Каждому преподавателю (начиная от ассистента кафедры) необходима строгая система в подготовке, которая может обеспечить высокий организационно-методический уровень как отдельных лабораторно-практических занятий, лекций, так и всего учебного процесса. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний. Знания преподавателя вуза не должны ограничиваться рамками учебников. Ему необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять обьем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с другими преподавателями (кафедры, факультета, вуза), посещать семинары и лекции, то есть постоянно повышать свои профессиональные, научные и деловые качества.
|
|
Тематический план должен раскрывать дидактическую последовательность изучения тем и включать определённое количество часов на их изучение. Преподавателю следует дидактически осмыслить содержание каждой темы, используя теоретические положения, исследования, исторические факты, производственные примеры. Цель такой дидактической перестройки - активизировать интерес студентов к предмету и воспитать чувство ответственности к будущей профессии. Чёткое и детальное представление о содержании курса позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана.
Продуманный тематический план помогает преподавателю рационально распределить учебный материал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременно подобрать и подготовить необходимые Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.
Тематический план может быть составлен на один или два семестра соответствующего учебного года. Форму плана определяет сам преподаватель в зависимости от специфики предмета, содержания и своеобразия учебного материала, темы занятия, Учебно-материальной базы. Структура тематического плана должна содержать следующие пункты: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, количество часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы (способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях - в частности на лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, межпредметные связи, содержания для самостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу.
|
|
Обьём знаний, которое должен получить студент в результате изучения предмета, определён «примерной программой». Преподаватель, знакомясь с программой по дисциплине, должен обратить внимание на то, что в ней приводится примерное распределение учебного времени по темам. С учётом непрерывного научно-технического прогресса распределение учебного времени по отдельным темам может быть изменено по решению методической комиссии факультета, но в пределах общего количества часов, отведённых на изучение дисциплины.Однако не следует значительно сокращать время на изучение тем, которые, по мнению преподавателя, не очень важны, так как это может нарушить стройность и целостность изучаемого предмета. В дальнейшем преподаватель изучает содержание программы и основного учебника (учебного пособия) по каждой теме предмета. В связи с развитием научно-технического прогресса и другими переменами, происходящими в обществе и некоторым отставанием содержания программы и учебника в особенности, связанных с их подготовкой и изданием, в них могут отсутствовать сведения о новых технологиях, формах и т.д. Поэтому преподавателю необходимо ознакомиться с последними специальными журналами, новыми книга и справочными пособиями. Полный комплект тематических планов по изучению предмета позволяет преподавателю проанализировать свою работу за прошедший учебный год. При подготовке к новому учебному году в разработанные планы вносятся необходимые корректировки.
Составление тематического плана следует начинать с распределения материала внутри каждой темы, на отдельные занятия. На изучения сложных и больших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и, наоборот, в течение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов. При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру, то есть обучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения и закрепления нового материала; использование наглядных пособий и технических средств обучения; содержание и обьем самостоятельной работы. Цель занятия должна формулироваться чётко и кратко. Тип занятия, формы и методы обучения зависят от особенностей содержания учебного материала, материально-технической базы, уровня подготовки студентов к данной теме занятия. Важным фактором являются также особенности педагогического мастерства преподавателя, глубокое знание им учебного материала, умение организовать учебный процесс с применением эффективных методов обучения. При разработке плана занятия преподаватель должен главное внимание уделить изучению специальной и педагогической литературы, анализу учебного материала и педагогических особенностей самих студентов. Занятие в большинстве случаев не имеет ярко выраженных структурных элементов: объяснение материала в меру необходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний; проверяя знания студентов, преподаватель одновременно закрепляет их; элементы нового для студентов преподаватель может вводить и в процессе проведения занятия и закрепления материала, и при проверке знаний. В плане занятия, преподаватель вычленяет структурные единицы - этапы, логически завершённые отрезки учебного времени, каждый из которых характеризуется определёнными задачами, содержанием, видами деятельности преподавателя и студентов. План не должен быть громоздким и сложным. В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённых знаний; задание для самостоятельной работы. Молодые преподаватели вуза обычно остро нуждаются в приобретении навыков работы над словом при подготовке к уроку. К характерным недостаткам начинающих преподавателей относятся многословие, непоследовательность изложения материала изучаемой темы, нарушение запланированного времени (регламент), отсутствие аргументации, неумение чётко сформулировать выдвигаемые положения и др. Поэтому, кроме плана урока начинающим преподавателям необходимо иметь конспект - занятия, освещающий весь ход занятия с формулировкой вопросов, содержанием изучаемого материала, методикой использования наглядных пособий и т.д. В то же время преподаватель никогда не должен читать конспект на уроке. Преподаватель должен так усвоить материл, чтобы свободно рассказывать, зачитывать можно только цитаты, выдержки.
|
|
49.Методика планирования и проведения семинарского занятия.
Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.
Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.
|
|
При разработке методики семинарских занятий важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой студентов, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.
