Классификация методов по источникам передачи содержания

I группа - Словесные методы (Рассказ, беседа, инструктаж и др.)

II группа - Практические методы (Упражнения, тренировка, самоуправление и др.)

III группа - Наглядные методы (Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)

Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:

методы формирования сознания;

методы формирования поведения;

методы формирования чувств и отношений.

Средствами воспитания являются знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства и культурные ценности.

Формы воспитания:

1. Формы физического воспитания: спартакиада, весёлые старты, кросс, эстафета, олимпиада, поход.

2. Формы эстетического воспитания: экскурсия, выставки (музей, театр), КВН, прогулки, концерты.

3. Формы нравственного воспитания: семинары, конференции, классный час, митинг, демонстрация.

4. Формы трудового воспитания: субботник, волонтёрство, экологические, политические акции, мастер-классы, тренинги.

1 классификация методов воспитания по направленности (по Щукиной):

Методы формирования сознания личности (убеждение с помощью назидательных историй, басен, притчей; объяснение, этические беседы, внушение, инструктаж, диспут, пример)

Методы организации деятельности:

o Упражнение – это отработка умения или навыка путём повторяющихся умственных действий. Эффективность зависит от:

- системы упражнений

- от их содержания

- доступности и посильности

- объёма

- частоты повторений

- контроля и коррекции

- личных особенностей воспитанника

- места и времени выполнения упражнений

- мотивации и стимулирования

o Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определённую деятельность воспитанника и проявление у него определённых качеств.

Различают прямые (приказания, указы) и косвенные (совет, просьба, намёк) требования.

o Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение

o Метод поручения. По содержанию поручения могут быть организационными (связаны с работой в выборных органах), учебными, научными, общественно-политическими, трудовыми, эстетическими, спортивными, нравственно-этическими, экологическими, шефскими. Продуктивность деятельности обучаемых при выполнении поручений и заданий, а также воспитательный смысл последних зависят в значительной мере от соблюдения определенных педагогических требований. Поручения должны:

- иметь общественную ценность;

- быть конкретными и понятными;

- учитывать интересы, возможности и общественные потребности обучаемых;

- постепенно усложняться;

- носить не эпизодический, а последовательно-систематический характер.

o Игровой метод. относится к имитационным методам; это разыгрывание ролей (сюжетно-ролевая игра), деловые игры. Способствуют развитию мышления и познавательных интересов.

1. Методы стимулирования:

o Поощрение (положительная оценка деятельности). Виды: одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками.

o Наказание - применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неугодное или морально неправильное поведение. Виды: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд, возмущение, упрёк, ироническая шутка.

o Соревнование. Цель: достижение более высоких показателей в труде, спорте, художественной и других видах деятельности; развития творческого сотрудничества между обучаемыми или группами обучаемых; формирования предприимчивости, личной инициативы и активности, стремления к успеху достойными нравственными средствами.

2 классификация методов воспитания (по Пидкасистому):

1. Методы, формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией

2. Методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы

3. Методы, оказывающие помощь воспитанников и осуществляющие оценку их поступков

29.Воспитательная работа куратора группы.

Одной из форм учебно – воспитательной работы со студентами является кураторство – это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов.

В работу куратора входит:

- проведение организационного собрания со студентами 1го курса

- подбор актива группы (староста, профорг, культорг), помощь в создании в коллективе атмосферы доброжелательности, товарищества и взаимопомощи.
- проводить встречи с группой (кураторские часы) обсуждать проблемы и.т.п.

- работа по профилактике конфликтных ситуаций и.т.д.

- анализ итогов экзаменационных сессий и контроль за текущей успеваемостью студентов как про итогам контрольных недель, так и по текущей информации преподавателей, ведущих занятия в группе.

- содействие в всестороннем культурном развитии студентов

Содержание деятельности куратора определяется такими функциями, как:

Информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий)

Организационная (предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы)

Коммуникативная (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственной участие в жизни группы в качестве формального лидера)

Контролирующая (административная)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: