности, присваивающий ха­рактер экономики (коллективный труд, уравнитель­ное распределение);

- отсутствие организованной власти, опирающейся на силу принуждения;

- преобладание родовых связей.

По социальному устройству первобытную куль­туру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху воен­ной демократии, т.е. идет движение от первобытного стада к соседской общине.

Познавательная деятельность человека разви­валась от частного к общему, от простейшего к более сложному и носила прикладной характер (развитие орудий труда и сфер деятельности).

Принято также разделение первобытного общества по материалу, из которого преимущественно изго­тавливались орудия труда и оружие.

Каменный век:

1. Палеолит (до 10 тыс. до н.э.):

- орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем, при неумении пока добывать его; основной способ пропи­тания - охота и собирательство, позднее - рыболовст­во;

- появление жилища;

- предпосылки появления членораздельной речи, эле­ментов ритуальной обрядности,

2. Мезолит (10 - 5 тыс. до н.э.):

- появление лука и стрел;

- приручение собаки;

3. Неолит (8-5 тыс. до н.э.):

- переход от присваивающего хозяйства к производя­щему ("неолитическая революция"), земледелие и ско­товодство;

- начало изготовления предметов потребления;

- возникновение оседлого образа жизни, изобретение способов добычи огня.

Медно-бронзовый век (конец 4 - начало 1 тыс. до н.э.):

- распространение орудий труда и оружия из меди и, далее, бронзы;

- появление кочевого скотоводства и поливного земле­делия;

- возникновение письменности и первых государств (Египет).

Железный (1 тыс. до н.э.):

- распространение металлургии железа, изготовление железных орудий труда и оружия;

- вытеснение меди железом, рост производительности труда.

Существуют и другие периодизации первобытно­го общества. В частности, американский историк и эт­нограф Морган в первобытном обществе выделил пе­риоды дикости, варварства и цивилизации.

Начиная с первобытного стада, формировались коллективная воля и мораль. Сначала - целесообразная взаимопомощь, затем - забота о слабых. Важно было сознание собственной общности - " мы" (групповое самосознание). Постоянно осуществлялись инициации (посвящения) - крайне жестокие обряды-пытки, кото­рым подвергались юноши (реже и девушки), достиг­шие половой зрелости. Инициации выполняли не толь­ко роль естественного отбора, но и социализирующую, воспитательную функцию.

Первобытная культура - синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решаю­щую роль в культурном процессе, охватывая всех лю­дей без разделения их на исполнителей и потребите­лей.

Универсальной формой духовной жизни перво­бытных людей являлась мифология как проявление языческого мировоззрения.

Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания.

Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству, а значит и соответствующее природное и социальное действие, регламентировалось, становилось священной нормой.

Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и другие. В мифологии синкретич­но были слиты культурные функции, разделённые впо­следствии в более развитых обществах между религи­ей, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д.

Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фети­шизма, а также магии, которая выступала средством общения с потусторонними силами и впоследствии стала монополией определенных лиц: магов, колдунов, шаманов и т.д.

Когда мы слышим слово "магия", оно ассоцииру­ется у нас с чем-то таинственным, мистическим. Но для первобытного человека всё было иначе. Для него не было резкой границы между естественным и сверхъестественным. Мир был един и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми.

По определению в современной литературе, маги­ей называются различные действия, цель которых по­влиять воображаемым сверхъестественным путём на окружающий мир.

Между тем, в полном смысле слова, сверхъесте­ственным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому - другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличает­ся от макромира и мегамира. Так что в определении магии ясно одно: магия, действительно, имеет целью повлиять на окружающий мир.

С того момента, когда человек стал обладать соз­нанием, он уловил наличие в мире причинных связей. Главной задачей магии было использование открытых человеком закономерностей для своих повседневных нужд и целей.

Возникновение искусства связано со способно­стью к абстрагированию, с трудовой деятельностью и необходимостью общения.

Первые памятники изобразительной деятельно­сти - гравированные узоры на камне, роспись пещер, рельефы и круглая пластика. Почти все сюжеты по­священы животным (зооморфизм), реже - человеку (антропоморфизм).

От палеолита к неолиту идет эволюция художе­ственных стилей (Ориньяк, Соллютре, Мадлен, Альта-мира и др.). Первые архитектурные сооружения перво­бытного общества - мегалиты (сооружения культового характера из огромных камней) - появились в эпоху бронзы. Существуют различные виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи.