Для эффективности семинара большое значение имеет еще одна сторона ее взаимосвязи с лекцией. Лектор дает план лекции, рекомендует литературу. Методически возможно подчеркнуть связь между лекцией и семинаром: назвать несколько вопросов, представляющих большой теоретический интерес и практическое значение, которые за недостатком времени не представляется возможным осветить и о которых есть возможность подробно поговорить на предстоящем семинаре. При этом важно привлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность, обострить желание разобраться в них.
Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре.
В процессе подготовки, прорабатывая предложенные вопросы, студент определяет для себя один-два из них (можно, конечно и больше), в которых он чувствует себя наиболее уверенно и в качестве консультанта или оппонента намерен задать тон на семинаре.
План подготовки семинарского занятия:
Изучение требований учебной программы к теме семинарского занятия;
Определение целей и задач семинара, подбор систематизированного материала к семинару;
Разработка плана семинара;
Выработка различных вариантов решения основных проблем семинара;
Подбор литературы, рекомендуемой студентам к данной теме;
Разработка рекомендаций студентам по организации самостоятельной работы в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучение литературы, подготовка индивидуальных и групповых докладов, выступление по отдельным вопросам);
Написани6е развернутого конспекта семинара, распределение пунктов плана по времени;
Моделирование вступительной и заключительной частей семинара.
Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).
Не только сам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.
В связи с этим можно предложить
План проведения семинарского занятия:
Вводная часть. Обозначение темы и плана семинарского занятия.
Предварительное определение уровня готовности к занятиям.
Формирование основных проблем семинара, его общих задач.
Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.
Основная часть.
50. Методика планирования и проведения комбинированного урока.
Индивидуальные, фронтальные формы обучения на уроке являются традиционными, а коллективные (групповые, парные) формы работы требуют активных, самостоятельных обучающихся, способных решать поставленные перед ними задачи. В последнее время интерес обучающихся к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных (креативных) уроков. В зависимости от дидактических целей и звеньев в процессе обучения реализуемых на уроке в настоящее время можно выделить 9 типов уроков, но самым распространённым (традиционным) считается комбинированный урок.
При рассмотрении структуры комбинированного урока можно выделить следующие его элементы (этапы):
- Организация начала урока (оргмомент);
- Проверка выполнения домашнего задания (проверка знаний
обучающихся, т.е. опрос);
- Подготовка к основному этапу урока, усвоение новых знаний
(изучение нового материала);
- Закрепление знаний и способов действий;
- Обобщение и систематизация знаний;
- Подведение итогов урока;
-Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
- Оценка знаний.
Главным критерием качества комбинированного урока является не только его особая организация труда, но личные достижения обучающихся, их опыт, степень их самостоятельности и осознанности процессом обучения.
Ведущими или традиционными методами преподавания, являются:
1) рассказ с элементами беседы;
2) беседа, сопровождающая демонстрацией наглядных пособий;
3) работа со схемами, рисунками, таблицами;
4) поисковая беседа с целью разрешения проблемной задачи;
5) самостоятельные наблюдения, опыты;
6) самостоятельные работы с учебником, рабочими тетрадями, картами;
7) лабораторные работы и практические занятия;
8) видеофильмы.
Комбинированный урок отличается оптимальной сменой видов учебной работы, что соответствует физическим и психическим возможностям обучающихся.
Комбинированный или смешанный урок. Вид урока:
- практикум,
- конференция,
- семинар,
- контрольная работа,
- лекция.
51. Методика планирования и проведения дидактической игры.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках (учебных занятиях) – одно из наиболее существенных требований обеспечивающих качество обучения.
Дидактическая игра – это средство активизации познавательной деятельности, развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.
Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие.
Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями обучающихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.
Дидактическая игра требует серьезной предварительной подготовки со стороны педагога и обучающихся. В процессе игры от обучающихся требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Сделав материал доступным, интересным, дидактическая игра создает богатые возможности для выявления у обучающихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению коллектива, формированию у обучающихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения педагога и обучающегося, делая их более доброжелательными. Однако злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность обучающихся, может привести к пробелам в их знаниях.
При организации дидактических игр необходимо продумывать следующие вопросы:
1.Какие умения и навыки обучающиеся освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
2.Как организовать участие в игре максимального количества обучающихся?
3.Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4.Как с наименьшей затратой времени ознакомить обучающихся с правилами игры?
5.На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей?
6.Как организовать наблюдение за обучающимися, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
7.Какие выводы следует сообщить обучающимся после игры (лучшие моменты, недочеты, результаты усвоения теоретических знаний, отметки участникам игры и др.)?
Коллективные игры в группе следует разделять по дидактическим задачам занятия: обучающие, контролирующие, обобщающие игры.
Обучающей будет игра, если обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании теоретического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому обучающемуся необходима определенная теоретическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление обучающихся с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления обучающихся о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение студентов в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог обучает студентов правильно выполнять действие;
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется уровнем подготовки обучающихся, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых студенты добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности студентов.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере обучающихся и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.