К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным — методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).
Классификация методов обучения по дидактической цели
В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
— методы приобретения новых знаний;
— методы формирования умений и навыков;
— методы применения знаний;
— методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин)
Выделяют следующие методы:
• объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) (сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
• репродуктивные (преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя);
|
|
• проблемного изложения (преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства);
• частично-поисковые (эвристические) (Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания);
• исследовательские (Сущность его состоит в следующем:
• преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;
• учащиеся самостоятельно ее разрешают;
• преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).
По способу изложения
- Репродуктивные (формируют опр. круг представлений о мире)
- Объяснительно-иллюстративное изложение
- Образно-ассоциативная лекция
- Повествовательное изложение
Продуктивные (активное формируют познавательные способности, проф интерес, мировоззрение, опыт творческой деятельности)
- Проблемное изложение
- Диалогическое изложение
- Персонифицированное изложение
- Контрольное изложение