Для первобытной культуры характерно отсутст­вие более или менее ясного представления о специфике человека, его качественного отличия от животных

(оборотни-полулюди-полузвери) и полное отсутствие представлений о личности отдельного человека.

Художественно-образное мышление являлось единственным средством духовного освоения мира.

2. Культура Древнего Египта

Заселение территории Египта восходит к эпохе палеолита. Из смешения разных племен к 4-му тыс. до н.э. образовался египетский народ. С постепенным пе­реходом к ирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становились более постоянными и долго­временными, этнический состав - более стабильным. Использование подневольного труда, расслоение об­щины привело к выделению родовой знати и превра­щению вождей в царьков. Возникали примитивные го­сударственные образования (номы), между которыми постоянно шла борьба за землю, скот и рабов. Основ­ные этапы развития истории Египта: додинастический период (4-е тыс. до н.э.); Древнее царство (32 - 24 вв. до н.э.); Среднее царство (21 в. - нач. 19 в. до н.э.); Но­вое царство (16 - 12 вв. до н.э.); Позднее время (Ив. -341 г. до н.э.).

В додинастический период организация управле­ния Египтом была простой - фараон был единствен­ным правителем государства. Он был верховным судь­ёй в мирное время и верховным главнокомандующим во время войны, одновременно являясь казначеем и верховным жрецом всех храмов. При жизни фараон почитался живым Богом; все представители правящей династии считались потомками Бога Солнца. По мере развития и усложнения социальной структуры общест­ва (имущественная дифференциация, социальная ие­рархия, появление городского населения) фараон стал назначать должностных лиц, на которых он возлагал часть государственных дел.

С объединения Нижнего и Верхнего Египта (3-е тыс. до н.э.) началась, так называемая, династическая эпоха (30 династий) до завоевания его в середине 1-го тыс. до н.э. персами. Страна превратилась в централи­зованную восточную деспотию (фараон - залог крепо­сти государства, отсюда его обожествление). Ведущая роль в социально-политической жизни принадлежала знати и жрецам. Рано возникшая письменность (иероглифы) вызвала появление особого сословия - писцов, которые играли немалую роль (занимали госу­дарственные и храмовые должности) в государстве.

Удачное географическое положение, относитель­ная замкнутость (узкая долина Нила, окруженная с за­пада и востока пустыней) наложили отпечаток на еги­петскую культуру, обусловив ее высокую стабильность и изолированность от иных цивилизаций того времени.

Экономической основой выступало земледелие (главным образом, возделывание пшеницы), животно­водство, садоводство и пчеловодство, а также судоход­ство (морское и речное), различные ремесла (изобретен гончарный круг), строительство (основной материал - обожжённый кирпич, а для монументальных сооружений - камень).

В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы (священное письмо). Религиозно-магические, медицинские, научные, литературные тек­сты, хроники и летописи, гимны и молитвы составля­лись и хранились в скрипториях ("домах жизни") при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц ("Тексты пирамид", "Книга мертвых", "Тексты сарко­фагов", "Мемфисский богословский трактат", "Речения Ипувера" и др.). Для литературных текстов, дошедших до нас, характерна анонимность, как и для других древневосточных литературных произведений.

Весьма значительными были достижения египтян в области математики и астрономии, (например, урав­нения с двумя неизвестными); впервые появились дробные числа и десятичная система исчисления; были известны арифметические и геометрические прогрес­сии; определены площадь круга и поверхности полу­шария; вычислен объем усеченной пирамиды; составлен солнечный календарь и знаки зодиака, сутки разде­лены на 24 часа. Возникновение математических и ас­трономических знаний было связано с потребностями земледелия и строительства. Источники дают сведения о развитии медицины, знаний по анатомии (установление роли кровеносной системы и мозга в ор­ганизме человека) и географии.

За свою долгую историю Египет прошел через древнейшие виды религиозных представлений, быто­вавших в Древнем мире. В египетской религии, как в никакой другой, был развит заупокойный культ. Мумифицирование покойников было распространено во всех слоях свободного населения и превратилось в своего рода отрасль промышленности. Характерной чертой религии выступает также культ животных, осо­бенно коровы и быка. Многие животные считались жи­вым воплощением богов и богинь. Изображения бо­жеств зачастую приобретали антропо- и зооморфные черты. В классовом обществе политеизм (переплетение различных культов - многобожие) сменился монотеиз­мом (выделение одного главного божества). Главным богом пантеона стал Ра - бог Солнца, рожденный из хаоса и победивший мрак. По древнеегипетской мифо­логии, он создал мир людей (из своих слез) и многих богов. Атон - бог - борец, его отождествляли с Ра, он стал воплощением заходящего солнца. Почётное место в египетском пантеоне занимал Осирис, как бог, обес­печивающий возрождение человека после смерти и вечную жизнь в загробном царстве, его жена (и сестра) Исида и сын Гор. Другие боги возвышались в зависи­мости от политической обстановки. Основные боги Древнего Египта: Амон - покровитель умерших; Анубис - бог умерших, покровитель некрополей; Бес - бог семьи и дома, веселья, одежды (особенно женского туалета); Тот - бог мудрости и счета; Нут - богиня не­ба; Сет - бог пустыни и грозы. Пантеон богов отражает земную иерархическую систему.

Необычайна и сложна мифология древних егип­тян. Они видели в мифах символическое описание сверхъестественных, потусторонних событий. В мифах объяснялись явления природы и смысл человеческого существования.

Они были тесно связаны с религиоз­ными представлениями, в них верили и считали, что от мифологических персонажей - богов - зависит судьба человека. Мифологические представления египтян за­печатлены в разнообразных религиозных текстах: в гимнах и молитвах богам, записи погребальных обря­дов на стенах гробниц.

В Египте искусство находилось на службе у фа­раона, выражая идею незыблемости власти обожеств­ленного правителя, что особенно ярко демонстрирует архитектура - ведущий для Египта вид искусства. Практически неограниченные ресурсы дешевой рабо­чей силы (рабы) и наличие материала (камень) позво­ляли воплотить сложную систему религиозных пред­ставлений и политической организации страны в гран­диозные сооружения - гробницы и храмы, построен­ные по заказу фараона и высшей знати, чиновников и жрецов. Самые знаменитые архитектурные памятники 1 - пирамиды (Джосера, Хеопса, Хефрена, Микерина), заупокойные храмы (Аменемхета III – «Лабиринт», Хатшепсут, Аменхотепа III), культовые храмы (Карнакский - храм Амона-Ра - главное святилище страны; Луксорский - второй по значению в стране). На возведение пирамид затрачивались огромные сред­ства. Так, самую большую пирамиду Хеопса в Гизе (146,6 м высотой, зодчий Химиун) строили одновре­менно 200 тысяч человек в течение 30 лет. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры и явились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. Форма пирамиды означала вечность, а соот­ношение граней олицетворяло Божественную гармо­нию Вселенной. Вокруг пирамиды располагался погре­бальный комплекс - заупокойные храмы. Египетская архитектура психологически подавляет человека, вы­зывая благоговение перед властью фараона. Стиль вы­ступает как средство увековечения всей системы ду­ховного и экономического порабощения народа.

Архитектуре подчинены и скульптура, и живо­пись. В зависимости от заупокойного культа развива­ется удивительное явление Древнего Египта - скульп­турный реалистический портрет (статуи царевича Рахотепа и его жены Нафрет, портреты Эхнатона, Нефер­тити, Тутанхамона и др.). Наивысший расцвет египет­ского портрета, рельефа, декоративно-прикладного ис­кусства приходится на "амарнский" период (правление Эхнатона). Прекрасное представление об искусстве этого периода дают памятники, найденные в 1922 году английским археологом Говардом Картером в единст­венной не разграбленной гробнице фараона Тутанха­мона.

В позднее время в результате междоусобиц и на­падений извне Египет то распадается на отдельные но­мы, то объединяется, и тогда возникают краткие пе­риоды расцвета культуры.

Когда Александр Македонский в 332 году до н.э. вступает в Египет, это воспринимается как освобожде­ние от персов, хотя именно вторжение греков означало конец культуры Египта и начало эллинистического периода. В 30-е гг. до н.э. Египет был присоединен к Ри­му. Несмотря на романизацию народ Египта сумел со­хранить свой язык, обряды и обычаи. Однако дни язы­ческой культуры Египта были сочтены.

Культурное наследие Египта чрезвычайно много­образно. Оно поражает своей неповторимостью, худо­жественным совершенством, глубиной содержания. В Египте были накоплены важнейшие практические зна­ния в области математики и астрономии. Сокровища египетской мысли оказались притягательными для многих греческих ученых, философов, государствен­ных деятелей, которые посещали Египет, чтобы при­общиться к этим знаниям и сделать их достоянием сво­ей культуры.

Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Многие библейские сюжеты непо­средственно связаны с древним Египтом.

Древнегреческая культура и цивилизация зало­жили основу для последующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.

