Формы организации педагогического процесса. Взаимосвязь педагогических форм с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса

Организационная форма обучения – это специальная конструкция процесса обучения, обусловленная его содержанием, методами, средствами и видами деятельности обучающихся.

Формы организации педагогического процесса:

• урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе;

• лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;

• семинар — практическое занятие всей учебной группы;

• лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;

• учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.

•групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;

• иные формы организации.

В мировой практике в разные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения:

• классно-урочная;

• лекционно-практическая, курсовая;

• бригадно-групповая;

• индивидуальная;

• кабинетная;

• система интенсивного (ускоренного) обучения;

• система политехнического обучения (изучение основ наук и основ современного производства в их единстве);

• система разноуровневого обучения и др.

В современной дидактике организационную форму понимают как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием, методами, средствами и видами деятельности обучающихся.

По количеству обучающихся выделяют следующие организационные формы обучения:

1.Фронтальные – работа с целым потоком.

2. Групповые – поток разбивается на группы.

3. Индивидуальная – работа с каждым обучающимся.

В структуре процесса обучения можно выделить 3 группы организации форм обучения:

1.Формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку

2.Формы, направленные на практическую подготовку

3.Формы контроля знаний и умений уч-сч.

Выбор организационных форм и их сочетание зависит от дидактических целей и содержания обучения.

Традиционные формы организации учебного процесса.

Теоретическая подготовка Практическая подготовка Контроль
Урок; лекция; Семинар; экскурсия; самостоятельная работа; конференция; консультация; индивидуальное задание Лабораторная работа; практическое занятие; дидактическая игра; практика; курсовое проектирование; дипломное проектирование К/Р; тестирование; экзамен; зачет; коллоквиум; аттестация; рейтинговая оценка; машинный контроль

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: