Организационная форма обучения – это специальная конструкция процесса обучения, обусловленная его содержанием, методами, средствами и видами деятельности обучающихся.
Формы организации педагогического процесса:
• урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе;
• лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;
• семинар — практическое занятие всей учебной группы;
• лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;
• учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.
•групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;
• иные формы организации.
В мировой практике в разные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения:
|
|
• классно-урочная;
• лекционно-практическая, курсовая;
• бригадно-групповая;
• индивидуальная;
• кабинетная;
• система интенсивного (ускоренного) обучения;
• система политехнического обучения (изучение основ наук и основ современного производства в их единстве);
• система разноуровневого обучения и др.
В современной дидактике организационную форму понимают как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием, методами, средствами и видами деятельности обучающихся.
По количеству обучающихся выделяют следующие организационные формы обучения:
1.Фронтальные – работа с целым потоком.
2. Групповые – поток разбивается на группы.
3. Индивидуальная – работа с каждым обучающимся.
В структуре процесса обучения можно выделить 3 группы организации форм обучения:
1.Формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку
2.Формы, направленные на практическую подготовку
3.Формы контроля знаний и умений уч-сч.
Выбор организационных форм и их сочетание зависит от дидактических целей и содержания обучения.
Традиционные формы организации учебного процесса.
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Контроль |
Урок; лекция; Семинар; экскурсия; самостоятельная работа; конференция; консультация; индивидуальное задание | Лабораторная работа; практическое занятие; дидактическая игра; практика; курсовое проектирование; дипломное проектирование | К/Р; тестирование; экзамен; зачет; коллоквиум; аттестация; рейтинговая оценка; машинный контроль |