3. Культура Древней Месопотамии

(Двуречье)

Месопотамская цивилизация - одна из древней­ших в мире. Две реки (Тигр и Евфрат) дали жизнь жар­ким равнинам Двуречья. Здесь на протяжении трех ты­сяч лет, сменяя друг друга, создавались и распадались различные государства: Шумер и Аккад (4-3 тыс. до н.э.), Ассирия и Вавилония (2-е тыс. до н.э.) и др. Месопотамия раз­вивалась параллельно с Египтом, но во мно­гом непохожа на него. В отличие от естественно замк­нутого пространства Египта, территория ее открыта для перемещения племен, вторжений и завоеваний. Поэто­му культура этой обширной области Древнего Востока отличается многообразием своих проявлений.

Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной сис­теме. Развивалось ремесло (строительство, гончарное производство, металлургия, ткачество). Каменные ору­дия вышли окончательно из употребления в начале 3-го тыс. до н.э. В общегосударственном масштабе была введена единая система мер и весов, развита торговля. Месопотамия становится центром караванных путей.

Долгое время здесь не было политического един­ства, централизованной власти и единой религии, а су­ществовало много городов - государств (Ур, Лагаш, Урук и др.) со своими правителями, законами и божест­вами. Постепенно царская власть приобретает деспоти­ческий характер. Царь становится верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решает вопросы войны и мира (Ассирия, Вавилония).

В эту эпоху идет становление государственности и "гражданского общества", появляются новые виды деятельности, особенно в сфере управления и обучения. Не случайны высокие достижения Месопотамии в об­ласти теории и практики, государственного права (законы Шульги и Хаммураппи; административное де­ление страны на провинции; разделение гражданской и военной власти в провинциях); в области военного дела и историографии. Эти достижения потом усвоили не только страны Востока, но и эллинские правители, и римские кесари.

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро - вавилонская математика и астрономия (позиционная система цифр, шестидесятеричный счет, система определения лунных фаз, установление про­должительности года). Жители Древней Месопотамии умели определять точное время, ориентировать стены городов и башен на четыре стороны света, соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 30-й параллели. Были развиты изготовление бронзы, мно­гокрасочных поливов на керамике, лекарств; медицина (хирургические операции, систематизация некоторых болезней). Древняя цивилизация Двуречья оставила разработанный и довольно совершенный календарь.

Но самым важным открытием в Древней Месо­потамии была письменность: клинопись шумеров в на­шем сознании связана с Двуречьем так же, как пирами­ды с Египтом. Месопотамская письменность появляется на рубеже IV-II тыс. до н.э. Вечными памятниками месопотамской культуры стали бесчисленные клинопис­ные тексты на глиняных табличках, иногда - на камне: документы хозяйственной отчётности, строительные или закладные надписи, культовые тексты, списки зна­ков, сборники пословиц, многочисленные "школьные" или научные тексты, списки названий гор, стран, расте­ний, профессий и должностей, первые двуязычные сло­вари. Клинопись оказала сильное влияние на финикийское письмо, от которого берут начало греческий и бо­лее поздние алфавиты. При школах, крупных храмах и дворцах создавались библиотеки (самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала).

Древнемесопотамская литература включает в се­бя фольклорные поэмы, сказки, авторские произведения ("Эпос о Гильгамеше", "Поэма об Этане", "Разговор господина с рабом", "Поэма об Атрахасисе" и др.). Древнемесопотамская словесность, ее тематика, поэти­ка, самовидение мира и человека оказали значительное воздействие на литературу соседних народов, на Биб­лию и через неё - на литературу Европы.

Религия в Древней Месопотамии не составляла стойкой системы, а складывалась из отдельных местных культов. В верованиях шумеров (3-е тыс. до н.э.) пре­обладали культы богов и богинь - покровителей от­дельных общин; они обычно были также богами расти­тельности и ирригационного земледелия.

Верховными божествами считались бог неба Ан и богиня земли Ки. Богом воздуха был Энлиль, воды - Энки, Луны - Наниа, войнами "заведовал" Нергал, бо­гиня любви и плодородия называлась Иштар (она же являлась покровительницей города Уруки).

