Метод – это путь к чему- либо.
Методы воспитания – это способы совместной, взаимосвязанной деятельности, которая направлена на решение воспитательных задач.
Методы формирования опыта, навыков и привычек общественного поведения – это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.
Их синонимичное название – методы приучения, методы упражнения (по названию ведущих методов воспитания этой группы).
1)Средства упражнения – сохранение порядка обучения, исполнение познавательных задач, исполнение задач деятельности (труд), общественное поручение, отношения, игра и т.д.
Основная функция методов - выработка умений и привычек правильного поведения.
2)Приучение – это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.
Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.
3)Педагогическое требование – это предъявление требований к выполнению определённых норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе.
Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, реальная задача, конкретное указание к выполнению какого – либо действия.
По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намёка, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.
4)Поручение – с помощью этого метода детей приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. Применение поручения воспитывает у детей ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.
5)Общественное мнение – это выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, соц.общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.
6)Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Они могут быть специально организованы педагогом.
Их функция – создать условия для сознательной, активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые формы поведения, ценности.