Большое значение имел культ умирающих и вос­кресающих божеств растительности, скотоводства (Таммуз). В конце 3-го тыс. до н.э. в связи с укреплени­ем единого деспотического государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон. В пери­од возвышения Вавилона (18 в. до н.э.) верховным бо­жеством был объявлен бог - покровитель этого города - Мардук. Наряду с верховным божеством признавались семь главных богов, составлявших совет старейшин в обществе богов - пантеоне. Для шумероаккадского общества, исповедующего политеизм, характерно было то, что духовная жизнь не подавлялась религией, до­пускалась относительная веротерпимость, даже атеи­стические взгляды. Жреческая каста была довольно мо­гущественной. Благодаря их усилиям человечество зна­чительно продвинулось вперед в области математиче­ских знаний и астрономии. Роль людей в религиозной системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть объявлена божественной силой.

Мифология Междуречья отражает, в основном, представления народов, живших ирригационным зем­леделием, а также оседлых охотников и скотоводов (космогонические мифы). До нас дошли, главным обра­зом, записи официальных версий мифов, подчинённых идее о бессилии человека перед богами.

Удивительны достижения обитателей Междуре­чья в строительном деле (регулярная сеть улиц, канали­зация, двойные стены, арки и своды). Основным строи­тельным материалом служила необожженная глина, по­этому строения постепенно разрушались, и сегодня от прежних архитектурных памятников остались лишь ог­ромные кучи глины. В Месопотамии строили культовые сооружения - зиккураты (Вавилонская башня - зиккурат Этеменанки; "Белый" и "Красный" храмы в Уруке, зиккурат в Уре - этот храм служил также жрецам как обсерватория для астрономических наблюдений) и светские здания - дворцы (дворцовые комплексы Ашшунасирпала II, Саргона II; дворец Навуходоносора и его жены Семирамиды со знаменитыми "висячими са­дами" и др.). Стены дворцов и храмов украшали релье­фы. Своеобразными памятниками культуры являются каменные печати в виде цилиндра, палетки (пластины) и стелы (палетка Нармера, стела Нарамсина). В странах Междуречья создавались произведения круглой пласти­ки - скульптуры (статуи правителей, статуэтки моля­щихся людей - адорантов, грозные изваяния фантасти­ческих зверей - шеду).

Декоративно-прикладное искусство представлено замечательными произведениями художественного ре­месла из "Царской гробницы" в Уре (оружие, шлем, фи­гурки животных, арфы и прочие изделия).

Наивысшего расцвета месопотамская культура достигла в Вавилоне в IV в до н.э. В том же столетии Вавилон был завоеван персидским царем Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов, но сохранил значение одного из величайших городов мира. Затем вследствие завоеваний Александра Македонского оригинальная восточная культура Месопотамии приоб­рела многие черты культуры Греции. Начался новый период ее развития - период эллинизма.

Выводы

Первобытная культура – синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решающую роль в культурном процессе.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей являлась мифология. Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и др.

Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма, а также магии.

В первобытном обществе возникли зачатки всех видов искусства.

Египетская культура оказала большое влияние на культуру древних греков и римлян.

Накоплены важнейшие практические знания в области математики, астрономии, медицины, архитектуры, скульптуры, философии и др.

В Древнем Египте искусство находилось на службе у фараонов. В религии был развит заупокойный культ, мумифицирование – всего свободного населения, культ животных.

Необычна и сложна мифология древних египтян. В мифах они видели символическое описание сверхъестественных, потусторонних событий, в них объяснялись явления природы и смысл человеческого существования.

Месопотамская цивилизация развивалась параллельно с Египтом, но она во многом непохожа на него. Основной отраслью экономики было оросительное земледелие, ремесла (строительство, гончарное производство, металлургия, ткачество). У шумеров была введена единая система мер и весов, развита торговля.

В эпоху шумеров идет становление государственности и «гражданского общества (законы Шульги и Хаммураппи; административное деление страны на провинции; разделение гражданской и военной власти в провинциях)».

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и астрономия, библиотеки (позиционная система цифр, шестидесятеричный счет, система определения лунных фаз, установление продолжительности года, довольно совершенный календарь и др.).

Религия складывалась из отдельных местных культов.

Удивительны достижения в строительном деле, художественном ремесле – регулярная сеть улиц, канализация, двойные стены, арки и своды, зиккураты, рельефы на стенах дворцов и храмов, фигурки животных, арфы и др.

вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте культуру Каменного, Медно-бронзового и Железного веков.

2. Какова роль мифов в развитии культуры древнего мира?

3. Каковы достижения египтян в областях: математики, астрономии, медицины и архитектуры?

4. Чем характеризуется шумерская культура?

5. Каковы достижения вавилонской культуры?

Лекция 3

 
 


План

1. Культура Древней Греции.

2. Культура Древнего Рима.

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiguus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное население античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

Эллинские государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II – I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

1. Культура Древней Греции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: